Анна Губар
Конспект родительского собрания «Ребенок на пороге школы»
▼ Скачать + Заказать документы
РЕБЁНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ
Цель: педагогическое и психологическое просвещение родителей по вопросам воспитания и обучения детей, поступающих в первый класс
Задачи:
1. организовать просветительскую и консультативную помощь семьям при подготовке ребёнка к школе;
Публикация «Конспект родительского собрания „Ребенок на пороге школы“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
2. вовлечь родителей в понимание социальной готовности ребёнка к школе через опыт активного обучения;
3. применить различные виды работы группы для достижения задач.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, клип «Пора в школу», «Рецепт удачного дня»,
карточки красного, синего, зелёного цвета (для определения уровня тревожности, 2 листа бумаги формата А3, маркеры, схема «Школьная готовность» -O-? что это, мяч, памятки родителям будущего первоклассника «Ваш ребёнок идёт в школу» на каждого участника, четыре цветные карточки с компонентами школьной готовности (интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, социально-личностная готовность, мотивационная готовность,карточки с ситуациями из школьной жизни первоклассников, аудиозапись весёлой музыки.
Ход мероприятия
Знакомство-приветствие:
«БИНГО»
Разговаривая друг с другом, родители находят среди участников собрания людей, в чем-то на себя похожих, например: родился в феврале; любит тихие вечера; имеет большую коллекцию марок; нравится зима; любит море и т. д. Участникам нужно найти как можно больше людей, которые имеют схожие с ними качества.
Ведущий (В.). Добрый день, уважаемые родители! Благодарим вас за присутствие на нашей встрече. Надеемся, что она будет интересная и познавательная. Чтобы вы поняли, о чём пойдёт речь на нашей встрече, я предлагаю вам посмотреть вот этот клип. (Демонстрация клипа «Пора в школу»)
Родители определяют тему родительского собрания
В. Дорогие родители, мы понимаем ваше беспокойство за ваших детей, которые покидают стены детского сада и уже стоят на пороге школы. Мы сейчас попробуем вместе с вами определить степень вашего внутреннего состояния в связи с новым жизненным этапом вашего ребёнка. А для этого мы попросим вас выбрать карточку с тем цветом, который наиболее выражает ваше отношение к переходу ребёнка на новую ступень развития.
Интерпретация выбранного цвета: красный означает высокий уровень тревожности, синий – средний; зелёный – низкий
Ведущий:«МЯЧ РАДОСТИ»
Участники стоят в кругу.
-Я хочу поделиться с вами радостным настроением. Для этого поверните обе руки ладонями вверх, а «мяч радости» покатится по ним, оставляя вам хорошее настроение. Условие: мяч нельзя ронять, перебрасывать. Мяч должен катиться.
«Школьная готовность ребёнка к школе» - раскрытие понятия
В. Каждый родитель заинтересован в школьных успехах своего ребёнка, получении положительных эмоций от обучения. Да и ребёнок ждёт, что у него будет всё получаться, дети все с ним будут общаться, дружить, и учительница у него будет самая красивая.
- Каковы же ваши ожидания от предстоящего обучения ребёнка в школе?
Мы сейчас попробуем разделиться на 2 группы, под весёлую музыку двигаемся хаотично, по моему хлопку вы быстро находите себе пару, по второму хлопку ваша пара должна себе подобрать ещё одну пару.
Инструкция
Первая группа пишет на своих листках главное, что должен уметь ребёнок, поступающий в первый класс школы.
Вторая группа напишет те критерии, по которым ребёнок не готов к школе.
Родители работают самостоятельно в группах. Затем, по очереди прикрепляют свой листок на доску, объясняя свой выбор. Когда все родители выйдут и выскажутся, ведущий обобщает ответы родителей, составляя «портрет идеального, по мнению родителей, первоклассника.
В. Вы назвали все качества, необходимые для успешного обучения в школе. Каждое качество можно отнести к тому или иному компоненту школьной готовности, представленному на доске. Чтобы не путаться в этих понятиях, мы сейчас с вами разделимся на 4 группы (используем цветные карточки, садимся по кругу в соответствии с выбранным цветом, образуя 4 группы).
Ваша задача: в течение 2-х минут ознакомиться с компонентами школьной готовности (написаны на цветных карточках) (интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, социально-личностная готовность, мотивационная готовность) и рассказать остальным группам, насколько вы поняли эти понятия.
Вы успешно справились с этим заданием, а сейчас попытаемся разобрать ситуации из школьной жизни первоклассников, определить, какой из компонентов школьной готовности наиболее сформирован у ученика, а какой наименее. И что нужно сделать для того, чтобы помочь ребёнку в формировании того или иного компонента.
Работаем в группах того же состава, что и прежде.
Ситуация 1.
Петя – общительный мальчик. Он быстро входит в контакт со своими одноклассниками, классным руководителем. Но на уроке он становится тихим, старается быть незаметным. Учительница отмечает, что Пете очень трудно пересказывать текст, считать он может только до 10 и то постоянно путается при счёте, плохо запоминает стихи.
В: У мальчика не сформирована интеллектуальная готовность.
Ситуация 2.
Школьный психолог так охарактеризовал эту девочку: легко вступает в контакт с детьми и взрослыми, всегда доводит начатое дело до конца, выполняет все указания учителя, но часто на уроки приносит свою куклу и здесь же играется с нею. После беседы с мамой выяснилось, что Катя с трудом встаёт в школу, часто просит мать отвести её обратно в детский сад, потому что в школу ходить она не хочет.
В: Ребёнок должен не только достичь определённого возраста, но и должен достичь психологической готовности.
Ситуация 3.
Мама с папой очень рады: их сын Саша, по их мнению, хорошо подготовлен к школьному обучению : он рано научился читать, считает до 100, прекрасно запоминает стихи и с большой охотой декламирует их дома.
Но каково же было их удивление, когда родители узнали от классного руководителя, что мальчик часто плачет на уроках, он стесняется выходить к доске отвечать, не участвует в играх с одноклассниками, старается молчаливо отсидеться в сторонке.
В: У ребенка не сформирована эмоционально-волевая готовность к школе.
Ситуация 4.
Алёна – весёлая, быстрая девочка, легко может организовать игру на перемене, предложить помощь учительнице. У неё хорошая память, достаточно развитая речь, память, мышление. Но классный руководитель говорит, что часто начатое дело она не доводит до конца, перекидывается на другой вид деятельности и опять не заканчивает его.
В: У девочки не сформирована мотивационная готовность.
В. Уважаемые родители! Вы только что попытались объяснить, почему не сформированы те или иные составляющие школьной готовности у детей и что нужно делать в этой ситуации. Мы с педагогом-психологом разработали для вас памятки «Ваш ребёнок идёт в школу», где даны рекомендации, на что обратить внимание при подготовке детей к школе.
«Ваш ребёнок идёт в школу»
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
• Как вы считаете, необходимо ли продолжать раскрытие темы подготовки ребёнка к школе?
• Что оказалось для вас интересным?
• Что показалось наиболее сложным?
Рефлексия
«Рецепт удачного дня»
Берём день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма, равнодушия.
Добавляем три полные (с верхом) ложки оптимизма, большую горсть веры, ложечку терпения, несколько зёрен терпимости, и, наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем! Особенно к несущим добро людям!
Всю получившуюся смесь заливаем сверху ЛЮБОВЬЮ!
Теперь, когда блюдо готово, украшаем его лепестками цветов доброты и внимания. Подавать ежедневно с гарниром из тёплых слов и сердечных улыбок, согревающих сердце и душу. Удачного дня!
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ярмолинская, М. М. Сотрудничаем с семьей/ М. М. Ярмолинская, Т. П. Елисеева. - Мн. :Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ,2003. –С. 70
2. Чечет,В. В. Педагогика семейного воспитания:учеб. пособие/ В. В. Чечет. - Мн. : Пачатковая школа, 2007.- 184с.
3. Панько, Е. А. Шестилетний ребенок в семье и учреждении образования: пособие для педагогов учреждений дошкю образования / Е. А. Панько (и др.); под. ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Минск: Нац. ин. -т образования, 2016.-2016с. :ил.