Елена Балакина
Конспект развлечения «Весну встречаем. С использованием русских народных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
2
МБДОУ детский сад комбинированного вида №26 «Ёлочка».
на тему: «Весну встречаем. С использованием русских народных игр.»
для детей логопедической подготовительной группы
Воспитатель: Балакина Е. В.
г. Елец. Март 2015г.
Программное содержание:
Публикация «Конспект развлечения „Весну встречаем, С использованием русских народных игр“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Русские народные игры
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2017
Продолжать изучать с детьми сезонные изменения в природе с приходом весны. Учить соблюдать правила игры в народных играх. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством. Развивать ловкость, внимание детей во время игры. Воспитывать добрые чувства и стойкий интерес к народным традициям, эмоционально разгружая и повышая настроение детей. Активизировать словарь детей.
Словарная работа: закличка, про-тальник, водолей, травень.
Интеграция областей: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, физическое, художественно- эстетическое развитие.
Материалы и оборудование: венок, две веточки-искусственные, платочек, колокольчик, шапочки –солнышки и жаворонок, музыкальное сопровождение.
Хор развлечения.
Здравствуйте гости дорогие, красны девицы, добры молодцы и малы ребятушки!
Сегодня по старой традиции, мы собрались весну встречать, отдохнуть, да в игры поиграть. Праздновали встречу весны всегда.
В старину-то мало было ученых. Зато простой народ много наблюдал, замечал, свои знания в песенках и поговорках детям передавал. Раньше верили, чтобы весна пришла скорее, надо её позвать, покликать.
Закличками называются особые детские песенки, адресованные природным стихиям. С помощью закличек дети общаются с природой, обращаются к ветру, солнцу, дождю, снегу, грому и т. д. это очень древние произведения устного народного творчества, которые использовались детьми с незапамятных времен. Распевая хором такие песенки, дети просят у природы солнечной погоды, стихания бури, дождя или исполнения других аналогичных желаний. Закличка – это не просто произнесенное вслух стихотворение. Это мелодичная песенка, которая сопровождается выражением определенных чувств, соблюдением ритма и интонации. Заклички считаются традиционными песенками. Чаще всего их поют сразу несколько детей. В закличке необязательно обращение к природным стихиям. Бывают заклички о насекомых и животных, растениях и т. д.
Дети закликали весну, забирались повыше на забор, на крышу сарая. Давайте и мы позовём весну.
Упражнение «Весна красна» (хором).
Весна, весна красна!
Приди, весна, с радостью! (ходьба по кругу)
С великой милостью: (смена направления движения)
Со льном высоким, (остановиться, руки вверх, подняться на носочки)
С корнем глубоким, (присесть, опустить руки)
С хлебами обильными. (стоя на месте, покачиваться из стороны в сторону)
Воспитатель. Весна благодатная, долгожданная.
Игра: «Матушка весна».
Выбирается Весна. Двое детей с зелёными ветками образуют ворота.
Все дети говорят:
Идёт Матушка – весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришёл,
Всех детей провёл;
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь;
- А уж как пришёл май
Сколько хочешь гуляй!
Весна ведёт за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.
(Цепочку размыкать нельзя).
Воспитатель. Март – первый месяц весны. В народе его называли март- про- тальник. Ещё лежит снег, но солнышко с каждым днём пригревает всё сильнее. Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее.
Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становится серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает. Поэтому март ещё называют «Утром весны», «утром года», «солнечником».
Давайте солнышко позовём.
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей.
Подставьте ладошки к солнышку. Тепло вам?
Воспитатель.
Вот и солнышко проснулось,
Стало жарче припекать,
Потянулось, улыбнулось,
Всех детей зовёт гулять.
Вместе с солнышком вставай
И в игру скорей сыграй.
Русская народная игра «Солнышко – ведёрышко»
Гори солнце ярче,
Летом будет жарче.
А зима теплее, а весна милее!
На первые две строчки дети ведут хоровод, а на две другие делают поклон солнышку. Затем подходят ближе к солнцу (водящему). Он говорит: «Горячо» и догоняет их. Солнце дотрагивается до спящих - они просыпаются.
В марте есть чудесное природное явление. День равен ночи. Это явление называется «весеннее равноденствие».
Двадцать второго марта - день весеннего равноденствия. Этот день считался началом весны.
Воспитатель. За мартом апрель наступает
Издавна в народе говорят : «Апрель –водолей!» Дни в апреле длиннее и теплее. Пробуждается природа, прольются первые весеннее дожди.
1-й ребенок. Дождик, дождик,
Веселей!
Капай, капай,
Не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи!
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
2-й ребенок. Радуга-дуга,
Пролей дождя!
Из ведра-лагуна
На леса, на луга.
3-й ребенок.
Дождик, дождик, поливай!
Будет славный урожай!
И рябина, и калина,
И веселый хоровод
Красных девиц у ворот.
Воспитатель. А уж солнышко припекло, припекло.
И по всюду золото разлило, разлило.
Ручейки на улице всё журчат, всё журчат.
А детишки всё спешат, всё спешат.
Русская народная игра «Ручеёк».
Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара взявшись за руки, поднимает их
вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее. Игра проводится в быстром темпе.
Воспитатель. Ребята, а кто ещё радуется приходу весны?
(Звучит фонограмма – пение птиц)
Приглашаю вас, ребята
Я в весенний лес гулять
Будем вместе веселиться,
Прыгать, бегать и играть!
Упражнение для развития силы голоса, речевого дыхания.
- На полянку мы пришли,
И на солнышко глядим.
А на ней среди цветов
Слышно много голосов…
Птица к дереву летит,
Громко крыльями шуршит ш-ш-ш-ш.
Воспитатель.
Одними из первых возвращались из тёплых стран Жаворонки.
Русские поэты складывали о жаворонках стихи, композиторы посвящали свои сочинения жаворонкам.
Издревле на Руси люди звали жаворонка своими закличками, чтобы приблизить наступление весны. Давайте и мы споем заклички.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето тёплое,
Унесите зиму холодную.
Нам зима наскучила,
Руки ноги отморозила.
На Руси не только пели и играли, а пекли "жаворонков" из теста. Таким птичкам вставляли глазки из изюма или ягод. Любящие бабушки дарили "жаворонков" своим внучатам, а те выбегали на улицу, насаживали "жаворонков" на палочки и начинали окликать Весну.
Русская народная игра «Жаворонок».
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Дети стоят в кругу, поют. Жаворонок – водящий ребёнок с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. В конце песни останавливается и кладёт колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спиной друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первый схватит колокольчик, становится жаворонком. Игра повторяется.
За апрелем – май наступает. Май в народе называют месяцем зелёной травы. Май – травень.
В мае начинаются весенние работы на полях, в огородах и садах. А у нас ещё больше возможности в мае погулять.
Тысячи игр на празднике нашем!
Играем, шумим, поём и пляшем!
В играх не зевай – смелость, ловкость проявляй!
Я предлагаю вам поиграть в игру: «Горелки с платочком».
Русская народная игра «Горелки с платочком»
Участники игры стоят парами друг за другом. Впереди – водящий он держит над головой платочек).
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
(Дети последней пары бегут в вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берёт у него платочек и встаёт с ним впереди колонны, а опоздавший «горит», т. е. водит.)
Воспитатель. Издавна на Руси хороводы водили. Гармошка заиграет, глаза засияют, щёки запылают и в круг. И вас ребята я приглашаю в хоровод.
. Хоровод-игра «Со вьюном я хожу»
Ход игры. Дети становятся в круг, лицом в центр. Один ребенок – ведущий. У него в руках – «вьюнок» (им может быть атласная лента или сплетенная косой верневочка с пришитыми к ней бумажными плотными листочками. Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнее слово куплета кланяется тому, перед кем останавливается.
С вьюном я хожу,
С зеленым я хожу.
Я не знаю, куда
Вьюн положить
С началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий.
Положи ты вьюн,
Положи ты вьюн,
Положи ты вьюн
На правое плечо.
На третий куплет движения повторяются.
А со правого,
А со правого,
А со правого
На левое положи.
К концу песни со «вьюном» ходят четверо. Затем «вьюн» кладут в центр круга. Под веселую плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки дети стараются взять «вьюн». Самый ловкий становится ведущим, и игра повторяется.
Воспитатель. И рада бы весна на Руси вековать, да кончается май и начинается лето. А о лете мы поговорим в следующий раз.
Весна принесла вам много подарков:
Солнышко ясное, птиц хоровод.
Травушка муравушка вас в сад позовёт,
На лужок, на простор,
Да за праздничный стол. (Дети проходят в группу на чаепитие)
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, чтение художественной литературы, физическая культура, здоровь