Алёна Дубровская
Конспект проведения образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Бабушкин сундук»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с предметами народного прикладного искусства.
Задачи.
1. Развивать умение анализировать слова, ставить ударение. Делать слоговой состав слова.
2. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, пополнить словарь детей новыми словами русского быта: сарафан, кокошник, рушник, кружево.
3. Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
4. Развивать умение передавать цветовую гамму народного декоративного искусства, использовать характерные элементы узора при составлении композиции.
5. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.
Публикация «Конспект проведения образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Бабушкин сундук“» размещена в разделах
Материал и оборудование.
Сундук, сарафан, кокошник, салфетка, рушник, полотенце, Павловский платок; фишки красного, синего цвета (на каждого ребенка, полотно; кисти, краски, баночки с водой, лист бумаги квадратной формы (на каждого ребенка).
Предварительная работа.
Рассматривание предметов, сделанных руками взрослых, поделки из народного материала, вышивки и т. д. Заучивание потешек, пословиц. Рисование узоров по мотивам русской росписи. Подготовить сундук расписной и в нем предметы для рассматривания, лоскутки ткани, вещи русской красавицы, салфетки, платки.
Формы организации совместной деятельности
Познавательно-исследовательская деятельность : экскурсия в музей.
Двигательная деятельность : физминутка «Пеку блины».
Коммуникативная: ситуативный разговор, рассказ о предметах старины, их назначении, речевая игра «Слова», вопросы к детям.
Продуктивная: изготовление продуктов детского творчества «Павловский платок».
Проведение образовательной деятельности
Воспитатель: Дети, с давних пор на Руси взрослые люди любили сказки. Они рассказывали их друг другу и конечно детям. Малышей веселили потешками. Знали много пословиц, поговорок и всегда употребляли их к месту. Передавали их из уст в уста, т. е. не писали, а передавалось все в разговорной речи. Это и называется устным народным творчеством. Вы тоже знаете много потешек, пословиц, загадок.
Воспитатель: У меня для вас сюрприз! Посмотрите, что это?
Воспитатель: Правильно – это сундук! Только сундук не простой, а волшебный, старинный подарок моей бабушки. Там лежит…
Воспитатель вынимает русский сарафан.
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый. Девушки его сами шили и украшали.
Воспитатель: Чем украшен сарафан?
По ходу рассказа воспитатель вынимает кокошник.
Воспитатель: Это головной убор - кокошник. Посмотрите и расскажите, чем он украшен?
Затем воспитатель вынимает Павловский платок.
Воспитатель: Какие узоры! Скажите, чем украшен платок?
Я сейчас все это надену. Посмотрите, как нарядно одевались наши прабабушки.
Воспитатель остается в костюме. Вынимает расписное полотенце.
Воспитатель: Это рушник. Как вы думаете для чего он? Правильно, руки и лицо вытирать. Как теперь называется этот предмет?
Воспитатель: Каким узором он вышит? Его моя бабушка сама вышивала. Затем воспитатель вынимает из сундука большую кружевную салфетку и рассказывает.
Воспитатель: Это салфетка, большая память о бабушке, эта салфетка передавалась от дочки к дочке. Она мне досталась от бабушки, и я ее очень берегу. Вот даже научилась вязать кружево.
Воспитатель: Расскажите о салфетке, нравиться она вам?
Воспитатель уточняет, что вышивка бывает: гладью, крестом.
Воспитатель: Ребята, а как таких женщин называли в сказках, которые так много умели делать? Правильно - рукодельница.
Воспитатель: Назовите сказки, где героини были рукодельницами?
Бабушка сама придумала узоры, сама подбирала цвета ниток, чтобы было красиво. Все ее вещи - это произведения русского прикладного искусства.
Физминутка «Пеку блины»
На столе лежат для каждого ребенка фишки красного, синего цвета, полотно. Воспитатель предлагает поиграть в игру – «Слова».
Воспитатель: Кто помнит и может назвать новые слова, которые вы услышали сегодня.
Воспитатель: Давайте проверим, сколько слогов в слове кокошник?
Воспитатель: Молодцы! Правильно, 3 слога!
Давайте выделим ударный слог в слове!
На каком слоге по счету стоит ударение?
Один ребенок выкладывает на полотне схему слова по цвету согласных, гласных звуков, затем проверяют все вместе, у кого как получилось и так 3-4 слова.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Теперь я приглашаю вас в изобразительную студию для росписи Павловского платка для своей мамы, бабушки!
Варианты организации образовательной деятельности в режимных моментах
1. Рассматривание иллюстраций с изображением людей в русских костюмах.
2. Игры на народных музыкальных инструментах.
3. Проведение подвижных народных игр на прогулке.
Взаимодействие с родителями
1. Проведение совместно с детьми мастер-класса «Рисуем узоры по мотивам народных росписей».
2. Экскурсия родителей в музей русской избы (в роли экскурсоводов дети).
3. Привлечение родителей к созданию альбома «Русский костюм».
Литература
1. Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России. - М., 2004.
2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 336с.