МААМ-картинки

Конспект НОД «Путешествие в царство Зимушки-зимы» (старшая группа)

Ирина Затонская
Конспект НОД «Путешествие в царство Зимушки-зимы» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: конкретизировать и углубить представления детей о зиме: состояние погоды, явления природы, состояние растений, особенности жизни животных; особенности жизни человека.

познакомить со старинными названиями зимних месяцев: учить определять по признакам зимние месяцы. Расширять познавательные интересы детей. Учить видеть красоту зимней природы, красоту зимы, описанную поэтами в стихах.

Развивать связную речь, использовать разные типы предложений (простые, распространенные и сложные, правильно, с использованием эпитетов, сравнений.

Содействовать сплочению коллектива и установлению благоприятного микроклимата в группе.

Публикация «Конспект НОД „Путешествие в царство Зимушки-зимы“ (старшая группа)» размещена в разделах

Материалы и оборудование: интерактивная доска, глобус, ваза с веточками, дневник наблюдений, набор открыток «Зимующие и перелетные птицы», тексты пальчиковых игр, загадок, стихов, фишки- снежинки.

Ход деятельности:

Дети стоят полукругом.

Вос-ль: «Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, мне неожиданно на телефон поступило сообщение. Вы хотите узнать кто его прислал?»

Ответы детей.

Вос-ль: «Вам интересно узнать, о чем оно?»

Ответы детей.

Вос-ль читает сообщение:

«Дорогие дети, пишет вам медвежонок Умка. Я живу далеко на Севере со своей мамой, большой медведицей. Я еще маленький и многого не знаю, а мне так хочется узнать как можно больше о времени года, которое сейчас наступило. Помогите мне в этом. Жду вашего сообщения. Умка».

Вос-ль: «Дети, поможем нашему новому другу, медвежонку Умке?

Ответы детей.

Вос-ль: «Дети, Умка написал, что живет на Севере. Рассмотрим на глобусе, где же находится это место?»

Дети рассматривают глобус.

Вос-ль: «Ребята, мы узнали, где живет Умка. Наступило время помочь ему».

Ответы детей.

Вос-ль: «Ребята, вы обратили внимание, что Умка не сообщил нам, о каком же времени года он хотел бы узнать. Послушайте загадку об этом времени года:

Снег на полях,

Лед на реках,

Ветер гуляет,

Когда это бывает?»

Ответы детей. (Зимой).

Вос-ль: «Ребята, а вы любите путешествовать?» Ответы детей.

Вос-ль: «Чтобы еще больше узнать о зиме, я предлагаю отправиться в царство Зимушки- зимы. Путь предстоит долгий, нелегкий. Нам потребуется много сил, энергии, хорошее настроение. А поможет нам обрести все это игра:

Речевка: «Один, два, три,

Руку другу протяни,

Улыбнитесь поскорей,

Чтобы стало всем светлей.

Один, два, три,

Слово доброе скажи,

Если ты добро несешь,

Людям радость принесешь».

Вос-ль: «Ребята, одарите друг друга улыбкой. Подарите друг другу добрые, ласковые слова».

Ответы детей.

Вос-ль: «Вот сейчас мы готовы отправиться в путь. Ребята, так как путь нам предстоит трудный и на нашем пути будут встречаться преграды, каждый, кто их будет преодолевать в награду за проявленные знания, умения получит фишку – снежинку. Наше путешествие начинается».

Дети садятся на стулья.

Звучит музыка.

Вос-ль: «Ребята, когда зима приходит в наши края

Ответы детей.

Вос-ль: «В этот день снег ложится на землю и приходят настоящие морозы. Послушайте, как обращается к зиме русский поэт Петр Андреевич Вяземский:

Здравствуй, в белом сарафане,

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица- душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка- зима!»

Вос-ль: «Как поэт называет зиму?»

Ответы детей (русская молодка, раскрасавица- душа, матушка- зима, белоснежная лебедка).

Воспитатель предлагает детям посмотреть на иллюстрации с изображением зимы на интерактивной доске.

Вос-ль: «Посмотрите на иллюстрации и скажите, какими красками пользуется зима?»

Ответы детей (белая, серая, голубая).

Вос-ль: «Как вы думаете, чем пахнет зима?»

Ответы детей (свежестью, снегом).

Вос-ль: «Зима- владычица трех месяцев. Отгадайте загадки и назовите зимние месяцы:

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке.

Дни его всех дней короче,

Всех ночей, короче ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет-

Мы встречаем Новый год».

Ответы детей (Декабрь).

Вос-ль: «На Руси декабрь называли студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает».

Показ на интерактивной доске изображения зимы в декабре.

Вос-ль: «Ребята, название следующего зимнего месяца тоже кроется в загадке:

Щиплет уши, щиплет нос.

Лезет в валенки мороз,

Брызнешь воду - упадет,

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится:

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету

Что скажи, за месяц это?»

(Ответы детей (Январь).

Вос-ль: «Январь называли сечень, т. к. он рассекал зиму на две половины».

Показ на интерактивной доске изображения зимы в январе.

Вос-ль: «Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега,

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно,

Ну, так что за месяц это?»

Ответы детей (Февраль).

Показ на интерактивной доске изображения зимы в феврале.

Вос-ль: «Февраль называли лютый, т. к. выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели. Ребята, покажите голосом как завывают метели?».

