Ольга Николаевна Сосновская
Конспект НОД «Путешествие в старину» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №6
структурное подразделение – детский сад
г. Аткарска Саратовской области
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в старину“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
в подготовительной группе «Непоседы»
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
тема: «Путешествие в старину»
ответственный: музыкальный руководитель О. Н. Сосновская
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам
народной музыкальной культуры.
Задачи:
Образовательные:
• продолжать обогащать музыкальные впечатления детей;
•закрепить новый прием игры на ложках;
• закреплять представления о народных инструментах их внешнем виде
и звучании.
Развивающие:
• способствовать дальнейшему развитию вокальных навыков,
танцевальных движений, игре на детских музыкальных инструментах;
•способствовать развитию воображения, памяти, внимания, творческих
способностей;
• пополнить словарный запас словами: активный - «Гусляр», «гусли», «плетень»
Воспитательные:
• воспитывать уважение к традициям и к музыкальной культуре русского
народа, формировать интерес к народным песням и играм;
• воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
• создать атмосферу сотрудничества детей друг с другом и педагога с
детьми.
Интеграция областей: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно –эстетическое развитие
Музыкальный репертуар:русские народные мелодии «Полянка»,
«Лирический хоровод», «Из под дуба из под вяза»,
русские народные наигрыши на гуслях, балалайке, гармошке, песни: «Во
кузнице», «Ой, вставала я ранешенько», музыкальная игра «Плетень», мелодия «Карело - финская полька» (ложкари)
Наглядный материал: картинки к слайдам
Методы работы: рассказ, беседа, игра, танцевальная композиция
Оборудование: презентация, народные музыкальные инструменты (ложки,
трещетки, бубен, бубенчики, музыкальный треугольник, записи русских народных песен,русские народные костюмы для хозяйки и детей.
Ход занятия
Дети входят под русскую народную музыку «Хоровод» останавливаются
в кругу (слайд №1)
М. Р. : Добрый люд! Честной народ!
Приглашаю в хоровод.
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу!
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется! Давайте улыбнемся друг другу.
Мы сегодня красиво одеты. Празднично, нарядно.
Ребята, вы знаете, какие у нас костюмы?
Ответы детей : «Русские народные»
М. Р. : Да, это русские народные костюмы,
так одевались люди в старину. Интересно, как они тогда жили, чем
занимались, как веселились? А вы, ребята, хотели бы это узнать? Давайте попробуем отправиться в прошлое, наше путешествие будет необыкновенное.
(Звучит лирический хоровод). Мы отправляемся в
путешествие по волшебной «Реке времени», давайте закроем глаза, вокруг себя обернемся. Как вода в реке течет, так и
время не стоит на месте, все вокруг изменяется с течением времени.
Слайд №2 «Град»
М. Р. Где это мы? Ворота старинного града - города. Такие высокие стены
возводили в далёком прошлом. Слышите музыку? Что это за красивая мелодия?
Слайд №3 «Гусляры»
Ребенок рассказывает;Это гусляры - музыканты, которые играют на гуслях.
Гусли – это самый старинный инструмент. (Слайд №4) Родился он из натянутой струны лука. Потом струны стали натягивать на деревянную доску. Так и появились гусли. Музыка у гуслей звучит медленно, спокойно, напевно, плавно.
М. Р Давайте послушаем еще раз послушаем мелодию «гуслей»(звучит музыка гуслей)
М. Р. : Русский народ с древних времён пел и игрална музыкальных инструментах.
Это и балалайки, и гармошки, и бубенцы, и трещетки, жалейки и многие другие. А какие народные музыкальные инструменты вам знакомы? (ответы детей)
Ребята, а теперь послушайте загадки?
Дети сами загадывают загадки друг другу
1. У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать. (Балалайка.) (слайд №5)
2. В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
А весёлые старушки
Под неё поют частушки. (Гармонь) (слайд №6)
М. Р. : ребята скажите, на каких музыкальных инструментах люди играют до сих пор, т. е. в наше время? (гармонь, балалайка, бубенцы, трещетки)
М. Р. : правильно, эти инструменты актуальны и по сей день. В нашей группе в музыкальном уголке тоже есть такие инструменты и мы применяем их на наших занятиях.
Ребята, а еще я принесла для вас деревянные ложки. Как вы думаете, они относятся к музыкальным инструментам? (показать, как стучат). Вы умеете на них играть? А как называются люди, которые играют на ложках (Ответы)
- Правильно, Молодцы, хоть мы с вами только начинающие ложкари, но тоже кое что уже умеем. И сейчас мы это покажем. (Выступают ложкари)
М. Р. В старые добрые времена был такой обычай у русских людей: как
заканчивали полевые и огородные работы – собирали урожай, а хлеб
засыпали в амбары – коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали
посиделки, каждый занимался своим любимым делом, а чтобы не было скучно напевали песни (слайд №7 посиделки)
Как говорится в русской пословице: "от скуки бери дело в руки».(по музыку из под дуба, из под вяза)
М. Р. А какие вы знаете поговорки о труде?
