Анжелла Шепенева
Конспект родительского собрания «Каким я представляю своего ребенка в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Каким я представляю своего ребенка в школе».
Цель: Привлечение внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.
Задачи:
1. Способствовать повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни, осознанию родителями собственной позиции принятия ребенка
Публикация «Конспект родительского собрания „Каким я представляю своего ребенка в школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
2. Обучение практическим навыкам по формированию у ребенка готовности к обучению в школе, в частности по формированию мотивационной готовности.
Материалы: 2 волшебных мешочка: 1 - с мелкими игрушками, 2 – с конфетами, карточки с заданиями, 2 листа ватмана, шариковые ручки, фломастеры, цветные карандаши, мультимедийная установка, слайдовая презентация.
Ход мероприятия.
1. Упр. «Знакомство» - «Мешочек с вещами».
Цель: знакомство участников друг с другом, самопрезентация.
Ведущий предлагает мешочек со школьными атрибутами (мелкими игрушками). Во время презентации участник называет свое имя, вытаскивает, не глядя, любой предмет из мешочка, озвучивает то, чем он схож с доставшимся предметом.
2. Разогрев.
Из волшебного мешочка родители по очереди достают конфеты двух разных видов: «Лимончик», «Клубника со сливками» ( каждого вида конфет должно быть: число присутствующих родителей, деленное на 2) – такая жеребьевка поможет в дальнейшем при обсуждении вопросов.
2.1. Упражнение «Кто быстрее…» (в командах по названию конфет).
Игра «Найди свое место» Родители становятся в коллоны, в алфавитном порядке по первой букве своего имени.
Постройте в командах:
• Квадрат;
• Треугольник;
• Ромб;
• Букву.
Спасибо, присаживайтесь на свои места.
Сегодня мы обсудим очень важную тему – предстоящее обучение в школе наших детей.
Предлагаю определить степень Вашего беспокойства по поводу приближающегося школьного обучения ребенка – по сигналу колокольчика:
• Испытываете сильное беспокойство - поднимите 2 руки вверх;
• Слегка волнуетесь, - поднимите 1 руку вверх;
• Если испытываете чувство радости, уверенности за своего ребенка, - сложите руки перед собой, как ученики.
Предлагается обосновать сделанный выбор. По очереди высказываются все родители, получившие конфету «Лимончик».
3. Основная часть.
Слышали ли Вы когда-нибудь словосочетания; «Ребенок не готов к школе», «Готовность к школе», «Школьная зрелость»… Что, на Ваш взгляд, означают данные понятия, что в них входит, какого ребенка можно назвать готовым к обучению в школе? (высказывания родителей)
3.1. Арттерапевтическое упражнение «Ребёнок, готовый к школьному обучению».
Цель: диагностика знаний родителей о готовности ребёнка к школьному обучению.
Сейчас вам предлагается нарисовать, каким Вы представляете ребенка, готового к школьному обучению, написать, какими качествами личности обладает такой ребёнок (работа в командах). Презентация полученных работ.
Насколько близко находится Ваш малыш к ребёнку, представленному на рисунке? Что необходимо сделать, чтобы он стал ближе? (ответы родителей).
Информационное сообщение с сопровождением слайдовой презентацией. Психологическая готовность к обучению в школе вовсе не заключается в умении читать и писать (слайд 1). Детям до школы чтение и письмо в лучшем случае не вредят, цифры и буквы воспринимаются ими как очередная частичка окружающего мира, и они быстро утрачивают к ним интерес. Чрезмерный объем информации не развивает вообще никого.