Дети: «У- у –у -у».

Вос-ль: «А как шумят деревья?»

Дети: «Ш - ш-ш-ш-ш».

Вос-ль: «Как свистит ветер?»

Дети : «С- с - с –с –с».

Физкультминутка.

Игра «Метелица». Звучит музыка.

Одна половина детей изображает снежинки, другая ветер. Ветер дует - снежинки кружатся. Игра повторяется дважды. При повторении дети меняются ролями.

Дети садятся на стулья.

Вос-ль : «Дети, о каких признаках зимы вы узнали из загадок о месяцах?»

Вос-ль: «Какая бывает погода зимой?»

Ответы детей. (холодная, морозная,снежная, вьюжная, ветреная).

Вос-ль: «Какое небо зимой?»

Ответы детей (серое, зимнее).

Вос-ль: «Да, ребята, красивых летних облаков на небе не увидишь».

Вос-ль: «Дети, но иногда зимой случаются оттепели. Как вы понимаете слово «оттепель?»

Ответы детей.

Вос-ль: «Да, иногда пригреет солнышко, с юга налетит ветер и принесет оттепель. Снег подтает, станет влажным, будет легко лепиться. На крышах появятся сосульки. Оттепель- это кратковременное потепление зимой. А после оттепели ударит мороз и на снегу образуется твердая корочка «наст», на дорогах гололедица». Вос-ль: «Что происходит зимой с деревьями?»

Ответы детей. (Они отдыхают, спят, укрывшись снегом).

Показ на интерактивной доске изображения зимних деревьев.

Вос-ль: «Правильно. Ботаники говорят, что они находятся в глубоком покое. Даже, если в начале зимы внести в комнату веточку березы, ивы или тополя и поставить в

воду, она не проснется, ее почки не набухнут и не развернут листочков. Дерево спит».

Вос-ль: «Ребята, но сейчас уже конец зимы. Я принесла вазочку со срезанными веточками ивы и березы, и мы с вами каждый день будем наблюдать, как постепенно пробуждается жизнь в наших веточках. Все свои наблюдения мы будем отмечать в дневнике наблюдений. (показывает дневник и дети отмечают,что веточки еще голые).

Вос-ль: «Что произошло с почвой зимой?»

Ответы детей (мороз сковывает почву, земля покрывается снежным покровом).

Вос-ль: «Какие изменения произошли с водой, в водоемах?»

Показ иллюстраций рек, озер на интерактивной доске.

Ответы детей. (водоемы- реки, озера замерзают, покрываются льдом).

Вос-ль: «А как зимой изменилась жизнь животных?

Ответы детей.

Вос-ль: «Да, ребята исчезли насекомые; некоторые животные надели зимнюю одежду- заяц стал белым, белка- серой. Медведи, барсуки, накопив за лето жир, залегают в берлогах до весны.»

Показ изображения животных на интерактивной доске.

Вос-ль: «Птиц стало намного меньше. Им холодно и голодно зимой. Так о птицах написал русский поэт С. Есенин:

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней».

Дидактическая игра «Знатоки птиц».

Вос-ль: «Дети, смешались в одну стаю перелетные и зимующие птицы. Одной команде необходимо собрать в стаю только зимующих птиц, другой - только перелетных. Знатоками птиц окажется команда, не допустившая ни одной ошибки».

Вос-ль: «Какие изменения произошли в жизни людей?»

Ответы детей. (Зимой люди расчищают снег. Работают снегоуборочные машины на улицах).

Вос-ль: «Ребята, что же нам принесла зима в подарок

Ответы детей (снежинки).

Пальчиковая игра «Снежинки».

Вос-ль: «Ребята, а вам нравится зима?»

Ответы детей.

Вос-ль: «Чем она вам нравится?»

Ответы детей (зимние развлечения : санки, лыжи, снежки, катание с горы, постройки из снега).

Вос-ль: «Дети, представьте, что мы с вами оказались на зимней поляне. Поиграем в «снежки».

Пальчиковая игра «Снежок».

Вос-ль: «А сейчас у нас наступили настоящие зимние забавы».

Выполнение имитационных упражнений «Играем в снежки», «Лыжники», «Катание на санках», «Конькобежцы».

Вос-ль: «Дети, можно с уверенностью сказать, что зима - это волшебное время года. Какие красивые слова - определения можно придумать к слову «зима?»

Ответы детей (волшебница, кудесница, красавица, художница, озорница, матушка).

Вос-ль: «Ребята, вот так незаметно подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось оно?»

Ответы детей.

Вос-ль: «Дети мы возвращаемся с вами в детский сад. О том, что вы узнали о зиме, составьте рассказ. Это будет ваше домашнее задание. Мы объединим все ваши рассказы и отправим сообщение нашему другу Умке».

Публикации по теме:

Калейдоскоп проектов. Времена года. «Зима» Название проекта – «Зима» Тип проекта – познавательно-исследовательский. Возраст детей – старший дошкольный. Продолжительность проекта.

Беседа о зиме БЕСЕДА О ЗИМЕ Цель: конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Путешествие в царство Зимушки-зимы» (старшая группа)
Опубликовано: 11 февраля 2015 в 18:45
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Путешествие в царство Зимушки-зимы» (старшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Затонская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД