Приложение МААМ

Конспект родительского собрания «Готовность детей к школьному обучению»

Оксана Юсупова
Конспект родительского собрания «Готовность детей к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

• Повысить родительскую компетентность по вопросам готовности детей к школьному обучению.

• Познакомить родителей с играми и упражнениями на развитие у детей познавательных процессов (внимание, мышление, память, речь).

• Пробудить желание увидеть проблемы своего ребёнка изнутри и найти способы их решения.

• Обучение родителей знаниям и умениям, способствующим гармонизации детско-родительских отношений.

Ведущий: Добрый вечер уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей встрече. Приближается день, когда ваши дети пойдут в первый класс. Скоро перед ними распахнёт двери школа и начнётся новый период их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы, вместе с ними «сядете» за парты.

Сегодня мы предлагаем вам поговорить о школе, а точнее, о готовности ребёнка к школе.

Каждый родитель заинтересован в школьных успехах своего ребёнка, получении положительных эмоций от обучения. И сейчас всех волнует вопрос «Как помочь ребенку стать учеником?». Давайте вместе попробуем в этом разобраться.

Как бы вы определили, что ждёт школа от ребёнка? (рассуждение родителей)

Ответить, как правило, трудно, потому что порой самим родителям неясно, к чему же готовить сына или дочь.

Давайте узнаем, а готовы ли вы, родители, к школе?

"Разминка"

Детям - взрослым предлагается игра "Да-нет", в которой на каждый вопрос ведущего надо ответить либо "да", либо "нет".

• Ноль меньше трех (Да.)

• Год начинается в марте (Нет.)

• Земля квадратная (Нет.)

• Есть ли числа больше, чем тысяча (Да.)

• "А"- последняя буква в алфавите? (Нет.)

• Звук [М]- гласный (Нет.)

• Буква "Е" состоит из двух звуков? (Да.)

• Название городов пишутся с маленькой буквы? (Нет.)

• Неделя начинается со вторника (Нет.)

• Градусником измеряют длину (Нет.)

• Может ли быть пятница после четверга (Да.)

• У пятиугольника шесть сторон (Нет.)

• "Я"- первая буква в алфавита (Нет.)

• Предложение начинается с большой буквы (Да.)

• Ударный звук всегда гласный (Да.)

Вот видите, даже вы, зная казалось бы всё, испытывали затруднения, вот так и наши дети не всегда справляются с заданиями. Поэтому не судите их за это строго, а разъясните и помогите "добыть" недостающие знания.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать будущий школьник?

Практическое задание: «Мой ребёнок – будущий первоклассник»

Вы все очень хорошо знаете своих детей. Подумайте и выделите черты, которые, по вашему мнению, помогут или затруднят предстоящую учебу в школе. Возьмите фигурку человечка, напишите на ней синим цветом, те черты, которые помогут и красным цветом те черты, которые затруднят учебу вашего ребенка. А после этого поставьте фигурку на одну из трех полосок – дорожек, ведущих к школе. Сиреневая полоска означает сильное ваше беспокойство, желтая – умеренное, зеленая полоска – нет особого беспокойства.

(Родители выполняют задание и делятся своими опасениями)

Ведущий: Подготовка к школе – процесс многоплановый. Психологи выделяют 5 основных компонентов готовности к школе:

1. Физическая

2. Интеллектуальная

3. Эмоционально-волевая

4. Мотивационная

5. Социально-коммуникативная (готовность в сфере общения)

Остановимся подробнее на каждом.

1. Физическая готовность детей к обучению в школе

Под физической готовностью подразумевают развитие физических качеств детей соответствующих возрасту (рост, вес, здоровье и т. д.) и физическую подготовленность (сила, быстрота, выносливость, позволяющим ребёнку успешно адаптироваться к физическим нагрузкам школьного обучения.

Обучение в школе потребует от ребёнка большой физической нагрузки, способность управлять своими движениями, телом. Нередко из-за недостаточности физического развития, физических качеств, некоторые дети отстают в учении (тяжёлый портфель, ходить пешком на длинные расстояния, частоболеющие дети).

