Алена Кивалкина
Конспект путешествия по карте «Веселая ярмарка» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
путешествия по карте на тему «Веселая ярмарка»
(для детей 4-5 лет)
Вид путешествия : путешествие по карте.
Виды (разновидности) интегрированной деятельности детей : музыкально – игровая, двигательно – игровая, познавательно – игровая, коммуникативно – познавательная.
Содержание деятельности детей (дидактические единицы) : Традиция русского народа – ярмарка, коробейник, дымковская игрушка, гжельская посуда, русские народные игры.
Публикация «Конспект путешествия по карте „Веселая ярмарка“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
Задание для совместной деятельности детей :
Задание
(действие и его содержание) Способ
предъявления задания Способы предъявления решений
1. Беседа с просмотром презентации «Что такое ярмарка» Словесно-наглядный
Просматривают презентацию, участвуют в беседе.
2. Изучение карты ярмарки и выбор маршрута, определение последовательности прохождения каждой остановки Словесно-наглядный,
условно-символический Определяют маршрут путешествуя по ярмарке, проставляя номера 1-5 напротив названия остановок (ответ с использованием цифр)
3. Загадки о том, что продают на ярмарке Словесный Отгадывают загадки
4. Русская народная игра «Карусель» Действенно-практический Играют в игру, соотносят движения и слова текста
5. Беседа «Знакомство с коробейником» Словесный Участвуют в беседе, отвечают на вопросы
6. Дидактическая игра «Собери предмет» Словесно-наглядный. Высказывают свои предположения
7. Беседа с рассматриванием иллюстраций «Дымковская игрушка» Наглядно-словесный Рассматривают иллюстрации, участвуют в беседе
8. Музыкальная русская народная игра «Шел козел по лесу» Словесно- действенный Участвуют в игре, поют, выполняют движения по тексту.
9. Загадывание загадки, демонстрация иллюстраций с гжельской посудой Наглядно-словесный Отгадывают загадку, рассматривают иллюстрации, называют особенности данной посуды.
10. Музыкальная ритмическая игра «Я на горку шла» Действенно-практический Играют на ложках
11. Выберите один предмет и, используя карандаши, гуашь и кисти раскрасьте его подходящим узором.
Расскажите о своем изделии. Наглядно-действенный Выбирают предмет, раскрашивают его и рассказывают о своем изделии.
12. Подведение итога посредством беседы и выбора цветка настроения. Словесно-действенный Участвуют в беседе. Выбирают цветок и делятся впечатлениями.
Образовательные задачи.
1. Активизировать представление детей о ярмарке, как о традиции русского народа. Закреплять представления детей о видах народного прикладного искусства (гжель, дымковская игрушка) и их характерных особенностях.
2. Развивать познавательный интерес детей к изучению традиций русского народа, истории народных промыслов. Воспитывать интерес детей к русским народным играм, прививать у детей любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров
3. Развивать у детей музыкальные способности, через игру на музыкальных инструментах, участие в русских народных музыкальных играх. Совершенствовать навыки декоративного рисования по мотивам дымковской игрушки.
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал:
– рекламный лист «Приглашение на веселую ярмарку» с картой путешествия;
– вырезанные из бумаги цветы: яркие, раскрашенные и белые, не раскрашенные;
– угощение – сюрприз: ярмарочный петушок.
2. Материалы для деятельности детей :
– материалы для предоставления заданий и результатов деятельности: указатели остановок в соответствии с картой путешествия;
– аудиозаписи русских народных песен;
– принадлежности для изобразительной деятельности: гуашь, кисти, заготовки изделий;
– тексты загадок на тему «ярмарка».
3. Дидактический материал:
– карта путешествия по ярмарке;
– разрезные картинки с изображением предметов народного промысла;
– иллюстрации с изображением дымковских игрушек и гжельской посуды.
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей : магнитофон, проектор, ноутбук.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап Деятельность педагога Деятельность детей
Мотива ционно-целевой Создаёт условия для путешествия «Веселая ярмарка» :
- в раздевалке на стол для информации помещает рекламный лист «Приглашение на ярмарку» с картой путешествия;
- в группе размещает указатели в соответствии с картой :
«Загадочная»
«Веселая карусель»
«Лоток коробейника»
«Дымковская игрушка»
«Музыкально-игровая»
«Волшебный завиток»
«Веселые ложкари»
«Мастерская»
- готовит гуашь, кисти и заготовки изделий для рисования;
- подготавливает разрезные картинки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек и гжельской посуды;
-подготавливает проектор, ноутбук, магнитофон и диск с аудиозаписями.
Предлагает группе детей принести из раздевалки рекламный лист «Приглашение на ярмарку» с картой путешествия.
Мотивирует детей отправиться в путешествие по веселой ярмарке, прочтя рекламное приглашением и изучив карту путешествия.
Организует беседу с показом презентации «Веселая ярмарка» Дети помогают расставить оборудование и дидактический материал.
Принимают приглашение к путешествию.
Смотрят презентацию, участвуют в беседе на тему «Веселая ярмарка»
Проекти ровочно-организационный Предлагает рассмотреть карту путешествия, выбрать удобный маршрут для путешествия и расставить на карте цифры.
Выбирают оптимальный для путешествия маршрут расставляя на карте цифры в какой последовательности и где будут делаться остановки.
Содержательно-деятельностный Направляет движение детей по заданному маршруту:
1 остановка «Загадочная». Предлагает детям отгадать загадки о том, что продают на ярмарке.
2 остановка «Веселая карусель». Организует с детьми русскую народную игру «Карусель»
3 остановка «Лоток коробейника»
Показывает детям лоток, на котором расставлены разные товары.
Проводит беседу «Знакомство с коробейником»
Предлагает детям дидактическую игру «Собери предмет»
4 остановка «Волшебный завиток» Загадывает загадку и показывает иллюстрации с изображением Гжельской посуды, просит детей назвать особенности этой посуды.
5 остановка «Музыкально-игровая»
Предлагает поиграть в русскую народную музыкальную игру «Шел козел по лесу»
6 остановка «Дымковская игрушка»
Проводит беседу с демонстрацией иллюстраций на тему «Дымковская игрушка»
7 остановка «Веселые ложкари»
Предлагает музыкальную ритмическую игру «Я на горку шла»
8 остановка «Мастерская»
Предлагает выбрать один предмет и, используя гуашь и кисти раскрасить его подходящим узором.
Побуждает детей рассказать о своем изделии.
Отгадывают загадки
Встают вокруг стойки с лентами и берутся за концы лент, двигаются по кругу, произнося слова игры.
Рассматривают лоток коробейника.
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.
Собирают по парам разрезные картинки.
Разгадывают загадку. Рассматривая иллюстрации с изображением Гжельской посуды, называют особенности посуды.
Играют в игру, поют и выполняют движения по тексту
Рассматривают иллюстрации с изображением дымковских игрушек, участвуют в беседе
Играют на ложках.
Дети дорисовывают заготовки выбранных изделий
Рассказывают о своем изделии, обосновывают выбор узора.
Оценочно-рефлексив ный Проводит обобщающую беседу о проведенном путешествии.
Предлагает детям выбрать цветок: кому понравилось путешествие на ярмарку - яркий цветок, а кому было скучно и неинтересно выбирает не раскрашенный; и поделиться своими впечатлениями.
Сюрприз-угощение ярмарочные петушки Участвуют в беседе, вспоминают путешествие по ярмарке.
Выбирают цветок и делятся впечатлениями.
Получают сюрприз - петушок
Методы и приемы:
I. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей :
Чтение рекламного листа: «Приглашение на веселую ярмарку». (словесный и наглядный метод)
Солнце яркое встает,
Спеши на ярмарку народ!
А на ярмарке товары.
Продаются самовары!
Продаются чашки, ложки
И веселые матрешки!
