Наталья Киселева
Конспект занятия «Путешествие по сказкам»
«Путешествие по сказкам»
Цель: Систематизация знаний детей о сказках через игру-путешествие.
Задачи:
1. Продолжать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей;
Обобщить знания детей о сказках, закрепить умения узнавать отдельные сказки и их героев по характерным признакам
Продолжать узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, отвечать на вопросы полным предложением.
2. Формировать умение грамотно излагать свое мнение, правильно строить предложение.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по сказкам“» размещена в разделах
3. Воспитывать стремление к познанию нового, любовь к книгам, доброта, сопереживание.
Методы и приемы:
Словесные – беседа, ответы на вопросы, загадывание загадок, сюрпризный момент, поощрения.
Наглядные – рассматривание иллюстраций, демонстрация, сюрпризный момент (волшебная книга).
Практические – моделирование сказки, решение проблемной ситуации, дидактическая игра.
Ход занятия:
Восп: Здравствуйте, ребята!
Скажите, у вас есть друзья? Как их зовут? Что означает слово «дружить»?
Ответы детей
Восп: У меня тоже есть много друзей. Чтобы узнать, кто они, попробуйте отглодать мою загадку – она вам подскажет.
Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней.
Дети: (Книга)
Восп: Ребята, а вы любите читать книги?
Дети: ответы детей
Восп: А какие книги вы любите читать?
Дети: ответы детей
Восп: Я вижу, что вы любите сказки! Я тоже люблю читать сказки.
Восп: А что можно сказать о сказках, какие они?
Дети: ответы детей.
Восп: А как вы думаете, кто сочиняет сказки?
Дети: ответы детей
Восп: Вы знаете, что нашу страну населяет много народов? А если татары сочинили сказку то какая она будет?
Дети: ответы детей
Восп: А какую сказку вы знаете татарскую?
Дети: ответы детей
Восп: А если сказку сочинили якуты то она какая?
Дети: ответы детей
Восп: А вы знаете якутские сказки?
Дети: ответы детей
Восп: А если написал автор, то они называются как?
Дети: ответы детей
Восп: А теперь я приглашаю вас подойти к книжному уголку. Ребята у нас на полках много книг, а это книга самая красивая, она королева всех книг. Давайте откроем ее и посмотрим, что же у нас на первой странице. Здесь ребята правила обращения с книгой перечислите их.
Дети:
С книгой надо обращаться бережно.
Книги надо читать за столом.
Книги брать чистыми руками.
Книги надо перелистывать аккуратно.
Если книга порвалась – подклей ее.
Не делать в книге пометок, не загибать страниц.
При чтении пользуйся закладкой.
Во время чтения нельзя класть книгу на грязный стол.
Восп: Молодцы, ребята! Умеете правильно обращаться с книгой.
Восп: А теперь давайте посмотрим, что на следующей странице. Ребята, а куда же делись герои (выпадает конверт от Бабы Яги).
И не найдете вы своих героев я их заколдовала и спрятала их в сундуке. А сундук закрыла на пять замков, что бы их достать надо вам найти целых пять ключей, которые я спрятала. И найти вы их сможете, если выполните все задания.
Восп: Не может Баба Яга прожить, чтобы не навредить. У нас с вами сложное задание: найти героев сказок. Давайте мы с вами рассмотрим карту. Где мы сейчас находимся. Вот это книжный уголок. Здесь должен быть конверт с первым заданием. Давайте найдем конверт.
(Конверт с заданием от Бабы Яги) : Ну что, ребятишки говорите умные? Сейчас мы это и проверим. Ну – как загадочки мои отгадайте, да слушайте, вникайте, а то не видать вам ключика, как своих ушей.
1. Задание: (отгадать загадки)
• Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. («По щучьему велению по моему хотению»)
• Помогла нам яблонька, помогла нам печка,
Помогла хорошая голубая речка.
Все нам помогали, все нас укрывали,
К матушке и батюшке мы домой попали.
Кто унес братишку? Назовите книжку. («Гуси – лебеди»)
• По тропинке он катился,
Своей удалью хвалился,
Да попался на носок.
Ам, и съеден(«Колобок»)
• Она по ягоды пошла,
Да на домик набрела,
Дом под старою сосной.
В доме жил медведь большой.
Заболелаб от тоски,
Да спасли…пирожки. («Маша и медведь»)
• Жизнь ее не весела:
На болоте век жила.
Прилетела к ней стрела,
Но Иванушка пришел,
Со стрелой ее нашел. («Царевна – лягушка»)
Восп: (Итог) Вот мы отгадали загадки про героев. А что объединяет все эти сказки?
