Светлана Анатольевна Жабина
Конспект развлечения в старшей группе «Народные забавы на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект развлечения разработал и опубликовал, воспитатель высшей категории: Жабина Светлана Анатольевна
Интеграция образовательных областей:
- познание;
- социализация;
- физическая культура;
- чтение художественной литературы;
- музыка.
Цель:
Воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.
Задачи:
Публикация «Конспект развлечения в старшей группе „Народные забавы на Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2014
- сформировать у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства соприкосновения с ним, пробудить чувство любви к Родине (“социализация”);
- знакомить детей с народно-прикладным искусством (“художественное творчество”);
- знакомить детей с устным народным творчеством (“коммуникация”);
- воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному краю (“социализация”);
- формировать нравственные качества для установления позитивных межличностных отношений (“социализация”);
- создание благоприятного психологического климата в группе, сплочение детского коллектива (“социализация”);
- развивать двигательную активность детей (“физическая культура”).
Материалы и оборудования:
Аудиозаписи с русской народной музыкой; “уголок русской избы” с предметами быта, половица, имитация русской печи, прялка, русский народные костюмы, корзинка, мешочек, елочки, ленточка, костюмы для ряжений, Вифлеемская звезда, самовар, угощения, пластиковые лыжи, экран.
Предварительная работа:
Знакомство с предметами быта, обычиями и традициями на других занятиях, посещение музея “русская изба”, чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок;
Слушание русской народной музыки, пение русских народных песен, организация и проведение русских народных игр “Заря-зарница”, “Горелки”, “Золотые ворота”, “Клубок”, “Дударь” и др.
Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие, очень рады видеть вас у себя в гостях.
«Для дорогого гостя и ворота настежь».
Ведущая: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Милости просим в гости.
«Рады гостям, как хорошим вестям!»
Ведущая: Издавна на Руси любил русский народ повеселиться. Наши ребята тоже любят праздники.
1-й ребенок: Эй, девчонки – хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте веселей,
Чтоб порадовать гостей!
(Все девочки поют частушки).
2-й ребенок: Балалайка заиграла
И пустились ноги в пляс.
Мы веселые частушки
Пропоем сейчас для вас!
3-й ребенок: Поленился утром Ваня
Причесаться гребешком,
Подошла к нему корова
Причесала языком!
4-й ребенок: На базаре я была,
Видела Мирона.
У Мирона на носу
Каркала ворона.
5-й ребенок: Сидит Ванька у ворот,
Широко разинув рот,
А народ не разберет,
Где ворота, а где рот.
6-й ребенок: Я надену бело платье,
Буду в нем красавица.
Пусть лентяи не подходят,
Пока не исправятся.
7-й ребенок: Если б не было воды,
Не было бы кружки.
Если б не было девчат –
Кто бы пел частушки?
8-й ребенок: Ох, кончаю петь частушки,
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Если делать нечего.
Ведущая: Милости просим в гости.
Не толпитесь на крылечке,
Проходите ближе к печке,
Рассаживайтесь поудобней.
В тесноте, да не в обиде.
Ребё нок: Мира, счастья, здоровья вашему дому!
(Дети садятся на лавочки).
Ведущая: Хозяин весел — и гости радостны.
Когда же еще веселиться, если не на Рожественских “каникулах”, называемых Святками. Рождественская ночь является началом Святок, а длятся эти праздничные дни — Рождественские гуляния — 12 дней и продолжаются до Крещения. Все эти дни православные радуются Рождеству Христову. Зима — самое подходящее время для веселья. Как нельзя кстати приходится на это время Рождественские гуляния. И уж тут наши предки веселились и гуляли от души.
Ведущая: Какие русские народные праздники вы знаете?
(Дети называют).
Ведущая: Какие старинные забавы вам знакомы?
(Дети перечисляют).
Загадка: Под гору - коняшка, а в гору - деревяшка.
Ведущая: Катание с горки на санках — веселая зимняя забава. Чем дальше прокатятся санки, тем длиннее уродится лен. Так что катание с горки не только зимнее развлечение, но и настоящая предвесенняя сельскохозяйственная рота. Чтобы выросли в новом году морковка и лук — не ленись, дальше с гор катись.
Загадка: Не столяр, не маляр, не плотник, а у крестьянина первый работник.