Ответы детей
-«Умелые руки не знают скуки»
- «Без труда нет добра»,
- «Дело мастера боится»,
Ребята, а в наше время как проводят досуг, свободное время по вечерам, вот вы что делаете. Чем себя занимаете? (смотрят телевизор, играют в игры и т. д.). Отличается наш досуг от старых времен? (да).
М. Робращает внимание на следующий слайд
(Слайд №8) «Кузница».Куда мы с вами попали? Кто в ней работал? Какие предметы он изготавливает?
Ребенок рассказывает: Это кузница, в ней работают кузнецы. Кузне ц — мастер, который обрабатывает горячий металл. Главный материал для работы кузнеца — это железо (сталь). Кузнецами работали самые сильные и умелые мужчины, для того, чтобы поднять большой молот или кувалду. Раньше кузнецы изготавливали: топоры, мечи, подковы, украшения, ключи, замки, кочерги, ухваты для печи и многое другое. (слайд №9)
М. Р. : И сейчас есть кузницы, только они более современные,. И как в старые времена, так и в наше время кузнечная работа считается ручной и очень ценится. Со временем люди научились изготавливать кованные ворота, двери, заборы,лавки, столы, Качели, различные подставки и полочки и даже цветы. (слайд №10). Посмотрите,вам знакомо это место? (слайд №11 аткарский парк).У меня тоже есть такая роза. Посмотрите какая она красивая. (показываю розу)
Эх, кузнецы! Они куют приговаривают, Молотками приколачивают! (слайд №12)
М. Р: Давайте исполним веселую песню «Во Кузнице»? А чтобы пелось звонко, необходимо подготовить голосок.
Представим, что мне на ладошку села бабочка. Покажите свою ладошку,
может и к вам она сядет. Давайте сдуем ее осторожно. Набираем
воздух через нос, выдыхаем медленно, не надувая щек. А вы слышали, как
зимой гудит ветер в печной трубе? Он сверху опускается вниз (у-у) А теплый
воздух поднимается снизу вверх. Голосок приготовили, можно песню
запевать. Превращаемся в веселых кузнецов. «Во кузнице»русская народная песня мы ее исполним с применением музыкальных инструментов)
М. Р. : Ну что же продолжим дальше наше путешествие в старину
(Слайд №13) «Корова, другие домашние животные»
Ребенок рассказывает: В кузнице работали мужчины. А женщины и молодые девушки
занимались домашними делами, ухаживали за животными. (слайд№14). Хозяйки вставали очень рано,для того что бы накормить и напоить домашних животных, подоить коров и отправить их в стадо. А когда они их гнали в стадо, напевали незатейливые песни
М. Р. : Сейчас девочки исполнят русскую народную песню-танец «Ой, вставала я ранешенько»
М. Р. : Ребята, а сейчас в наше время люди держат хозяйство? Конечно. Животноводство с каждым годом развивается. Строятся большие фермы. Придумали различные современные технологии по уходу за животными, и человеческий труд намного стал легче, эффективнее и продуктивнее (слайд №15 современного хозяйства)
М. Р. : Песнями себя потешили, теперь пришел черед играм. Ребята, вы любите играть? Люди во все времена любили веселиться и играть. Подвижные игры нашего русского народа интересны и полезны для нашего здоровья. Ведь в них есть юмор, шутки, задор: движения часто сопровождаются считалками, потешками, веселыми моментами.
М. Р. Многие старинные игры дошли и до нашего времени. Есть замечательная игра -"Плетень".
Ребята, Кто знает, что такое ПЛЕТЕНЬ? (ответы детей ; плетёная изгородь из прутьев, ветвей, (слайд №16)
М. Р. : Эй, плетень, мой, плетень, заплетайся,
Вы, детишки, скорей собирайтесь.
А ну-ка, покажите, как он плетется.
Игра «ПЛЕТЕНЬ»
М. Р. : Ребята. Вам понравилась игра? Сейчас вы играете в другие игры, они более современные, компьютерные, настольные. Но и старинные тоже очень интересные и не стоит о них забывать, вы согласны со мной? (да)
М. Р. Вот и подходит к концу наше путешествие в старину. Нам пора
возвращаться. Закрывайте глаза, повернитесь вокруг себя и мы перенесемся в настоящее время, в свой современный город (слайд №17)
Воспитатель : Вот мы и вернулись в свой родной город, как он называется? Посмотрите какой он красивый, большой, ухоженный, озелененный (город Аткарск.
Рефлексия:
М. Р. Ребята, вам было интересно путешествовать?
Что нового вы узнали? Что понравилось (Дети отвечают).
Да, ребята, мы с вами совершили путешествие в старину. И за все, что мы с вами сейчас имеем, надо благодарить наших предков. Ведь не зря говорится, ЧТО ВСЕ НОВОЕ -ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ!
Вот настал момент прощания,
Будет кратка наша речь, Говорим всем до свидания!
До счастливых новых встреч. (Под песню дети уходят из группы) После ухода детей: Ну что вы гости дорогие так торопитесь? Играми и плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.
Как в старых добрых сказках – приглашаем всех к чаю да к сдобному караваю в нашу школу.