Ирина Затонская
Конспект НОД «Путешествие в царство Зимушки-зимы» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: конкретизировать и углубить представления детей о зиме: состояние погоды, явления природы, состояние растений, особенности жизни животных; особенности жизни человека.
познакомить со старинными названиями зимних месяцев: учить определять по признакам зимние месяцы. Расширять познавательные интересы детей. Учить видеть красоту зимней природы, красоту зимы, описанную поэтами в стихах.
Развивать связную речь, использовать разные типы предложений (простые, распространенные и сложные, правильно, с использованием эпитетов, сравнений.
Содействовать сплочению коллектива и установлению благоприятного микроклимата в группе.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в царство Зимушки-зимы“ (старшая группа)» размещена в разделах
Материалы и оборудование: интерактивная доска, глобус, ваза с веточками, дневник наблюдений, набор открыток «Зимующие и перелетные птицы», тексты пальчиковых игр, загадок, стихов, фишки- снежинки.
Ход деятельности:
Дети стоят полукругом.
Вос-ль: «Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, мне неожиданно на телефон поступило сообщение. Вы хотите узнать кто его прислал?»
Ответы детей.
Вос-ль: «Вам интересно узнать, о чем оно?»
Ответы детей.
Вос-ль читает сообщение:
«Дорогие дети, пишет вам медвежонок Умка. Я живу далеко на Севере со своей мамой, большой медведицей. Я еще маленький и многого не знаю, а мне так хочется узнать как можно больше о времени года, которое сейчас наступило. Помогите мне в этом. Жду вашего сообщения. Умка».
Вос-ль: «Дети, поможем нашему новому другу, медвежонку Умке?
Ответы детей.
Вос-ль: «Дети, Умка написал, что живет на Севере. Рассмотрим на глобусе, где же находится это место?»
Дети рассматривают глобус.
Вос-ль: «Ребята, мы узнали, где живет Умка. Наступило время помочь ему».
Ответы детей.
Вос-ль: «Ребята, вы обратили внимание, что Умка не сообщил нам, о каком же времени года он хотел бы узнать. Послушайте загадку об этом времени года:
Снег на полях,
Лед на реках,
Ветер гуляет,
Когда это бывает?»
Ответы детей. (Зимой).
Вос-ль: «Ребята, а вы любите путешествовать?» Ответы детей.
Вос-ль: «Чтобы еще больше узнать о зиме, я предлагаю отправиться в царство Зимушки- зимы. Путь предстоит долгий, нелегкий. Нам потребуется много сил, энергии, хорошее настроение. А поможет нам обрести все это игра:
Речевка: «Один, два, три,
Руку другу протяни,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало всем светлей.
Один, два, три,
Слово доброе скажи,
Если ты добро несешь,
Людям радость принесешь».
Вос-ль: «Ребята, одарите друг друга улыбкой. Подарите друг другу добрые, ласковые слова».
Ответы детей.
Вос-ль: «Вот сейчас мы готовы отправиться в путь. Ребята, так как путь нам предстоит трудный и на нашем пути будут встречаться преграды, каждый, кто их будет преодолевать в награду за проявленные знания, умения получит фишку – снежинку. Наше путешествие начинается».
Дети садятся на стулья.
Звучит музыка.
Вос-ль: «Ребята, когда зима приходит в наши края?»
Ответы детей.
Вос-ль: «В этот день снег ложится на землю и приходят настоящие морозы. Послушайте, как обращается к зиме русский поэт Петр Андреевич Вяземский:
Здравствуй, в белом сарафане,
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица- душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка- зима!»
Вос-ль: «Как поэт называет зиму?»
Ответы детей (русская молодка, раскрасавица- душа, матушка- зима, белоснежная лебедка).
Воспитатель предлагает детям посмотреть на иллюстрации с изображением зимы на интерактивной доске.
Вос-ль: «Посмотрите на иллюстрации и скажите, какими красками пользуется зима?»
Ответы детей (белая, серая, голубая).
Вос-ль: «Как вы думаете, чем пахнет зима?»
Ответы детей (свежестью, снегом).
Вос-ль: «Зима- владычица трех месяцев. Отгадайте загадки и назовите зимние месяцы:
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его всех дней короче,
Всех ночей, короче ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет-
Мы встречаем Новый год».
Ответы детей (Декабрь).
Вос-ль: «На Руси декабрь называли студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает».
Показ на интерактивной доске изображения зимы в декабре.
Вос-ль: «Ребята, название следующего зимнего месяца тоже кроется в загадке:
Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз,
Брызнешь воду - упадет,
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится:
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету
Что скажи, за месяц это?»
(Ответы детей (Январь).
Вос-ль: «Январь называли сечень, т. к. он рассекал зиму на две половины».
Показ на интерактивной доске изображения зимы в январе.
Вос-ль: «Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега,
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?»
Ответы детей (Февраль).
Показ на интерактивной доске изображения зимы в феврале.
Вос-ль: «Февраль называли лютый, т. к. выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели. Ребята, покажите голосом как завывают метели?».
Дети: «У- у –у -у».
Вос-ль: «А как шумят деревья?»
Дети: «Ш - ш-ш-ш-ш».
Вос-ль: «Как свистит ветер?»
Дети : «С- с - с –с –с».
Физкультминутка.
Игра «Метелица». Звучит музыка.
Одна половина детей изображает снежинки, другая ветер. Ветер дует - снежинки кружатся. Игра повторяется дважды. При повторении дети меняются ролями.
Дети садятся на стулья.
Вос-ль : «Дети, о каких признаках зимы вы узнали из загадок о месяцах?»
Вос-ль: «Какая бывает погода зимой?»
Ответы детей. (холодная, морозная,снежная, вьюжная, ветреная).
Вос-ль: «Какое небо зимой?»
Ответы детей (серое, зимнее).
Вос-ль: «Да, ребята, красивых летних облаков на небе не увидишь».
Вос-ль: «Дети, но иногда зимой случаются оттепели. Как вы понимаете слово «оттепель?»
Ответы детей.
Вос-ль: «Да, иногда пригреет солнышко, с юга налетит ветер и принесет оттепель. Снег подтает, станет влажным, будет легко лепиться. На крышах появятся сосульки. Оттепель- это кратковременное потепление зимой. А после оттепели ударит мороз и на снегу образуется твердая корочка «наст», на дорогах гололедица». Вос-ль: «Что происходит зимой с деревьями?»
Ответы детей. (Они отдыхают, спят, укрывшись снегом).
Показ на интерактивной доске изображения зимних деревьев.
Вос-ль: «Правильно. Ботаники говорят, что они находятся в глубоком покое. Даже, если в начале зимы внести в комнату веточку березы, ивы или тополя и поставить в
воду, она не проснется, ее почки не набухнут и не развернут листочков. Дерево спит».
Вос-ль: «Ребята, но сейчас уже конец зимы. Я принесла вазочку со срезанными веточками ивы и березы, и мы с вами каждый день будем наблюдать, как постепенно пробуждается жизнь в наших веточках. Все свои наблюдения мы будем отмечать в дневнике наблюдений. (показывает дневник и дети отмечают,что веточки еще голые).
Вос-ль: «Что произошло с почвой зимой?»
Ответы детей (мороз сковывает почву, земля покрывается снежным покровом).
Вос-ль: «Какие изменения произошли с водой, в водоемах?»
Показ иллюстраций рек, озер на интерактивной доске.
Ответы детей. (водоемы- реки, озера замерзают, покрываются льдом).
Вос-ль: «А как зимой изменилась жизнь животных?
Ответы детей.
Вос-ль: «Да, ребята исчезли насекомые; некоторые животные надели зимнюю одежду- заяц стал белым, белка- серой. Медведи, барсуки, накопив за лето жир, залегают в берлогах до весны.»
Показ изображения животных на интерактивной доске.
Вос-ль: «Птиц стало намного меньше. Им холодно и голодно зимой. Так о птицах написал русский поэт С. Есенин:
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней».
Дидактическая игра «Знатоки птиц».
Вос-ль: «Дети, смешались в одну стаю перелетные и зимующие птицы. Одной команде необходимо собрать в стаю только зимующих птиц, другой - только перелетных. Знатоками птиц окажется команда, не допустившая ни одной ошибки».
Вос-ль: «Какие изменения произошли в жизни людей?»
Ответы детей. (Зимой люди расчищают снег. Работают снегоуборочные машины на улицах).
Вос-ль: «Ребята, что же нам принесла зима в подарок?»
Ответы детей (снежинки).
Пальчиковая игра «Снежинки».
Вос-ль: «Ребята, а вам нравится зима?»
Ответы детей.
Вос-ль: «Чем она вам нравится?»
Ответы детей (зимние развлечения : санки, лыжи, снежки, катание с горы, постройки из снега).
Вос-ль: «Дети, представьте, что мы с вами оказались на зимней поляне. Поиграем в «снежки».
Пальчиковая игра «Снежок».
Вос-ль: «А сейчас у нас наступили настоящие зимние забавы».
Выполнение имитационных упражнений «Играем в снежки», «Лыжники», «Катание на санках», «Конькобежцы».
Вос-ль: «Дети, можно с уверенностью сказать, что зима - это волшебное время года. Какие красивые слова - определения можно придумать к слову «зима?»
Ответы детей (волшебница, кудесница, красавица, художница, озорница, матушка).
Вос-ль: «Ребята, вот так незаметно подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось оно?»
Ответы детей.
Вос-ль: «Дети мы возвращаемся с вами в детский сад. О том, что вы узнали о зиме, составьте рассказ. Это будет ваше домашнее задание. Мы объединим все ваши рассказы и отправим сообщение нашему другу Умке».