Ведущая: Одной из забав в старину было катание на лошадях. Сани в старину были почетным видом транспорта, их красиво украшали сукном и даже бархатом. Перед саней делали высоким, чтобы снег не задувал во время езды. Лошади были крепкими, их ценили по мастям. Самыми красивыми были белые, гнедые, красновато-рыжие с черным хвостом и гривой. Сначала впрягали только одну лошадь, а позже три и называли их тройками. Конская сбруя была очень красива: золотые стремена, шитые золотом и серебром попоны, расписные дуги. Поводья украшали бубенчиками. Любили русские быструю езду.
Загадка: Бегут по дорожке две доски, две ножки (Лыжи)
Загадка: Бежит речка - мы лежим, лед на речке – мы бежим.
Ведущая: Скользить на лыжах и коньках наши прёдки научились много тысяч лет назад. Скатиться с крутой горки на лыжах и не упасть — вот ты и герой, образец для подражания. Редкие праздничные мероприятия обходились без катания на коньках. Ведь коньки — это и ловкость и смелость. Возможность проявить себя в состязаниях на скорость, получить заряд хорошего настроения и бодрости.
(Проводится состязание “ на лыжах ”).
(Дети садятся).
Ведущая: Еще одна зимняя масленичная забава – взятие снежного городка – веселая игра, которая требует много качеств, необходимых для победы. Это и умение мыслить, ловкость, быстрота, выносливость. Не говоря уже о пользе для здоровья.
Загадка: Стригли, щипали, а после чесали.
Чисто, пушисто к доске привязали.
Ведущая: Длинными, зимними вечерами молодые люди собирались в чьем-нибудь доме на вечеринки, так называемые посиделки. Девушки гадали, пели песни, пряли.
(Дети поют русскую народную песню «Прялица»).
Позолоченная прялица.
Мы прядем, а нитка тянется, Мы прядем, а нитка тянется,
Нам работа наша нравится.
Ведущая: Припасла и я для вас забавушек на всякий вкус. Кому – хоровод, кому – игру, кому – потешечку.
Ребенок: Как у наших у ворот
Собирается народ,
Собирается народ
На веселый хоровод!
Хоровод «Как на тоненький ледок».
Ведущая: Ребята играют, меня потешают.
Ведущая: Какие русские народные игры вы знаете?
(Дети называют русские народные игры).
Ведущая: Предлагаю поиграть.
Игра «Заря-зарница».
(Игра проводится 3 раза).
Считалочка: Раз, два, три, четыре, пять
Мы собрались поиграть,
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Ведущая: Красные девицы да добры молодцы, собирайтесь, наряжайтесь, на гулянье отправляйтесь.
(Дети наряжаются в костюмы).
(Звучит веселая музыка).
Ведущая: Каляда-маляда!
Ты пришла на двор
Накануне Рождества.
По снежному полю
Гулять на просторе!
1-й ребенок: Гуси-лебеди летели!
Мы маленьки,
Калядовщички,
Мы пришли прославлять,
Хозяев величать!
Житья сто лет!
Всегда здравьице!
…А дай Бог тому, кто в этом дому!
2-й ребенок: Каляда-Маляда
Прикатила молода!
Мы нашли каляду
Во Мироновом двору.
3-й ребенок: Эй, дядька Мирон,
Вынеси добро во двор.
Как на улице мороз
Подмораживает нос!
4-й ребенок: Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать.
5-й ребенок: Или тепленький пирог,
Или маслица, творог,
Или денежку копьем,
Или рубль серебром!
6-й ребенок: Калядин, Калядин,
Я у мамки один,
По колено кожушок,
Подай, дядя, пирожок!
7-й ребенок: Открывай сундучок,
Подавай пятачок!
8-й ребенок: Что есть в печи –
На стол мечи!
9-й ребенок: Подай коровку – масляну головку.
Не ломай, не кромсай, не ощипывай!
10-й ребенок: Каляда-Маляда,
Уродилась Каляда!
Кто подаст пирога,
Тому двор живота!
Все дети: Мы пришли калядовать,
Песни петь, стихи читать.
Коли денег у Вас нет,
Дайте горсточку конфет.
Ведущая: Шутки, прибаутки, веселье!
А у меня есть вкусное угощенье!
Воспитатель: Спасибо Вам за ваше гостеприимство, за угощение. А нам пора возвращаться.
(Звучит р. н. м. Дети выходят из зала).
Ведущая: «Не красна изба углами, а красна пирогами» (пословица).
(Гости угощаются чаем и сладостями).