Петрухина Ирина
Конспект развлечения с элементами драматизации в средней группе «Башкирский сундучок сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект развлечения с элементами драматизации в средней группе «Башкирский сундучок сказок»
подготовила Петрухина Ирина Анатольевна МАДОУ Детский сад №27 "Надежда"
Цели и задачи:
1. Формировать ценностные отношения к культурному наследию, любовь к Родине, родному краю.
2. Активизировать словарь детей: юрта, улей, бортевой домик, пчелиный мед.
Публикация «Конспект развлечения с элементами драматизации в средней группе „Башкирский сундучок сказок“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
3. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
4. Развивать творческие способности, желание участвовать в драматизации. Учить различным эмоциям и умениям их проявлять.
5. Учить голосом и характерными движениями передавать образы героев сказки.
Оборудование: музыкальный центр, диск с башкирской мелодией, дерево, пеньки, елка, домик-юрта, цветы, топорик, игрушки: кукла-башкир, медведь, пчелка, сундук с башкирским узором, костюм медведя, длинный хвост, жилетка, башкирская тюбетейка, головные уборы – пчелки, улей.
Ход занятия
Дети входят в зал под сопровождение песни В. Шаинского «Всё мы делим пополам» и встают в круг.
Музыкальное приветствие «Рано утром» (сл. и муз. Н. Катрухиной)
.
Рано утром мы приходим в детский сад (2 щелчка пальцами,
Очень рады видеть здесь своих ребят (2 хлопка в ладоши,
И с улыбки это утро мы начнём (2 прихлопа по коленям,
Всем здоровья пожелаем и споё м:
«Здравствуйте, здравствуйте, здрав-ствуй-те!»
(качают головой вправо, влево, протягивают руки вперёд, ладошками вверх)
Дети садятся на стулья.
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы на ней всегда найдём
Свою страну – наш общий дом!
- Ребята, а как называется страна, в которой мы живём? (ответы детей)
- Да, действительно, Россия!
- В нашей стране есть замечательны край, где мы с вами живём. Как он называется (ответы детей).
- Верно, Южный Урал.
- У нас на Урале проживают люди разной национальности. Давайте вспомним их (русские, башкиры, татары).
- А ещё Урал называют каменной страной. Почему? (ответы детей)
- Верно, на Урале много гор. Люди относятся к Уралу уважительно. Называют его «Седой Урал», «Урал – батюшка».
- А само слово «Урал» в переводе с башкирского, означает «Пояс». Урал – это значит пояс. Поэтому Уральские горы называют каменным поясом.
- А какой народ первым поселился на Южном Урале? (башкиры)
Звучит башкирская мелодия.
Башкортостан-чудесная земля!
Кругом сады, зеленые поля,
На зорьке тихо солнышко встает
Как белый лебедь Агидель плывет!
Очень давно на этой земле жили люди. Их называли башкиры. Они и сейчас здесь живут. Жили башкиры в легких, складных домах, которые называются юрты и жили они дружно, весело и никогда не ссорились.
-Утром рано вы приезжаете в детский сад, где вас ждут друзья и взрослые-сотрудники, которые заботятся о вас. В нашей группе тоже все ребята дружат. Давайте подружим и наши пальчики.
Пальчиковая игра «Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики
(Дети соединяют вместе ладони с расставленными пальцами. Одноименные пальцы друг за другом как бы отталкиваются и соединяются вместе. Направление движения: от больших пальцев – к мизинцам и обратно. Игра - упражнение сопровождается декламацией.)
- Я надеюсь, что все мы еще долго будем дружить.
- Посмотрите, дети, здесь стоит какой-то сундук. Это сундук башкирский, потому что он украшен башкирскими узорами.
В башкирском сундучке что-то лежит. Хотите узнать, что там лежит? Давайте посмотрим (открываю и достаю).
- Посмотрите, ребята, что я достала. Это игрушки. Кто это? ( показываю героев: медведь, башкир, пчелка)
- Ребята, а кто помнит из какой сказки эти игрушки? Вы эту сказку знаете, я вам ее рассказывала. Вспоминайте (ответы детей). Правильно. Сказка называется «Медведь и пчелы». Это башкирская сказка, потому что ее сочинил башкирский народ.
- Это волшебный сундучок башкирских сказок. И в нем еще что-то лежит. Это волшебные головные уборы. Кто их наденет, превратится в пчелок. Кто хочет их надеть? (воспитатель каждому ребенку дает по головному убору и помогает одеть).
- Ребята, вы надели на голову головные уборы и стали похожи на пчелок. У нас остались ребята без головного убора. А для вас в волшебном сундучке что-то есть. Посмотрите, что это?
- Правильно, это жилет и тюбетейка. Их надевают башкиры. Кто хочет их надеть? (предлагаю мальчику).