– Хотите отправиться на веселую ярмарку? (Да)
– А вы знаете, что такое ярмарка? (ответы детей).
– Ребята, но на ярмарке не только продают разные товары. Давайте посмотрим презентацию «Веселая ярмарка» (наглядный метод)
Цель: Активизировать представления детей о ярмарке, как о традиции русского народа, о ее значении в жизни русских людей.
– С давних пор у русского народа был обычай устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались люди из разных мест.
Ярмарка для русского человека – это большой праздник. Её проведение совпадало с тем или иным календарным праздником.
Нарядно одетые люди приходили и приезжали на ярмарку в веселом настроении на товар посмотреть и себя показать.
Русские люди любили ярмарки т. к. они были очень веселые : с играми, шутками, со скоморохами, пряниками да пирогами.
На ярмарку собирали разный товар: и посуду, и одежду, и продукты питания. Чего только не продавали на ярмарке!
На ярмарке люди не только занимались торговлей, они могли обменяться новостями из отдалённых регионов. Там присутствовали гадалки, музыканты, трубадуры, скоморохи и т. д.
Много всего на ярмарках было интересного : и качели - карусели, и кукольные театры, и даже дрессированные медведи.
– Теперь вам понятно, ребята, что такое ярмарка. Что она значила для русского народа? Что там можно было увидеть? (ответы детей)
– Посмотрите, у меня в руках карта ярмарки, на которую мы с вами отправимся. Здесь обозначены примечательные места, это лавки: «Загадочная», «Мастерская», «Веселая карусель», «Волшебный завиток», «Лоток коробейника», «Дымковская игрушка», «Веселые ложкари» и «Музыкально-игровая».
– В каждом из этих мест вас ожидают необычные события, яркие впечатления и новые знания. Но нам нужно выбрать маршрут. Итак, куда мы отправляемся в первую очередь? А затем? (Дети определяют маршрут, обозначают на карте его последовательность, прикрепляя цифры : сначала мы отправимся на станцию «Загадочная», потом прокатимся на «Веселой карусели», после этого посетим «Лоток коробейника», заглянем в «Волшебный завиток», поиграем и попоем в «Музыкально-игровой» лавке, затем посмотрим на «Дымковскую игрушку», а потом отправимся к «Веселым ложкарям», а в конце путешествия поработаем в «Мастерской»).
II. Методы организации и осуществления деятельности:
1 остановка «Загадочная».
– Вот наша первая остановка «Загадочная». Как вы думаете, что здесь делают? (загадки загадывают)
– И я тоже предлагаю вам отгадать загадки. (словесный метод)
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает. (Самовар)
Первая сестра — большая,
В ней прячется сестра вторая,
Откроешь, третью ты найдешь,
И так до маленькой дойдешь.
В самой серединке — крошка,
Игрушку ту зовут (Матрешка)
Если сахар растопить,
Затем в формочку залить,
Остудить и, наконец,
Мы получим … (Леденец) За обедом суп едят
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки
Музыкальные сестренки
Можно поиграть немножко
На красивых ярких … (Ложках)
Тесто заварено прямо на печке.
Белый хлебец, похож на колечко.
Ешь ты и вечером, и спозаранку
Сладкую, сытную чудо (Баранку)
Если снизу вверх, взлетели,
Значит, сели вы в качели.
Если крутитесь по кругу,
Сидя в кресле, друг за другом,
Значит, вы кружиться сели,
В расписные (Карусели)
2 остановка «Веселая карусель».
– Мы с вами на остановке «Веселая карусель». Помните, что я вам говорила о том, что на ярмарке не только торговали? Здесь много интересных мест, которые нравятся детям. И одно из этих мест «Веселая карусель».
Русская народная игра «Карусель». (практический метод)
Цель игры: развивать интерес детей к русским народным играм; совершенствовать речевое и игровое взаимодействие детей.
Ход игры: Воспитатель в центр круга ставит стойку с разноцветными ленточками. Дети встают в круг вокруг стойки с ленточками, берутся за ленточки и начинают медленное движение по кругу, то ускоряясь, то замедляя, произнося слова: «Еле-еле, еле-еле завертелись карусели. А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не спешите, карусель остановите. Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра».
– Понравилось вам на карусели? Давайте еще один разок прокатимся, только уже в другую сторону. А потом отправимся дальше, ведь нас ждут и другие, очень интересные места.
3 остановка «Лоток коробейника»
– Ой, ребята, посмотрите, что это такое стоит? (достает лоток коробейника). Вы знаете, что это такое?
– Это, наверное, лоток коробейника. А кто-нибудь из вас знает, кто такой коробейник?
Беседа «Знакомство с коробейником» (словесный метод)
Цель: Формировать представления детей о том, кого на Руси называли коробейником.
– Коробейники — это торговцы разными мелкими товарами: лентами, платками, игрушками, сластями, — они не стоят за прилавками, а ходят по ярмарке с лотком-коробом и предлагают всем свой товар. Вот из-за этих коробов их так и называли — "коробейники".
– Посмотрите, ребята, что лежит в этом коробе. (Достает разрезные картинки с изображением предметов народного промысла.)
– Посмотрите, чего здесь только нет! Но кто-то разбил все изделия! Давайте поможем их собрать!
Дидактическая игра «Собери предмет» (практический метод)
Цель игры: формировать у детей умение правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.
Ход игры: Воспитатель подает с лотка детям разрезные картинки. Дети в парах собирают картинки предметов народных промыслов. Далее воспитатель просит детей назвать тот предмет, который у них получился. По завершению игры педагог закрепляет с детьми названия предметов народных промыслов.
– Какие вы молодцы, ребята. Помогли коробейнику. А теперь нам пора отправляться к следующему месту нашей ярмарки.
4 остановка «Волшебный завиток»
– Ой, ребята, какая остановка интересная! А называется она «Волшебный завиток». Давайте ребята посмотрим, что здесь продают. (показывает иллюстрации с изображением Гжельской посуды)
Загадывает загадку:
Снежно-белая посуда, расскажи-ка ты откуда?
Видно, с севера пришла и цветами расцвела
Голубыми, синими, нежными, красивыми.
– Ребята, откуда эта посуда, вы знаете? (Гжель)
– Правильно ребята. А кто знает, что необычного в гжельской росписи? (Она всегда бело-синяя)
– Правильно ребята! Посуда у мастеров выходит белоснежная, а поверх этого белого полотна художник ведет кисточку с одной-единственной синей краской – то слабее нажимает на кисточку, то сильнее. Так и получается дивный узор: цветы, птицы, рыбы, деревья и даже целые города.
– Пойдём дальше по ярмарке гулять, посмотрим, что еще народные умельцы на ярмарку привезли!
5. остановка «Музыкально-игровая»
– Эта остановка «Музыкально-игровая». Как вы думаете, что можно здесь делать? (играть и петь)
- Я предлагаю вам поиграть в русскую народную музыкальную игру «Шел козел по лесу»
Русская народная музыкальная игра «Шел козел по лесу» (практический метод)
Цель игры: воспитывать интерес и любовь детей к русским народным играм.
Ход игры: Игроки образуют круг, в центре которого находится водящий. Все поют: Шёл козел по лесу, по лесу, по лесу,
Водящий проходит мимо детей, показывая указательными пальцами «рога».
Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу.
Приглашает поклоном выбранную девочку, выходит ее в центр круга. Поворачиваются лицом друг к другу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
Прыгают на двух ногах.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
Продолжают прыгать, поднимая то одну, то другую ногу в сторону.
Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем
Стоя на месте, хлопают в ладоши.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
Топают ногами, высоко поднимая колени.
Хвостиком помашем, помашем, помашем,
Выполняют движения бедрами — «машут хвостиками».
Ну а потом попляшем, попляшем, попляшем.
Берутся за руки и кружатся подскоками.
Игра продолжается, но уже два ведущих идут искать «принцесс», затем — четыре и т. д.
– Хорошо повеселились? Но нам пора отправляться дальше, в лавку, где продают дымковские игрушки.
6 остановка «Дымковская игрушка»
Беседа с демонстрацией иллюстраций на тему «Дымковская игрушка» (словесный и наглядный методы)
Цель: Совершенствовать представления детей о народном промысле русского народа – дымковской игрушке, ее отличительных особенностях.
– Сегодня у нас в гостях замечательные игрушки, сделанные русскими мастерами. (Демонстрирует иллюстрации дымковских игрушек)
– Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками. Послушайте рассказ о том, как появились дымковские игрушки.
Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково.
Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек?
Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.
– Кто расскажет, каким узором расписывают эти игрушки? (это точки, кружочки, кольца, линии прямые и волнистые)
– А вы знаете, что обозначают цвета, которые используют дымковские мастера? (голубой – реку, зеленый – траву, желтый – солнце, красный – цветы, черный – землю).
7 остановка «Веселые ложкари»
– Ребята, эта остановка называется «Веселые ложкари». А вы знаете кто такие ложкари?
– В старину ложкарями называли тех людей, которые изготавливали деревянные ложки. А сейчас так называют людей, которые играют на ложках. Предлагаю вам побыть ложкарями и поиграть в музыкальную ритмическую игру «Я на горку шла»
Музыкальная ритмическая игра «Я на горку шла» (практический метод)
Цель: Формировать у детей основы техники игры на ложках.
Ход: Дети сидят полукругом, ложки в одной руке. Воспитатель включает русскую народную песню «Я на горку шла»
Вступление: ритмичные удары в такт песни, на конец - разводят руки.
1. Я на горку шла, (удар ложками на последнюю долю)
Тяжело несла. (удар ложками на последнюю долю)
Припев:
Уморилась, уморилась, (рука - колено, рука – другое колено)
Уморилася. (качаем головой, обхватив ее руками)
Знамо дело! Уморилась, уморилася. (рука - колено, рука – другое колено)
2. Я домой пришла, (два удара на последнюю долю)
Овес высыпала. (четыре удара на последнюю долю)
Припев: так же.
3. Я блинов напекла, (скользящий удар по колену)
Да наелась до сыта. (скользящий удар по колену)
Припев: так же.
– Ай да, молодцы, какие из вас способные ложкари получились.
8 остановка «Мастерская»
– Ребята, это последняя остановка нашего путешествия по ярмарке. Это «Мастерская». Давайте побудем немного мастерами. Ребята, подойдите к доске и выберите вырезанную фигуру дымковской игрушки (барыни, козлика, лошадки, свиньи, оленя).
– Вспомните приёмы дымковской росписи (волнистые линии, широкие полосы, тонкие полосы, между ними круги, кольца, точки).
– Орнамент дымковской игрушки рисуется прямо на заготовке, кисть нужно держать тремя пальцами, перпендикулярно листу. Заготовку можно вращать для более удобного положения.
Дети раскрашивают заготовки элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки. По окончании работы дети показывают свои рисунки. Воспитатель побуждает детей рассказать о своей игрушке.
III. Методы контроля и самоконтроля:
– Вот и закончилось наше необычное путешествие. А где же мы сегодня побывали? Что видели? Что делали? (Ответы детей)
– Посмотрите, у меня на подносе есть разные цветы (берет поднос с цветами). Здесь есть яркие цветы, красочные, и белые, не раскрашенные. Кому понравилось наше путешествие на ярмарку возьмите себе яркий цветок, а кому было скучно и неинтересно, возьмите не раскрашенный (дети выбирают цветок и делятся впечатлениями)
– Уходя с ярмарки, я хочу купить вот эту шкатулку (берет шкатулку, открывает)
– Да она не простая, а с подарками! Настоящими ярмарочными петушками! Угощайтесь! (Дети берут угощение, благодарят)