Кроме того, если ребенку до семи лет дать неправильный навык чтения или письма, его потом невероятно трудно будет переучить! (слайд 2) Главный приоритет в вопросе образования ребенка на этапе его подготовки к школе, как и всего периода дошкольного детства, должен принадлежать общему развитию ребенка. Именно оно обеспечивает дальнейшую успешность обучения ребенка в школе. Это означает, что педагоги дошкольных образовательных учреждений и родители, дети которых идут и школу, должны заботиться, прежде всего, о том, чтобы у них были сформированы те общие способности и те качества личности, которые необходимы ребенку для осуществления принципиально новой для него деятельности - учебной. (слайд 3) Среди главных составляющих понятия «готовность к школе» - развитее любознательности и познавательной активности ребенка, умения самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи. (слайд 4) Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования. Главное в дошкольном обучении - развитие потенциальной способности узнавать новое, поэтому па этапе дошкольного детства знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство умственного развития. (слайд 5) Их объем не должен превышать возрастных возможностей детей и дублировать школьные учебные программы.
Важнейшими показателями уровня подготовки ребенка к школе являются хорошо развитые речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление: умение элементарно рассуждать, (слайд 6) выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка, сравнивать предметы, находить различия и сходство. выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие выводы и обобщения и др.
(слайд 7) Помимо перечисленного, для осуществления успешной учебной деятельности в первом классе необходимо, чтобы у ребенка были развиты волевые качества личности. Чтобы он в доступных для его возраста пределах управлял своим поведением, умел направлять свои усилия на решение учебных задач, был организованным, понимал и выполнял правила, которые будут предъявляться ему учителем. Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими людьми, был доброжелательным с другими детьми, взрослыми, в том числе педагогами, умел подчиняться требованиям сверстников и взрослого, понимать, что не все зависит от него.
(слайд 8) Важно также, чтобы ребенок умел управлять своим телом, хорошо двигался и ориентировался в пространстве, чтобы у него была развита мелкая моторика рук, а также были скоординированы движения руки и глаза.
(слайд 9) Также очень важным компонентом готовности к школе является личностная (мотивационная) готовность, т. е. готовность и желание ребенка принять новую социальную позицию школьника, желание учиться, положительно воспринимать образ школы.
Содержательная сложность отмеченной проблемы заключается в том, что у многих детей не складывается объективное представление о школе : оно либо чрезмерно идеализированно, неадекватно оптимистично, либо чрезмерно негативно: школа вызывает опасения как нечто чуждое, тревожное, опасное. (слайд 10)
Как Вы думаете, из каких источников ребенок может получить информацию о школе? Цель: помощь в осознании родителями собственного воспитательного влияния; профилактика деструктивных родительских установок :
• Информация, получаемая из СМИ, фильмов, мультфильмов, литературы;
• Информация, получаемая от различных взрослых, других детей;
• Информация, получаемая от значимых взрослых, от их отношения к школе, веры в успех своего ребенка ( Мама: «Даже не знаю, как она будет учиться!»)
Отвечают «Клубнички»
3.2. Упражнение «Родительские установки».
Каждой группе родителей раздаются карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Предлагается предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания? Измените высказывания так, чтобы формировался положительный стереотип школьного обучения.
• Вот пойдешь в школу, там тебе…
• Ты, наверное, будешь двоечником! (Может вызвать чувство тревоги, неверие в свои силы, утрату желания идти в школу).
• Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником! (Родительские притязания и завышенные требования основаны не на признании реальных возможностей ребенка, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе).
• Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось! (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Иными словами, взрослый испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребенка. Бремя двойной нагрузки: веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу).
• Ты обещаешь мне в школе не драться и не бегать, а вести себя тихо и спокойно? (Постановка перед ребенком невыполнимых целей, толчок его на путь заведомого обмана).
• Попробуй мне только еще сделать ошибки в работе! (Ребенок под постоянной тяжестью угрозы наказания за свою «плохость», могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиться комплекс неполноценности)
4. Рефлексия, Родителям, передавая клубок по кругу, предлагается закончить предложение «Чтобы помочь моему ребенку стать учеником, я…»;
И ответить на вопросы: «Что я чувствую по окончанию собрания, чему я научился, над чем задумался».
Спасибо всем за активную работу!