Людмила Запхалова
«Тренажеры». Конспект проведения занятия в клубе «Здоровье» с родителями детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Теоретическая часть.
Первые тренажеры для формирования двигательных навыков появились еще в древности. Уже тогда люди стремились ускорить обучение использованием различных приспособлений. Например, в Древнем Риме гладиаторы отрабатывали технику нападения и защиты от ударов с помощью сооружения, состоящего из нескольких непрерывно вращающихся обоюдоострых мячей. В средние века рыцари учились владеть копьем, атакуя мишень, которая при точном ударе падала, а при неточном - наносила рыцарю сильный удар по спине. В 19 веке были изобретены пружины и резиновые растяжные приборы, сохранившиеся в различных модификациях до наших дней.
Публикация «„Тренажеры“, Конспект проведения занятия в клубе „Здоровье“ с родителями детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Современные тренажеры можно разделить на физкультурно-оздоровительные, спортивные, лечебные и производственно-технические.
Наиболее актуальными в дошкольном возрасте являются физкультурно - оздоровительные тренажеры, которые при систематическом использовании являются надежным средством профилактики гиподинамии и гипокинезии у детей. В зависимости от конструкции тренажера и, следовательно, от структуры и характера самого движения, на нем оказывается возможным развивать преимущественно то или другое двигательное качество. Четкая целевая направленность упражнений на тренажере, выбор характера и способа их выполнения позволяет управлять тренировочным процессом, не допуская перегрузок и осложнений, что очень важно для физического воспитания детей.
Применение в работе с детьми простейших тренажеров – закономерный этап совершенствования системы использования различных предметов-ограничителей с целью коррекции выполнения движений, дифференцирования мышечных ощущений.
Тренажерные устройства привлекательны также тем, что в значительной степени способствуют всестороннему развитию ребенка: повышают интерес к физическим упражнениям, активизируют познавательную деятельность дошкольника, побуждают детское творчество, развивают интеллект, формируют организованность, умение бережно обращаться с учебными пособиями.
Особенно полезно использовать тренажеры в физическом воспитании старших дошкольников, когда дети осваивают наиболее сложные двигательные действия: прыжки в длину и высоту с разбега, лазанье по лестнице разноименным способом и другие движения.
В старшем дошкольном возрасте строение, функции и взаимодействие различных органов и систем ребенка достигают своего совершенства. Интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат: увеличивается количество точек окостенения в длинных костях рук и ног, убыстряется темп роста конечностей в толщину, заметно растет мускулатура, особенно крупные мышцы туловища. Усиливается положительное влияние физических упражнений на развитие костной и мышечной систем. В этом возрасте повышаются адаптационные возможности сердечно - сосудистой, дыхательной систем к физическим и нервным возбуждениям, тренируемость нервной системы в процессе двигательной деятельности.
Именно старшие дошкольники, благодаря пластичности нервной системы, интенсивному созреванию мозжечка, подкорковых образований, завершению дифференциации центров ассоциативных зон, улучшению механизма сопоставления слова с воспринимаемой действительностью, развитию кинестетического контроля, наиболее предрасположены к освоению все новых и новых движений. Это обусловлено так же и дальнейшим развитием способности к анализу движений сверстников, самоанализу, самоконтролю, высоким уровнем творческого воображения, стремлением не только удовлетворить свою биологическую потребность в активных движениях, но и быть смелым, сильным, ловким, продемонстрировать свои возможности. При этом, чем сложнее двигательное действие, тем более значимо его усвоение для ребенка, тем с большим интересом он его выполняет.
Применение тренажеров позволяет обеспечить формирование у детей правильных представлений о технике сложных двигательных действий. Кроме того, оно обеспечивает предварительное развитие двигательных качеств, определяющих успешность их выполнения.
Велико значение тренажеров на занятиях и в индивидуальной работе с отстающими детьми, а также для повышения двигательной активности детей в их самостоятельной деятельности, которая составляет около 70% от времени пребывания в дошкольном учреждении.
Наш спортивный зал активно обеспечен различными простейшими тренажерами (дисками здоровья, гантелями, фитболами, роликами гимнастическими и др.) Разработаны специальные комплексы упражнений на них в зависимости от цели занятий. Это помогает разнообразить физкультурные занятия и усилить двигательную активность ребенка.
2. Практическая часть
Комплекс упражнений с тренажером «Ролик гимнастический»
1. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч. Поднять руки с роликом вверх -в стороны. Передавать ролик из руки в руку за спиной, над головой.