Дети: ответы детей
Восп: Ой, ребята, кажется, еще есть письмо от Бабы Яги. Молодцы ребята вы справились с первым заданием и за это получите первый ключик.
Восп: Смотрим карту, где нам следующего героя искать.
(Конверт с заданием от Бабы Яги) : Рано радуетесь, а здесь вы не справитесь. Я разорвала все картинки попробуйте, соберите их.
2. Задание: (Собери сказку)
(Дети находят в конвертах разрезные картинки. Детям нужно собрать разрезные картинки и назвать сказку). Работа проходит в парах.
Восп: Ребята, нам нужно картинки собрать и назвать сказки. Предлагаю, разделиться на пары и взять по одному конверту.
Восп: Ребята назовите свои сказки?
Дети: ответы детей
Восп: Какие они?
Дети: ответы детей
Восп: Что общего у русских народных сказок?
Дети: ответы детей
Восп: Какой запрет в вашей сказке?
Дети: ответы детей
Восп: Чему нас учат эти сказки?
Дети: ответы детей
Баба Яга: ух какие вы умненькие и с этим заданием справились ну что ж получите второй ключик.
Восп: Смотрим по карте, куда нам дальше двигаться.
(Конверт с заданием от Бабы Яги) : Я смотрю вы знаете все сказки но посмотрим справитесь ли вы с этим заданием.
3. Задание: «Продолжи предложение»
- Братец Иванушка стал козленочком – потому, что он не послушался сестрицу Аленушку и напился водицы из копытца.
Восп: А кто продолжит это предложение полностью?
- Снегурочка боялась солнца – потому, что весной лучи солнца грели, и Снегурочка могла растаять.
Маша попала к медведю в дом – потому, что ушла от подружек и заблудилась.
- Волк съел козлят – потому, что козлята не послушали маму козу и открыли волку дверь.
- Иванушка попал к Бабе Яге – потому, что сестрица Аленушка оставила братца одного и его украли гуси лебеди.
Итог: Если мы нарушим правило это приведет к не желательным последствиям.
Восп: Молодцы, вы очень хорошо справляетесь со всеми заданиями. Ребята смотрите, а в конверте еще что-то есть это третий ключик.
Восп: Смотрим по карте, куда нам дальше двигаться.
4. Задание. (Конверт с заданием от Бабы Яги) : Ребята я хотела померить мачехины бусы, но их кто-то все рассыпал в крупу. Помогите мне, пожалуйста, их собрать пока мачеха не приехала с бала.
Восп: Ребята скажите а кто нас просит о помощи?
Дети: ответы детей
Восп: У вас на столе 2 коробки с крупой. Бусы надо собрать в определенной последовательности подсказка у вас на столе «Продолжи ряд».
Восп: Ребята как вы думаете, мы помогли Золушке?
Дети: ответы детей
Восп: Накажет ее теперь мачеха?
Дети: ответы детей
Восп: А что нам помогло спасти Золушку?
Дети: ответы детей
Золушка: Спасибо что помогли и я вам помогу, а найдете ключик, когда отгадаете мою загадку.
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
Итог: Вы все были дружными, внимательными и поэтому мы быстро помогли Золушке собрать бусы.
Восп: Смотрим по карте, куда нам дальше двигаться.
5. Задание: (От Бабы Яги) : ну что ребятки везде вы справлялись с заданиями, а вот в этом задании вы не справитесь.
Восп: игра с фонариком «Засекреченная сказка»
Ребята вам надо с помощью фонарика описать сказку и назвать ее.
Восп: Молодцы ребята. Вот мы и получили пятый ключик.
Восп: Смотрите, а карта нас привела к волшебному сундуку. Открыли сундучок и освободили героев сказок.
Баба Яга хвалит детей: ну что ребята вы молодцы справились со всеми заданиями, простите меня за мои проделки я не буду больше проказничать и обижать героев сказок. И поэтому я оставлю эту книгу вам в подарок.
Восп: Ребята, а теперь давайте мы вместе разместим наших героев на свои места в сказках.
Восп: Молодцы, ребята! Вы самые лучшие знатоки русских народных сказок. Понравилось вам наше путешествие? Трудно было? – ответы детей.
Восп: А, что вам помогло справиться со всеми заданиями? - ответы детей.
Восп: А что было вам интересно? А хотите отправиться в путешествие по другим сказкам? – ответы детей
А я хочу закончить наше занятие такими словами :
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.