Мениря Хайрова
Конспект развлечения с детьми «Права ребенка в сказках»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для формирования у детей представлений о правах ребенка.
Задачи:
- формирование у детей понятийного аппарата то теме «Права ребенка»;
Публикация «Конспект развлечения с детьми „Права ребенка в сказках“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права детей. Сценарии развлечений
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
- систематизация практического опыта у детей по правовому воспитанию;
- знакомство детей с основными положениями «Конвенции о правах ребенка» средствами игровой деятельности;
- развитие правового мировоззрения и коммуникативных навыков у детей;
- развитие коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационно-социальной компетентности;
- развитие положительного отношения ребенка к себе и другим людям.
Способы определения результатов – выполнение заданий.
Материалы и оборудование: презентация «Права детей в сказках», карточки «Мои права», раздаточный листы с заданиями.
Ход образовательной деятельности
Вводно – организационный этап
Дети входят вместе, держась за руки, садятся у экрана.
Педагог читает стихотворение:
По извилистой дорожке,
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети,
О правах, что защищают всех на свете!
Лишь появиться ребёнок
И дышать начнёт едва
У него уже с пелёнок
Появляются права.
-Ребята, благодаря кому вы появились на свет? (Родителям)
Родители радовались вашему появлению. Как они были счастливы, что у них появились вы!
- У каждого из вас своя жизнь. Кто заботится о вашей жизни? (государство, родители, воспитатели, врачи, полицейские). Никто и никогда должен навредить ребенку.
- Посмотрите дети, у меня в руках книга, очень важная.
-Ребята, это книга вам уже знакома? (Да)
-Как она называется? («Конвенция о правах ребенка»).
-А что такое конвенция? (договор, соглашение)
- О чём нам может рассказать эта книга? (Из этой книги можно узнать о наших правах)
- Мы с вами живём в большой стране. Как она называется?
- Знаете ли вы столицу России? В каком городе вы живёте?
Мы являемся гражданами своей страны. Все граждане имеют права. Вы тоже, каждый из вас - гражданин России. А значит, имеет свои права.
Сегодня мы будем об этом говорить.
Педагог обращает внимание детей на цветок (надпись «Права ребенка»)
Этот необычный цветок, ребята, называется «Права ребенка». Как вы думаете, что такое права?Дети высказываются
- Да, это то, что человек может делать, не боясь наказания, и получать, чтобы быть счастливым в этом мире.
Мотивационно – побудительный этап
У каждого человека, в том числе и ребенка, есть права. Они записаны в «Конвенции о правах ребенка».
Воспитатель читает стихотворение:
В Конвенции каждый найдет
На важный вопрос ответ:
Ребенком считается тот,
Кто не достиг 18 лет.
Сегодня же я предлагаю создать необычную книгу «Права ребенка в сказках». Вы согласны? Ребята, а вы любите сказки? Дети высказываются
Приглашаю вас в сказочное путешествие!
Расширение имеющихся представлений
1. Право на жизнь
Просмотр презентации
«Волк и семеро козлят»
Ребята, вы узнали сказку? Что сделал волк? Как вы думаете, какое право козлят он нарушил?
А в сказке «Муха - цокотуха»
Кто нарушил ее права?
В сказке «Зимовье зверей»?
Кто нарушил права серой шейки?
«Красная Шапочка»
Ребята, вы узнали сказку? Что сделал волк? Как вы думаете, какое право Красной Шапочки, и бабушки он нарушил?
Чьи права нарушены в сказке «Колобок»?
Дети отвечают.
Правильно! Это право на жизнь. Никто не имеет права лишать жизни другого человека. Это и называется право на жизнь.
Ребенок читает стихотворение наизусть:
Я расту на радость маме,
Но приходится признать,
Чтоб я вырос лучшим самым,
Как мне много нужно дать!
Первое и самое главное право – это право на жизнь.
Как вы думаете, что значит “Право на жизнь”? (каждый ребенок имеет право на жизнь).
Об охране жизни ребенка заботятся государство, родители, педагоги, врачи, полиция и другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.
От чего нас сможет защитить это право? Как мы будем вести себя с другими, чтобы не нарушить это право? (Быть добрыми, отзывчивыми, не обижать других).
Педагог: а научиться доброму отношению к другому человеку нам поможет упражнение “Сохрани жизнь”.
Упражнение “ Сохрани жизнь ”.
– Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Он такой крохотный, что свободно помещается у нас в ладошках. Он ещё очень слаб, и любое наше грубое действие может стать угрозой для его жизни. Почувствуйте, сколько доброты и нежности в ваших руках. Вы сейчас охраняете право этого зверька на жизнь. Чувствуете, как его дыхание становится более ровным, спокойным? И вы тоже дышите в такт с ним. Согрейте его своим тёплым дыханием. Детеныш окреп и сможет идти дальше, отпустите его. Вы сохранили его жизнь. Запомните, какими добрыми были ваши руки. Если вы так же будете обращаться со сверстниками, вы не нарушите их право на жизнь. А теперь приложите руку к груди, и послушайте, как бьётся ваше сердце. Какое это счастье жить и радоваться жизни!