Важно развивать у ребёнка ловкость, координацию, силу, выносливость. Последнее качество является важной характеристикой физического развития. Это качество тесно связано с работоспособностью, так необходимой для успешной учёбы (предстоит сидеть на 4 уроках по 40 минут соблюдая правила).

Из-за недостаточности развития мелкой мускулатуры руки у ребёнка возникают описки, пропуски букв.

Предлагаю вам выполнить графический диктант.

графический диктант «Собака».

У каждого родителя тетрадный листок в клетку. Родители выполняют графический диктант по инструкции педагога.

Отступите 6 клеток сверху и 6 клеток слева, поставьте точку и начинайте рисовать.

Такие и подобные упражнения помогают тренировать мелкую мускулатуру рук, развивать произвольное слуховое и зрительное внимание, слуховую память. (с более подробным материалом о физической готовности детей к школьному обучению можно ознакомиться в моей статье "Физическая готовность детей к школьному обучению", опубликованной на моей странице на МААМ. RU)

2. Интеллектуальная готовность детей к обучению в школе

Важнейшими показателями уровня подготовки ребёнка к школе являются хорошо развитые:

• Речь

• Восприятие (способность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета)

• Память

• Воображение

• Наглядно-образное мышление (умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребёнка; сравнивать предметы, находить различия и сходства; выделять целое и его часть; группировать предметы по определённым признакам; делать простейшие выводы и обобщения).

Речевая готовность к обучению в школе

подготовила учитель-логопед Викторова М. Г.

Цель: акцентировать внимание родителей на речевой готовности ребёнка к школе; показать роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Одним из актуальных вопросов в общей готовности к школе, по мнению учёных, является формирование речевой готовности к обучению в школе. В психолого-педагогических исследованиях различают общую и специальную речевую готовность.

Основными направлениями работы при речевой подготовке дошкольников должны быть:

1. Общая речевая подготовка:

-формирование содержательной и связной диалогической и монологической речи;

-развитие речевого творчества, накопление и обогащение словаря;

-совершенствование грамматической правильности речи;

-развитие способностей к речевой деятельности.

2. Специальная речевая подготовка:

-развитие элементарного осознания языковой действительности;

-развитие умения ориентироваться в звуковой культуре слова;

-подготовка к обучению чтению и письму.

Таким образом, речевая готовность дошкольников предполагает развитие разных, сторон речи: звукопроизношение, грамматической правильности речи, обогащение словаря, выразительности речи.

Помимо развития речи у ребёнка ещё должны быть сформированы графомоторные навыки.

Остановимся подробнее на каждом из них.

1. Звуковая сторона речи (звукопроизношение).

Ребёнок должен уметь:

- правильно произносить все звуки речи;

- чётко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например, мотоциклист, регулировщик);

- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;

- изменять темп речи (говорить медленно или быстро);

Нарушение звукопроизношения приводит в итоге к тому, что ребёнок пишет так, как проговаривает. На письме появляются замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи, а также появляются ошибки при чтении.

2. Грамматическая сторона речи (навыки словоизменения и словообразования).

Ребёнок должен уметь:

- изменять существительные по падежам и числам (например, санки, на санках);

- употреблять различные предлоги;

- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например, голубое полотенце);

- согласовывать существительные с числительными (например, один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

- правильно употреблять глаголы (например, я бегу, ты бежишь, он (она) бежит).

В связи с недоразвитием этого компонента речи можно наблюдать следующие аграмматизмы:

- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);

- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

Навыки словообразования:

Ребёнок должен уметь:

- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например, глаза – глазки – глазищи);

- образовывать глаголы с помощью приставок (например, шел – вышел – перешел – обошел);

- образовывать название детенышей животных;

- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например, малина – малиновое, лиса – лисья).

Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то на письме могут наблюдаться:

- замены суффиксов (козлята – «козлёнки»);

- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

3. Лексическая сторона речи (словарный запас).