Посмотрите, ребята, он надел жилет, тюбетейку и стал похож на башкира. Как называется дом, в котором давным-давно жили башкиры? Правильно, юрта. Давайте отдохнем и поиграем в игру: «Юрта, юрта».
Игра «Юрта, юрта»
Юрта, юрта, круглый дом.
Побывайте в доме том!
Гости явятся едва
В печку прыгают дрова.
Печка жарко топится,
Угостить торопится.
Ладушки, ладушки,
Круглые оладушки!
(Дети шагают на месте, показывают руками полукруг, затем выставляют руки вперед. Повороты туловища влево-вправо, прыжки на месте. Хлопки в ладоши, приседание, опять хлопки в ладоши. На левой руке указательным пальцем правой руки делаем круговые движения)
- В башкирском сундуке сказок лежит костюм животного. Отгадайте загадку:
«Ходит в шубе меховой, косолапый и большой. Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает.» Кто это? (ответы детей) Правильно, медведь.
- Вот какой костюм медведя лежал в волшебном башкирском сундучке! Кто хочет его надеть? Давай я тебе помогу. Теперь он надел костюм медведя и стал героем сказки - медведем. Ребята, а волшебный сундучок сказок не просто так появился в нашем зале. Он, наверное, хочет, чтобы ребята сами показали сказку «Медведь и пчелы» нашим гостям.
(Мальчик в одежде башкира уходит в юрту, а медведь в лес - прячется за деревьями)
Девочка-пчела читает стих:
Мы летаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья белые мелькают
В поле пчелки все летают.
Раз, два, три, четыре –
Закружились, полетели!
(дети-пчелки встают, кружатся и летят за дерево, садятся на корточки).
- Наша сказка начинается… Было это очень давно. Жил один медведь в лесу. Медведь очень любил мед. Без меда дня не мог прожить. Только о меде и думал, только и представлял себе, как поедает свежий, пчелиный мед. Пчелы облепят медведя со всех сторон и стараются его ужалить, но им не удавалось, потому что мех у медведя густой и длинный, а жало у пчел - короткое (дети-пчелы встают в круг, держась за руки, окружая медведя). Ничего не могли сделать пчелы медведю. Наестся медведь пчелиного меда, весь измажется и лежит себе довольный. А пчелкам ничего не остается. Погоревали пчелки, да делать нечего и полетели они в поле.
Игра «Пчелки на цветках»
Пчелки гудят,
В поле летят.
Покружились над цветком
И присели за медком.
Набирают сладкий сок
Наши пчелки в хоботок.
Взвились, загудели,
Домой полетели
(Дети бегут по кругу, машут руками, изображая пчел, произнося звук «з». Кружатся на месте, опускаются на корточки возле цветка. Втягивают в себя воздух через импровизированную трубочку: два соединенных трубочкой кулачка. Встают, начинают размахивать руками, бегут по кругу и летят к дереву, садятся на корточки).
Однажды в лес пришел какой-то человек за дровами и видит он медведя. Медведь сам ест мед пчелиный, а своим лохматым хвостом, пчел отгоняет (несколько детей – пчелок летают вокруг медведя).
Башкир : «Эй, ты косолапый! Так значит, это ты убиваешь пчел и ешь готовый мед. Вот я тебе сейчас покажу!» (берет медведя за хвост и тянет, пока хвост не оторвался).
Опечалился медведь, что остался без длинного хвоста и ушел в лес, низко склонив голову (уходит и садится на пенек). С тех пор у медведя хвост маленький, короткий.
А человек-башкир поправил бортевой домик и отправился к себе домой (уходит за юрту).
-Удивились пчелы и спрашивают у главной пчелы:
Пчела: «Почему этот человек не доел наш мед?»
Главная пчела: «Догоните этого человека и спросите его, почему он оставил нам мед.»
-Полетели пчелы к человеку (летят к юрте) и спрашивают:
Пчела: «Почему ты не доел наш мед?»
Башкир : «Если бы я съел ваш мед, вы бы погибли с голоду зимой. И тогда я бы тоже остался без меда»
- Полетели пчелы в свой бортевой домик и передали главной пчеле слова человека. И тогда позвала она всех пчел и стали они думать (Пчела-матка в центре круга, а пчелы в кругу и думают).
- Думали, думали и придумали. Решили пчелки полететь к человеку и просить его, чтобы он оберегал их от медведя. Прилетели пчелы к человеку.
Пчела: «Возьми нас к себе, не давай медведю в обиду»
Пчелка: «А мы тебе за это спасибо скажем, медом с тобой поделимся»
Башкир : «Хорошо. Я вам построю хороший и удобный дом-улей. Вы там будете жить и мед собирать» (идет с топором и делает движения - строит дом)
- Обрадовались пчелки и стали веселится. Простили они медведя и позвали к себе на танец.
Танец «Подружимся»
- С тех пор пчелы живут в домике - улье и угощают своим пчелиным медом людей.
Вот и сказке конец!