Педагог: Ребята вы молодцы.
Вывод: ребенок имеет право на жизнь.
2. Право на семью.
Педагог: Давайте достанем следующую картинку и посмотрим, что она обозначает….(Картинка Снегурки с родителями)
Педагог: Ребята, а сейчас послушайте (зачитывает отрывок из сказки). Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься.
Педагог: Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)
Какое настроение стало у героев сказки? А почему? (Ответы детей)
Педагог: правильно, у Снегурочки появилась семья.
- О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? Ребята, отгадайте ребус. (7я - Семья)
(Право на семью.)
- Следующее право, о каком мы поговорим - это право жить и воспитываться в семье.
- Семья, близкие люди, родной дом - самое дорогое, что есть у человека.
- Как вы думаете, зачем люди создают семью?
- Верно! Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей. В хорошей дружной семье все помогают друг другу и любят друг друга. Недаром в народе говориться: «Не нужен и клад, коли в семье лад».
Педагог: давайте на минутку отвлечемся и немного разомнёмся.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Педагог: Семья – это главное в жизни человека.
Но кроме прав у вас есть еще и обязанности.
Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас?
Дети:
Я обязан убирать за собой игрушки после игры.
Я заправляю постель.
Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома.
Дети обязаны слушаться своих родителей.
Вывод: ребенок имеет право на семью.
3. Педагог: Ребята, послушайте отрывок из сказки…
Педагог зачитывает отрывок из сказки :
. Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.
“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино.
Это имя принесет мне счастье. ”
Педагог: Ребята, что это за сказка? («Золотой ключик или приключения Буратино»)
Значит, что мы может сказать о правах героя, какое право он получил?
(Право на имя).
Педагог: Правильно, ребята, это право на имя.
-Ребята, что это за документ? (свидетельство о рождении). Правильно, это свидетельство о рождении - документ, который есть у каждого человека, он выдается после рождения каждому родившемуся ребенку.
Ребята, а что записано в этом документе? (фамилия, имя, отчество ребенка и его родителей).
- А бывает так, что у ребенка нет имени? (нет, без имени нельзя обойтись).
- А сколько имен может иметь человек? (одно имя). Правильно. А как вы понимаете пословицу «У милого дитяти несколько имен» (имя можно изменять, называя людей ласково).
Давайте сейчас и мы назовем друг друга ласково.
- Все дети имеют право на имя, отчество и фамилию.
- Как твоё имя?
- Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, сестрёнку, братишку?
- Как зовут ваших друзей?
- Сколько много разных имён. Согласитесь, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются по имени.
-Но у нас есть не только имя, но и отчество, оно присваивается ребёнку по имени отца. Например: папу мальчика Кирилла зовут Алексей. Значит отчество мальчика - Алексеевич. Когда он вырастет, то к нему будут обращаться так: Кирилл Алексеевич.
- Как зовут твоего папу?
- Какое у тебя отчество?
- Назовите имена и отчества ваших мама и пап, воспитательницы.
- Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия.
Знаете ли вы свою фамилию? Назовите её.
Педагог: У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребята, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?
•Не дразниться.
•Не придумывать клички.
•Обращаться друг к другу вежливо, ласково.
•К взрослым обращаться по имени, отчеству.
Педагог: Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.
Игра «Объясни имя».
-У каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных героев. Сейчас мы поиграем. Я буду называть имя сказочного героя и бросать мяч. Тот, к кому мячик попадёт, должен объяснить, почему их так зовут:
• Незнайка (он ничего не знает);
• Доктор Пилюлькин (доктор, который лечит таблетками-пилюлями)
• Красная Шапочка (девочка, которая всегда носит шапочку красного цвета);
• Дюймовочка (девочка очень маленького роста);
• Самоделкин (мальчик, который сам умеет что-то сделать);
• Заяц-хваста (заяц, который всё время хвастается).
-А сейчас давайте усложним задание. Я буду называть качества, а вы назовёте имя сказочного героя :
• Девочка белая как снег (Белоснежка);
• Девочка с синими глазами (Синеглазка);
• Очень тихий человек (Тихоня);
• Девочка с золотыми волосами (Златовласка);
• Мальчик, который много знает (Знайка);
• Человек, который всё время ворчит (Ворчун);
• Девочка из снега (Снегурочка);
• Курочка пёстренькая, рябенькая (Курочка Ряба).
4. Право на охрану и укрепление здоровья.
Отгадайте ребус (врач)
Если дети заболели,
Плохо чувствуют себя,
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач,
Вам поможет только …врач.
Как вы думаете, ребята, как можно назвать это право? Куда мы идем, если у нас что – то заболит? Расскажите, пожалуйста, о праве на медицинское обслуживание.
Вы узнали сказки? Как укрепляли свое здоровье герои?
5. Право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия (тяжелого труда).
Воспитатель читает карточку с загадкой:
В кухне я тружусь,
С печкой я вожусь,
И всегда в золе я.
Прячу я печаль мою,
Но не плачу, а пою,
Улыбаюсь даже.
Но не уж то, никогда
Не уйти мне никуда
От золы и сажи?
Дети отвечают
Что делала Золушка в сказке? Как вы думаете, ребята, легко ли Золушке выполнять так много работы по дому? Какое право Золушки нарушила мачеха? Вы помогаете своим родителям? Кто написал об этом праве страничку?
Что хотели сделать с дюймовочкой?
Что заставляла делать падчерицу мачеха в сказке «12 месяцев»?
6. Право на жилище.
Кто нарушал право на жилище в этих сказках?
7. Право на неприкосновенность жилища
На экране слайд «Три поросенка», «Заюшкина избушка»
А этих героев вы узнали? Какое право сказочных героев здесь нарушено?
Дети отвечают.
У каждого человека должен быть дом или квартира, где он со своей семьей. И никто не может войти в них без разрешения хозяев. Это и есть право на жилище.
8. Право на образование
Посмотрите на экран. Какие сказки вы узнали?
На экране – слайд из «Приключения Буратино», «Лесная школа»
Дети высказываются. Воспитатель читает стихотворение:
Чтобы вырасти успешным,
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим,
Недостаточно питанья.
Мы использовать должны
Право на …образование.
Как вы думаете, ребята, зачем надо учиться?
Ответы детей.
- Ребята, каждый рабочий день ваши родители ходят на работу.
- А вы куда идёте? В детский сад. Потому что вы имеете право на воспитание в образовательных учреждениях.
-Зачем детям нужны новые знания? (чтобы быть умными, грамотными)
-Уже в этом году, 1 сентября вы пойдёте первый раз в первый класс. Какие новые обязанности у вас появятся? (стремиться получать новые знания, добросовестно относиться к урокам, не пропускать школу, уважительно относиться к труду учительницы)
-Молодцы. Только ли в школе дети получают новые знания? (в детском саду тоже)
-Ну что ж, сейчас мы и проверим, какие вы у нас умные.
Игра «Зашифрованные слова» (за столами)
-На ваших карточках зашифрованы слова. Расшифруйте слова по первым буквам картинок, запишите их (дети выполняют). Давайте прочитаем, что у вас получилось ( дети читают:мяч, кубик, конструктор).
-Как можно назвать одним словом все предметы, которые вы перечислили? (игрушки).
-Дети очень любят играть с игрушками. У них есть на это право. Это право очень важное, особенно для ребят – дошколят. Как вы думаете, почему?
-Играя, вы учитесь, получаете новые знания. В подвижных играх вы становитесь ловкими, быстрыми. В сюжетных играх вы берёте на себя роль, как взрослые мамы, папы, продавцы, парикмахеры, шофёры, строители. Никто не может отобрать у вас право на игру.
Вывод: ребенок имеет право на получение образования и право на игру.
- Дети, пришло время нам из сказки вернуться в нашу группу! Для этого, нам нужно произнести волшебные слова: книжка-книжка, помоги,
в группу нас верни!
(проходят на палас, садятся на свои стульчики.)
Ребята, вот и помогли мы нашим героям разобраться с нарушениями их прав! Давайте ещё раз вспомним и назовем, о каких правах мы сегодня говорили?
- Как называется документ, в котором все эти права описаны? (конвенция)
Раздаются листочки задания.
1. Обведите сказки, где нарушено право на жизнь
2. Обведите сказки, где нарушено право на неприкосновенность жилища.
3. Обведите сказки, в которых говорится о праве на охрану и укрепление здоровья.
4. Обведите сказки, в которых говорится о праве на образование.
5. На этом листке изображены картинки с хорошими и плохими поступками. Возьмите красный и зеленый карандаши. Красным карандашом обведите картинки, где дети поступают плохо. А зеленым – хорошо.
Посмотрите, пожалуйста, на слайд. На Земле много стран и дети там говорят на своем языке. Значит, у каждого человека есть право говорить на своем родном языке.
Сколько бы ни было в мире детишек,
Черных и белых девчонок, мальчишек,
Все их права и ценны, и равны!
Взрослые, вы уважать их должны!
Сегодня мы с Вами познакомились с правами ребенка на сказочных примерах.
Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты!
Чтобы права детей не нарушались, взрослые должны защищать эти права. Чтобы дети были счастливы, здоровы. Тогда детство можно будет назвать золотым. (ссылка клип песня «Большой хоровод»
Почему мы называем,
Наше детство золотым?
Потому что мы играем,
Веселимся и шалим.
Потому что окружает
Нас заботою семья,
Потому что обожают
Нас родные и друзья!
- И так, ребята, наше занятие подошло к концу! Вам понравилось? мне тоже очень понравилось, как вы работали, отвечали на вопросы и всем спасибо!