2. И. п. – то же. Удерживать ролик то в левой, то в правой руке, вращая его.
3. И. п. – стоя, ролик в руках на уровне бедер. Перешагивать через него, не разжимая рук и не снимая их с ролика.
4. И. п. – то же. Прокатывая ролик вперед - вправо-влево (ноги в коленях не сгибать).
5. И. п. – стоя на одной ноге, другая – на диске ролика. Катать ролик вперед-назад.
6. И. п. – сидя. Упор сзади (или лежа на животе, стопы на ручках ролика. Прокатывать его вперед-назад.
7. И. п. – сидя, упор сзади. Поднять ролик двумя ногами, зажав его между ступнями или коленями.
8. И. п. – сидя на пятках или на коленях. Прокатывать ролик вперед-назад - вокруг себя.
9. И. п. – лежа на животе и держа ролик вперед на вытянутых руках. Приподнимая верхнюю часть туловища, прокатывать ролик под собой.
10. И. п. – прыжки через ролик вправо-влево, вперед-назад, вокруг него.
Комплекс упражнений на тренажере «Диск здоровья».
1. Стоя на диске двумя ногами, поворачивайте туловище вправо-влево, помогая себе руками.
2. Стоя на диске двумя ногами, держитесь руками за опору. Выполняйте повороты вправо-влево с большой амплитудой и скоростью движений.
3. Стоя одной ногой на диске, руки на поясе, поворачивать другую ногу вокруг вертикальной оси.
4. Стоя, опереться руками о диск, лежащий на полу. Вращая диск руками, как можно сильнее поворачивать туловище.
5. Встав на диск коленями, руки на полу, поворачивать туловище.
6. Сидя на диске, диск на стуле, руки на поясе. Повороты туловища вправо и влево. Отталкиваясь ногами, помогать активному скручиванию.
7. Сидя на диске, лежащем на полу, упереться руками и ногами о пол. Не двигая руками, вращать диск.
8. Стоя на диске, слегка наклониться вперед и взяться руками за опору. Ногами вращать диск в разные стороны.
9. Стоя на двух дисках, ногами вращать их сначала одновременно в одну, затем в разные стороны.
10. Это упражнение нужно выполнять вдвоем. Стоя на дисках, возьмитесь за руки и поворачивайте туловище влево – вправо.
Комплекс упражнений на тренажере «Фитбол»
1. Исходное положение - лежа грудью на фитболе, стопы в упоре на полу, руки за спиной. Разгибание в грудном отделе позвоночника.
2. То же, но руки в «крылышки».
3. То же, но руки вверх.
4. То же, но попеременное движение прямых рук вперед-назад.
5. То же, но руками выполнять упражнение «ножницы».
6. Исходное положение - лежа грудью на фитболе, руки на полу, ноги в упоре стопами на полу. Поднять до горизонтального уровня правую ногу, затем левую ногу.
7. То же, но поднять обе ноги одновременно до горизонтального уровня.
8. То же, но поднять одну ногу, согнутую в коленном суставе до 90°.
9. То же, но ногами - горизонтальные и вертикальные «ножницы».
10. Стоя, опора на мяч на предплечьях, ноги в упоре стопами на полу на ширине плеч. Мах правой ногой назад, в сторону, затем то же — левой ногой.
11. Прямые ноги на фитболе, руки в упоре на полу. Не прогибаясь в спине, согнуть и разогнуть колени, подтягивая фитбол к груди.
Комплекс упражнений с гантелями
1. Поднимание гантелей. Принять прямую стойку (ноги на ширине плеч, руки расположить вдоль туловища (ладони направлены на ноги). На счет «один» необходимо приподнять гантели к подмышкам. На счет «два» - руки опустить в исходное положение. Количество повторений: десять-двенадцать раз.
2. Выжимание гантелей. Принять прямую стойку, руки согнуть в локтях (приподнять их таким образом, чтобы гантели находились у затылка). На счет «один» надо выпрямить руки. На счет «два» - их опустить. Количество повторений: десять-двенадцать раз.
3. Приседания с гантелями. Принять прямую стойку (ноги на ширине плеч, руки с гантелями опустить вниз. На счет «один» - присесть (гантели дотрагиваются до пола, на счет «два» - встать и прогнуться (руки и голова отводятся назад).
4. Сгибание рук. Принять прямую стойку (ноги на ширине плеч, руки на уровне груди (тыльная сторона ладоней направлена вниз). На счет «один» руки сгибаются в локтях (можно выполнять как попеременно каждой из рук, так и одновременно двумя).