Ребёнок должен уметь:

- точно подбирать слова;

- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

- дифференцировать обозначения предметов и классифицировать их (например, «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»; помидор, огурец, картофель — это овощи);

- употреблять сложные слова (например, длинноногий, вислоухий);

- пользоваться эпитетами (например, чистое поле);

- подбирать метафоры (например, туча комаров);

- использовать слова и фразы с переносным значением (например, сломя голову);

- подбирать синонимы (например, храбрый – смелый – отважный);

- подбирать антонимы (высоко — низко, длинный — короткий).

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста.

4. Связная речь.

Ребёнок должен уметь:

- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

- рассказывать о пережитых событиях;

- пересказывать содержание сказки, рассказа;

- описывать окружающие предметы;

Нарушение связной речи выражается в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

5. Сформированность графомоторных навыков.

Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);

Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.

Особую роль в развитии речи дошкольников играет работа по речевой подготовке детей к школе в условиях семьи.

Часто родители задают вопрос: «А как заниматься с ребёнком?» .ничего сложного в этом нет. Ребёнок учится играя. Для этого родителям необходимо подобрать игровой речевой материал. Обратиться к логопеду, воспитателю - они помогут вам с подборкой необходимого речевого материала. Сейчас издается много дидактической литературы по этой теме.

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 6-7 лет в кругу семьи, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Можно развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

Предлагаю вам поиграть с ребёнком в следующие речевые игры.

Это могут быть игры со звуками, буквами, слогами:

- Кто больше придумает слов со звуком «р».

-Где находится звук в слове (в начале, конце или в середине слова?

-Замени звук «р» в слове (роса) на звук «К» и получи новое слово (коса).

-Какие буквы можно выложить из 2,3,4-х палочек? Составь с ними слова и прочитай их, придумай с каждым словом предложение.

-Кто больше придумает слов со слогом «МУ»? (мука, музыка, Мурка, муха, мухомор).

Игры со словами:

-Какое слово лишнее и почему? (волк, лиса, кошка, белка).

-Отгадай профессию по наводящим словам – варит, жарит, выпекает, готовит еду (повар) и т. д.

-Слова наоборот: сильный- слабый, умный-глупый…

-Один-много: окно – окна, рука – руки, стул – стулья…

-У кого кто? У кошки – котенок, у овцы – ягненок, у воробья – птенец…

-Кто где живет? У кого какое жилище? - Белка в дупле, сорока в гнезде…

-Кто кем будет? Щенок – собакой, цыпленок – петушком или курочкой.

-Кто что и как ест? - лакает, клюет, грызет, жует…

-Какой? Какая? Какое? Окно – большое, чистое; мышка – серенькая, маленькая, пугливая, осторожная; стол – новый, деревянный, дорогой…

- Кто кем был? Лошадь – жеребёнком, мышка – мышонком…

- Кто больше вспомнит названия цветов? – роза, пион….

-Узнай предмет по описанию –туловище, голова, ноги, грива, хвост - лошадь….

Игры с предложением:

-Кто больше придумает предложений со словом? (яблоко, ведро, дерево)

-Вопросы-ответы. Почему мальчик испачкал руки? Зачем мама готовит завтрак?.

-Как сказать по-другому? Компот из яблок – яблочный компот, дом из дерева -

деревянный дом…

-Узнай предмет по описанию: железная, острая, с ушком, нужна для вышивания – игла…

-Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить -свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым? Мягким? Вкусным? И др.

4. Игры на развитие связной речи.

Чтение сказок, стихов, художественных произведений обогащает словарь ребёнка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Он постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых.

Читайте с ребёнком небольшие рассказы с несложным сюжетом, задавайте ему вопросы, пусть перескажет своими словами.

Можно предложить ребёнку самому попробовать составлять небольшой рассказ на предложенную тему. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить ему свободу действий. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.

Дети 6-7 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребёнка. Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамотной.

Заканчивая тему о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, чем богаче и правильнее у ребёнка станет речь, тем успешней он будет усваивать школьный материал.

3. Эмоционально-волевая готовность детей к обучению в школе

Ребёнку в 6 лет трудно управлять своим поведением, потому что у него ещё недостаточно сформирована воля.

Произвольным, т. е. управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребёнка: внимание, память, мышление.

Показатели эмоционально-волевой готовности:

• Ребёнок умеет осознавать свои чувства (отрицательные и положительные, понимает своё эмоциональное состояние, умеет справляться с ними (гибко переключаться с одного эмоционального состояния на противоположное).

• У ребёнка сформирован определённый уровень произвольного управляемого поведения (ребёнок умеет сосредоточиться на определённой работе, длительно удерживать цель, стремиться к достижению результата своей деятельности, умеет преодолевать трудности).

• Ребёнок способен правильно и адекватно оценивать свою работу и её итоги).

4. Мотивационная готовность к обучению в школе.

• Позитивное отношение к школе, учителям, самому себе

• Желание ходить в школу

• Объективность самооценки

5. Социально-коммуникативная готовность к обучению в школе

Т. е. умение строить свои отношения со сверстниками и взрослыми.

Показатели готовности детей к школе в сфере общения:

• Ребёнок умеет строить свои отношения с взрослыми с различных позиций: ребёнок – взрослый, партнёр – партнёр, ученик – учитель.

• Ребёнок умеет строить свои отношения со сверстниками в совместной деятельности: умеет договариваться, взаимодействовать, оказывать помощь, поддержку, руководить, подчиняться по необходимости, избегать конфликтов.

В школе система межличностного общения меняется. Отношения становятся более деловыми, тогда как в детском саду они были более эмоциональными и индивидуальными. В школе ребёнок оценивается по выполненным делам. Поэтому важно постоянно готовить детей к системе новых отношений.

Ведущий: Теперь вы знаете, что включает в себя готовность к школе. Конечно, только развитие всех компонентов школьной готовности позволит ребенку чувствовать себя хорошо в школе и добиваться положительных результатов.

Но самое главное при подготовке к школе – сформировать у него желание учиться.

В заключение очень хочется сказать, что подготовить ребенка к школе может каждый родитель, главное системность, постоянство и терпение. Никто лучше вас не знает своего ребёнка, поэтому мы желаем вам плодотворно поработать этот год и с удовольствием пойти в школу. В помощь вам мы подготовили памятки, где есть маленькие подсказки, как это сделать интереснее.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Быть готовым к школе сегодня не значит уметь читать, писать, считать

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Л. Венгер

• Помогите своему ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.

• Приучайте ребенка содержать свои вещи в порядке.

• Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.

• Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.

• Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.

• Приучайте ребенка к самостоятельности.

• Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

• Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ.

1. Своё имя, отчество и фамилию, свой возраст, свой домашний адрес.

2. Свой город, его главные достопримечательности и страну, в которой живёт.

3. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

4. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года).

5. Домашних, диких животных, животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, и их детёнышей.

6. Транспорт наземный, водный, воздушный.

7. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

8. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

9. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

10. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая -левая сторона, верх- низ и т. д.)

11. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке. Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

12. Различать гласные и согласные звуки. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

13. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

14. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

15. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.

16. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).

17. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания для средней группы «Развитие коммуникативных способностей или учим детей общению» Цели: —помочь родителям лучше понимать природу внутренних переживаний ребенка; —показать родителям роль полноценного общения детей в развитии.

Конспект родительского собрания по правовой защите детей «Любить и беречь»Конспект родительского собрания по правовой защите детей «Любить и беречь» Цель. Правовое просвещение родителей. Задачи. 1. Познакомить родителей с нормативно-правовыми актами, призванными защищать права детей.

Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность»Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Родительское собрание во второй младшей группе №1 «Сказка» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Цель:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект родительского собрания «Готовность детей к школьному обучению»
Опубликовано: 27 ноября 2024 в 20:46
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект родительского собрания «Готовность детей к школьному обучению»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Юсупова (УИ 445495) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД