Светлана Гнилицкая
Конспект родительского собрания для родителей воспитанников подготовительной группы «Здоровье детей — в наших руках!»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Форма проведения: ситуативная игра
Актуальность.
Вредные привычки и их последствия – это тема, которая всё больше волнует и тревожит наше общество. Самая распространенная из них – употребление табачной и никотиносодержащей продукции. В нaстоящее время эта проблема «молодеет», все чаще этой пагубной привычке поддаются не только подростки, но и дети младшего школьного возраста. Как бы мы ни ограждали своего ребенка от этой проблемы, к сожалению, в его жизни наверняка сложится такая ситуация, когда ему предложат попробовать первую сигарету, алкоголь, наркотическое средство. И мы не можем предвидеть, кaк ребёнок поведёт себя в такой ситуации, сможет ли он противостоять уговорам и ответить твердым отказом. Поэтому необходимо уже сейчас, в преддверии школы, понять всю важность этой проблемы, и быть готовым уберечь от нее своего ребенка. Роль семьи в профилактике табакокурения фундаментальна. Родители должны привить ребёнку критическое отношение к вредным привычкам, расширять круг полезных потребностей и интересов детей. В первую очередь родители должны показывать детям пример своего «правильного» и здорового образа жизни. Родителям необходимо помнить, что их ребёнок, состоявшийся как нравственная и успешная личность, есть самая высокая мера оценки их жизненного пути. Данное родительское собрание должно помочь родителям будущих школьников правильно проводить профилактику табакокурения.
Публикация «Конспект родительского собрания для родителей воспитанников подготовительной группы „Здоровье детей — в наших руках!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Целевая аудитория: родители детей подготовительной к школе группы.
Цель: Просвещение и осведомление родителей по проблеме табакокурения среди детей и молодежи.
Задачи:
-создать условия для формирования активной гражданской позиции родителей будущих школьников;
- предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме табакокурения;
- показать необходимость активного обсуждения этой проблемы в семье;
-показать значимость и важность личного примера родителей для детей, их поведения, образа жизни.
Условия и место проведения: групповое помещение детского сада. На ковре стулья расставлены по кругу.
Ход собрания
Вступительное слово воспитателя. Подрастают наши дети. Вот уже совсем скоро они станут школьниками. Из маленьких, беспомощных детишек они постепенно превратятся в юношей и девушек. Школьная пора преподнесет немало различных хлопот и переживаний. Подрастут дети, и мы можем столкнуться с более серьезными проблемами.
Отец и мать должны быть первыми учителями своих детей. Родителям необходимо сознавать свою ответственность. Мир полон ловушек, расставленных для наших детей. Они не в состоянии различить скрытые опасности и ужасный конец пути, который кажется им дорогой к счастью. Родителям следует помнить, что их детям придется столкнуться со множеством искушений. Еще до рождения ребенка следует начинать подготовку, которая позволит успешно бороться со злом. Как уберечь своего ребенка от курения?
Возможно, мы с вами не найдем сегодня универсального рецептa, но попробуем четко определить свою родительскую роль и смоделировать свои действия в некоторых типичных воспитательных ситуациях.
И первый вопрос присутствующим Что вы знаете о курении? Для того, что бы каждый из вас мог самому себе ответить на этот вопрос, предлагаю тест, в нем десять вопросов. Ответы на них должны быть однозначными: " верно", "неверно", одно из этих слов нaпишите против вопроса в тексте, затем сравните с ответами на обороте листа (раздает тексты теста, участники включаются в работу).
Тест "Что мы знаем о курении"
1. Дети курят, чтобы "быть как все".
2. Не курящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.
3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.
4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течении года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.
5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.
6. Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушилось нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.
7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.
8. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.
9. Большинство курящих в состоянии бросить курить в любое время.
10. Нет ничего страшного в том, что дети "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратится в привычку.
Лист ответов на вопросы теста:
1. Верно; 2. Верно; 3. Неверно; 4. Верно; 5. Неверно; 6. Неверно; 7. Неверно; 8. Верно; 9. Неверно; 10. Неверно.
- Итак, по вашей реакции ясно, что вы далеко не все знаете о курении. Для уточнения ваших знаний ознакомьтесь с памяткой "О влиянии курения на здоровье"
Памятка для родителей "О влиянии курения на здоровье"
1. В состав табачного дыма входит около 4000 химических веществ, многие из которых ядовиты. Более сорока из них могут стать причиной раковых заболеваний. Так, в моче курящих в шесть раз больше радиоактивного полония, чем у не курящих. Токсические вещества табачного дыма - свинец, висмут, мышьяк, синильная кислота, формальдегид и другие.
2. В течение 30 лет курильщик выкуривает около 20000 сигарет (около 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 6-10 минут, а в целом продолжительность жизни курильщика на 8-15 лет меньше, чем некурящего.
3. Курение и лёгкие. Главной причиной возникновения и развития " табачного кашля" становятся капли дёгтя, осевшие в лёгких. Вследствие этого возникает постоянный воспалительный процесс - хронический бронхит и постоянный спазм лёгких -эмфизема. Это, в свою очередь приводит к легочной недостаточности: одышке бронхиальной астме, раку лёгких. Гораздo чаще, чем у не курящих, возникает рак губы, языка, полости рта, гортани, пищевода. Доказано, что туберкулёзом лёгких заболевают в девятнадцать раз чаше курящие люди, раком лёгких - в 20-22 раза чаще. Хроническим бронхитом заболевают все курильщики через 14- 20 лет интенсивного курения.
4. Курение и язва желудка. Курение ведёт к сужению кровеносных сосудов, самым благоприятные условия для оболочки желудка и двенадцатипёрстной кишки. Смертельность от этих заболеваний у курящих в 4 раза выше, чем у некурящих. В 30-40% случаев регистрируется расстройство функции желчного пузыря.
5. Курение и поражение сосудов нижних конечностей. В народе это заболевание отмечено как "ноги курильщика". Суть заболевания - сужение просветов артерии из-за действия никотина. В результате нарушается питание тканей, а, в крайнем случае, происходит их омертвение (гангрена). В начальной стадии болезнь проявляется такими симптомами как зябкость ног чувство онемения в пальцах.
Затем наступает перемежающаяся хромота. Завершается заболевание гангреной и ампутацией.
6. Курение и сердце. Риск заболеть и умереть от болезни сердца (гипертония, стенокардия, инфаркт миокарда, инсульт выше, если человек курит. При курении никотин способствует повышению частоты сокращений, в результате чего сердце вынуждено работать интенсивнее, и ему требуется больше кислорода. Одновременно угарный газ, образующийся в лёгких из дыма, уменьшает количество кислорода, поступающего в кровь и к сердцу. Таким образом, в то время, когда организм требует большое количество кислорода, он его недополучает. Кроме того, курение временно повышает кровяное давление, сужая сосуды и учащая сердечный ритм.
7. Курение родителей и вред своему ребёнку. В грудном молоке курящей женщины содержится никотин, за счёт чего оно приобретает неприятный вкус, и иногда дети отказываются от него. Часто взрослые курят, наклоняясь над коляской, в результате чего последний становится пассивным курильщиком. Такой ребёнок становится беспокойным, у него снижается аппетит. Детский организм не получает достаточно кислорода, возникает заболевание органов дыхания. У детей, чьи матери курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам, они часто болеют эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей, часто отстают от своих сверстников в умственном развитии.
8. Курение и аллергия. Табак является аллергеном и способен играть стимулирующую роль в развитии ряда аллергических заболевания - бронхиальной астмы, дерматитов, мигрени и др. Обследование большой группы рабочих табаководческих бригад и работников табачных фабрик показало, что 21,7% из них страдали контактным дерматитом, почти 50% - воспалительным процессом слизистой оболочки носа, 17,3% - бронхиальной астмой.
Этап ситуационной игры.
Воспитатель : Конечно, мы все взрослые понимаем, как опасно приобщение к курению наших детей. Но огромное плакаты на улицах приглашают к курению, подчеркивая "эстетичность", "взрослость" этого занятия, хотя лицемерно, как в насмешку внизу плаката подчеркивают "Минздрав предупреждает…" Противостоять трудно, особенно ребенку, тем более, если взрослые рядом постоянно тянутся к сигарете и в минуту радости, и стресса, утверждая, что им помогает.
Очень часто, объясняя детям, пагубность этого вредного пристрастия, мы говорим с ними на разных языках, мы не убедительны, а порой - беспомощны. Давайте включимся в ситуационную игру и попытаемся отработать возможные варианты общения с детьми на эту тему. (воспитатель формирует творческие группы либо помогает или предлагает участникам объединиться парами).
Задание 1.
Моделирование ситуаций. Ролевая игра.
Разыгрывание ситуаций: Один родитель играет роль отца, а другой - ребенка.
Ситуация №1. Ваш ребенок пришел с улицы. Вы почувствовали запах сигаретного дыма от его одежды. Ваши слова и действия.
Ситуация №2. Ваш папа курит дома на кухне, закрывая дверь, но запах дыма все равно проникает во все комнаты. Вам это не нравится. Поговорите с папой. Расскажите, что вы чувствуете
Ситуация №3. Сын сказал вам, что одноклассники считают его слабаком. Говорят, что он не мужик, так как не курит. Что вы ему скажите?
Ситуация №4. На улице вы замечаете группу одноклассниц вашего сына. Они курят сигареты. Ваши мысли и действия.
Задание 2
Представьте присутствующим модель своего поведения в ситуации, когда вы, появившись неожиданно, заставьте своего ребенка курящим. По окончании времени обсуждения (5 минут) представьте результат в словесной форме либо в форме имитационного диалога с предполагаемым "ребенком". Возможные варианты моделей поведения, обычно представляемые родителями, можно свести к двум разновидностям:
• ребенок в своем возрасте еще многого не понимает, поэтому я отберу сигарету, отчитаю сына (дочь) как следует и откажу в каком-то удовольствии в качестве наказания (запрет слушать музыку, ходить гулять, запрет на давно ожидаемую покупку);
• я постараюсь договориться в ребенком без нервов и нотаций. Я приведу примеры из жизни (как долго и безуспешно пытается бросить курить дядя, страдающий астмой, как кашляет и тратит крохи из пенсии, на сигареты дедушка и т. д.). Я посетую на то, что ребенок меня очень огорчил, ведь я всегда гордилась тем, что мой сын (дочь) меня понимает и жалеет.
Представленные варианты обсуждаются участниками.
Задание 3.
Ситуация: Ваш ребенок нашел информацию о курении: в России курят 65% мужчин и 30% женщин и задает вам вопрос: "Если курить так вредно, почему же так много людей курят?"
Что вы ответите?
Возможный вариант представления результатов обсуждения (его можно озвучить, если участники затрудняются в поиске собственного) :
Курят, конечно, многие. Но спроси любого взрослого курильщика, нравится ли ему быть зависимым от сигареты? Известный всем профессор М. П. Кончаловский с горечью вспоминает о том, когда будучи подросткам, начинал курить: "Глаза буквально лезли на лоб, голова кружилась, во рту была нестерпимая горечь, тошнило. Но взрослые вдруг нас курили, и вот из озорства или из-за мальчишеской шалости мы тоже приучились курить".
Знай, что сначала курят для того, чтобы казаться мужественным, а потом всю жизнь борются с этой пагубной привычкой и страдают от неё. А взрослость можно доказать другими поступками, я знаю, ты на них способен. Спасибо, что ты меня понял, я тебя люблю!
Задание №4.
Ваш ребёнок, даже понимая, что курение вредно, порой, мучительно, ищет баланс между этим пониманием и жёстким прессингом со стороны сверстников, которые считают тех, кто не курит - «малявками», "слабаками" и " маменьками сынками ".
Попытаемся научить ребёнка противостоять этому напору. Очень полезно оказывается "проигрывание" с ребёнком ситуации, когда ему якобы навязывать сигарету или обвиняют в том, что он ещё маленький. Каждая группа обсуждает несколько возможных обвинений или призывав со стороны сверстников и возможных обвинений или призывов со стороны сверстников и возможные варианты реагирования вашего ребёнка на эти действия, а затем представляет их на суд участников.
Воспитатель : а если вы всё же чувствуете, что ваш ребёнок не вполне убеждён в нашей правоте по поводу вреда курения, любо колеблется под влиянием сверстников?
Попробуйте предложить ему (либо вместе с ним прочтите) информацию о том, как в процессе развития цивилизации пресекалось пагубное пристрастие к курение. Ведь это опыт многих поколений и люди так поступали не зря.
• По религиозным мотивам в Италии табак был объявлен "забавой дьявола".
• Римские папы предлагали отлучать от церкви курящих табак.
• В той же стране 5 монархов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене.
• В Англии по указу Екатерины II (1585 год) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.
• В России во время царствования царя Михаила Федоровича попавшийся на курении первый раз наказывался 66 ударами палок по стопам, во второй раз - отрезанием носов и ушей. Частных торговцев табаком повелевалось "пороть, ссылать в дальние города"
• В Турции курение табака запрещалось Кораном. Всех, кто нарушал запрет, избивали, высверливали в их носах отверстия, в которые вставляли трубки. Во время турецко-персидской войны (1638 год) солдат, куривших табак, вешали, им отрубали головы.
Наверняка после такой информации ребенок задаст вопрос: "Почему же. Несмотря на запреты. Курение распространилось так широко?". Ответ простой: курение распространилось так как приносит огромные доходы. Но эти доходы отражаются в здоровье и слезах курящих людей и их близких родственников.
Задание 5.
Предполагаю, что, вернувшись с сегодняшнего собрания, вы задумаетесь, и возможно приметесь за нравоучения и нотации старших детей или курящих близких. Давайте покажем нашим детям, что мы не только заинтересованные, но и творческие люди.
Предлагают каждой группе на выбор один из вариантов задания: изобразить плакат из цикла "Нет сигарете!"; короткое стихотворение без назидания, осуждающее вредную привычку; письмо взрослеющему сыну (дочери). А завтра дети познакомятся с продуктами вашего творчества и определят победителя. (Приложение 1)
Воспитатель : Огромна армия курящих на земле. Ежегодно курение убивает свыше миллиона курильщиков, то есть каждые три секунды от этой пагубной привычки умирает человек… Несмотря на это количество курильщиков стремительно растет, ведь рекламщики богаты на выдумку. А тут еще многочисленные сорта сигарет, упакованные в разноцветные пачки с яркими, привлекающими внимание картинками.
Именно поэтому только мы сможем повлиять на становление негативного отношения к курению у ребенка. Ведь пример родителей и близких взрослых носит фундаментальную роль в профилактике вредных привычек у детей. Послушайте, пожалуйста, одно воспоминание из детства и подумайте, не будет ли такого воспоминания у вашего ребенка, когда он станет взрослым.
«Все мое детство состояло из борьбы с родительским курением. Первой акцией протеста (в годовалом возрасте) было съедание пачки сигарет. Вкусовых ощущений не помню, но потом, говорят, меня промывали… Возможно, тогда неприязнь к табаку и проросла.
Чем-то таким сизым и неприятно пахнущим занимались родители в закрытой от меня кухне. Доченька, там курят, это вредно, тебе туда нельзя, отравишься. Курят, вредно. Нельзя, отравишься. Курят, вредно… ОНИ КУРЯТ, ИМ ВРЕДНО. ТАК ИХ ЖЕ СПАСАТЬ НУЖНО!
Года в 4 (пользуясь некоторым вундеркинизмом и бабушкой) писала большими буквами письмо Самому Главному дяде (видимо, генсеку, или кто тогда был? Председатель Политбюро) про то, что закройте сейчас же табачные заводы, потому что родители же отравятся.
Потом где-то узнала, что родителей можно пытаться отучать от курения НЕ ТОЛЬКО нотациями, воспитательными беседами и нравоучениями, но и, например, устраиванием приятных неожиданностей. Как то: выкинуть из пачки все сигареты (тщательно измельчив, а засыпать туда ирисок.
Можно было еще на них жалобно плакать. Помогало, но странно. Родители стали прятаться в ванную, на балкон и в подъезд, и прятались так несколько лет. Но запертые от меня помещения прекратились, и я несколько успокоилась. Росла себе философски, махнув рукой на безнадёжных предков.
От моей одежды пахнет табаком.
Разложенные на просушку на крышках кастрюль и чайников сигареты всегда жутко раздражают: они валятся оттуда, рассыпаются, намокают и пачкаются. И нужно их брезгливо собирать.
Я слышу утренний кашель курильщика. Вечерний кашель курильщика. Вечный кашель курильщика…
Меня никогда не посылают за хлебом, а посылают иногда - за «Bond’ом».
Сколько помню себя - вокруг пепельницы. Особенно на кухонном столе. Красивая хрустальная, смешная пластмассовая, разбитая деревянная и много других.
У моей мамы рак.»
-Не увидели ли вы сходства с родителями этой девочки? Кто может с уверенностью сказать, что у вашего ребенка никогда не будет таких воспоминаний?
А может кто-то хочет откровенно поделиться, что у него нет твердой уверенности, что ребенок, став взрослым, никогда не вспомнит о табачном зловонье?
Давайте же, объединив усилия, спасем наших детей от дыма сигареты! В первую очередь покажем им свой пример здорового образа жизни.
Рефлексия.
- А сейчас хотелось бы услышать ваше мнение о пользе нашей сегодняшней встречи.
Желающие родители по кругу высказывают свое мнение.
Воспитатель зачитывает проект решения собрания, родители вносят дополнения и голосуют.
Решение собрания
• Каждому родителю осознать необходимость ориентира на формирование у детей навыков здорового образа жизни на личном примере.
• Ориентировать родителей на проведение бесед в кругу семьи о вреде курения.
• Воспитателю продолжить работу по профилактике табакокурения и вредных привычек, для этого разработать систему внеклассных мероприятий по этой теме.
- На этом наше заседание собрание подошло к концу. Я благодарю всех участников. Спасибо за общение, работу и сотрудничество!