Мария Иванова
Конспект прогулки в подготовительной группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ПРОГУЛКИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«В гости к синичке»
Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей
Выполнила: воспитатель
Иванова Мария Андреевна
Чебоксары 2017
«В гости к синичке»
Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей
Предварительная работа
Публикация «Конспект прогулки в подготовительной группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Прогулка. Наблюдения за птицами
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
-Наблюдения за птицами.
- Чтение художественной литературы: Г. Снегирев «Про птиц»; Н. Сладков «Еловая каша»; В. Зотов «Клест», «О птицах», «Кедровка», «Глухарь»; В. Бианки «Кто к кормушке прилетел».
-Слушание аудиозаписи “Звуки живой природы”;
Дидактические игры:
«Четвертый лишний» :
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
• медведь, дятел, лось, барсук;
• сорока, скворец, курица, журавль;
• ворона, синица, воробей, соловей;
• синица, скворец, трясогузка, утка;
• сова, снегирь, дятел, сорока;
• воробей, соловей, ворона, кукушка (не вьет гнезда);
• сорока, синица, клёст, дятел (появляются зимой птенцы).
«Игра в слова» :
Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее воробью (вороне, дятлу, синице.). Объясните выбор каждого слова.
Словарь:
курлычет, маленький, бойкий, лес, серая, летает, ловкая, красногрудый, плавает, проворный, крякает, город, прыгает, неунывающая, болото, серая, чирикает, смелый, всеядная, умная, дупло, большая, бойкая, скворечник, непоседливая, длиннохвостая, веселая, стрекотуха, хищная, белоснежный, белобока, длинноногий, каркает, маленькая, танцует, проворная, ныряет, охотится, зимующая птица, перелетная птица.
Работа с наглядностью:
• Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).
• По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья).
• Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей.).
• Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).
• Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).
• Как определили, что это ворона? (Черная, большая).
• Как определили, что это синица? (Желтая грудка).
• Какие это птицы? (Зимующие).
• Почему мы их так называем?
• Подумайте и определите, кто из этих птиц поет : “Синь-синь”? (Синица).
• Кто из них чирикает? (Воробей).
• Кто из этих птиц трещит? (Сорока).
-А сейчас мы с вами отправимся в лес в гости к нашим пернатым друзьям. Закройте глаза. Представьте, что вы идете по зимнему лесу. Светит яркое солнце, а наши друзья заняты своими важными делами. Откройте глаза. Перед вами зимний лес («Птицы в лесу»).
• Давайте вспомним, как вести себя в лесу?
• Назовите птиц, которых вы узнали?
• Скажите, что делают снегири? (Клюют рябину).
• Что делает сорока? (Прыгает, скачет по снегу).
• А дятел? (Стучит по дереву).
-А сейчас мы с вами поиграем. Ко мне подойдет. Встань лицом к детям. Мы с ребятами загадаем любую из этих птиц. Ты задашь нам вопросы и попытаешься угадать, какую птицу мы загадали.
Воспитатель за спиной ученика показывает, о какой птице пойдет речь. Ребенок задает вопросы. (Эта птица большая или маленькая? Какая у нее грудка? Ходит или прыгает? Как поет? Чем питается). Затем приглашаются по очереди еще два ребенка.
-Отгадывание загадок:
1. Посередь деревьев кузнецы куют.
(Дятел)
2. От простуд он не страдает, не страшится злобных вьюг и к зиме не улетает на далекий знойный юг. Пусть покроют снега груды и пригорок, и пустырь — раз красавец прилетел к нам, житель севера. (снегирь).
3. Черный жилет, красный берет,
Нос как топор, хвост как упор. (Дятел)
4. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая!
(Сорока)
5. Днем спит, ночью летает, прохожих в лесу пугает. (Сова)
6. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока)
7. На голом суку сидит, на весь двор кричит: «Кар-кар-кар!»
(Ворона)
8. Чернокрылый, красногрудый, и зимой найдет приют: не боится он простуды, с первым снегом Тут как тут (Снегирь)
9. Странный доктор есть на свете, он деревья лечит, дети. — Где болит? Тук-тук! А, нашел. Тут, тут. (Дятел)
10. Чик-чирик! К зернышку прыг, клюй, не робей, кто это (Воробей)
11. Синяя косынка, темненькая спинка, маленькая птичка, звать ее. (синичка).
12. Выпал снег, а эта птица снега вовсе не боится. Эту птицу мы зовем красногрудым. (снегирем).
13. Ты с модницей этой, конечно, знаком: вертушке на месте никак не сидится — все хвастает, синим своим сюртуком и шапочкой синей гордится. (синица).
14. В серой шубке перовой и в морозы он герой, скачет, на лету резвится, не орел — а все же птица! (Воробей)
Цель прогулки :
-обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц;
-воспитывать бережное отношение к птицам;
-обратить внимание детей на поведение птиц. Назвать птиц, при-летевших на участок. Объяснить, как им голодно зимой, рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм.
-обратить внимание детей на повадки птиц. Вспомнить, каких зимующих птиц они знают. Отметить, что у птиц две лапы, два крыла, перья, клюв.
-на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;
-воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим;
-вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе;
-обогащать словарный запас, развивать связную речь детей: учить детей давать полные ответы на вопросы по тексту, подготавливая их к пересказу текста;
-воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану;
-активизировать внимание и память детей, развивать логическое внимание:
учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Ход наблюдения:
Рассказ воспитателя о воробье:
Едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собираются в шумные стайки, рассаживаются на изгородях, ветках кустарников и задорно чирикают: «Чик-чирик-чирик-чирик! Как хорошо, что к нам пришла весна!» Если найдет озорной воробьишка небольшую лужицу с талой водой, то норовит «принять ванну», смыть поскорее зимнюю грязь — поплещется в холодной прозрачной воде, а потом взъерошит перышки и отряхнется.
Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Про него часто говорят: «серый воробышек». А ведь на самом деле воробей совсем не серый. Спинка у него коричневая с широкими продольными черными полосами. Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло черные, а вот головка серая.
Весной воробьи любят закусить мошками, комарами, гусеницами и тлями, летом и осенью они клюют зернышки и семена растений.
Живут воробьи и в городе, и в деревне. Они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека.
Почему же воробьи так любят соседство с людьми?
Да потому, что, живя возле нас, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить весной гнездо. Особенно нравится воробьям устраивать свои квартиры за ставнями или за резными оконными наличниками деревянных домов. А городские воробышки могут поселиться под козырьком подъезда или балкона.
Строительство гнезда — дело нелегкое. Птицы летают, суетятся, тащат в клювах перышки, кусочки ваты, сухие травинки, ссорятся из-за лоскутка и громко чирикают.
Воробьиная пара вместе строит гнездо, а потом по очереди насиживает яйца. Через две недели в гнезде появляются маленькие птенцы. Родители «сбиваются с ног», чтобы накормить малышей мошками, комарами и другими насекомыми.
Растут воробышки быстро, и уже дней через десять родители начинают обучать их всем премудростям воробьиной жизни. За лето в гнезде появятся еще одно или два новых поколения. До наступления холодов их тоже надо вырастить и выучить в птичьей школе.
В народе воробьев нередко называют воришками. Есть такая загадка:
Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота.
Смелые и дружные воробьи могут дать отпор даже ястребу! Когда хищник хочет напасть на птиц, воробьи мгновенно сбиваются в плотный рой, и все вместе бросаются навстречу врагу. Ястребу ничего не остается, как улететь прочь.
Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он тотчас начинает громко чирикать, созывая на пир своих собратьев.
Зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь про-кормиться и согреться возле него.
Рассказ воспитателя о синице:
В ясный мартовский полдень кажется, что где-то тихонько позвякивают хрустальные колокольчики. Это звенят синицы. Птицы радуются солнечному дню, синеве небес. Они взлетают на верхушки кустов и беззаботно щебечут: «Синь-синь-синь!»
Синий день
На сугроб ложится голубая тень, тенькают синицы: «Синий, синий день!»
Оперение синицы яркое и красивое — кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой.
Синица всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев.
Весной семья синиц ищет место для гнезда. Иногда птицы занимают прошлогоднее дупло дятла. Ведь дятел каждую весну устраивает себе новое жилище. Если не удается подобрать готовую квартиру, синицы старательно вьют гнездо из тонких прутиков и соломы, устилают его пухом и перьями. Для утепления жилища птицы приносят шерстяные волоски и кусочки ваты.
Серых перьев комок на морозе продрог. Скачет по дорожке, Собирает крошки. (Воробей.)
Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка, любит сало и пшеничку. Кто узнал ее? (Синичка.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.
Что у них общего? (Остались зимовать, держатся поодиночке.)
Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.)
Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)
Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые. Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы — осторожные и пугливые.)
Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)
Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)
Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)
Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)
Примета: воробьи дружно собирают пух, утепляют свои укрытия – через несколько дней наступят сильные морозы.
Подвижные игры:
«Птицы и кукушка»
Цели:
— развивать ловкость, быстроту;
— выполнять характерные движения по содержанию игры. «Лягушки и цапля».
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: упражнять в прыжках в длину с места.
“Мы птицы”
-Подойдите ко мне. Встаньте в круг.
Девочки и мальчики
Вокруг себя повернитесь,
В зимующих птиц превратитесь. (Каждый ребенок определенная птица)
- Сейчас я загадаю вам загадки. В круг вылетает та птица, о которой будет загадка.
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору гуляет,
Крошки собирает.
В круг вылетает воробей.
-Раздается громкий стук
Среди веток тук да тук.
Чистишь дерево, приятель?
Тук-тук-тук ответил.
В круг вылетает дятел.
-А вот маленькая птичка –
Желтогрудая певичка,
Звонко песенку поет,
Сало вкусное клюет.
В круг вылетает синица.
-Известная персона,
А зовут ее.
В круг вылетает ворона.
-Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
В круг вылетает снегирь.
-Вещунья белобока
А зовут её.
В круг вылетает сорока.
-А сейчас устроим веселый птичий хоровод. Но для начала вспомним.
• У вороны голос, какой? (Низкий, громкий).
• Крылья у неё какие? (Большие, черные).
• Как ворона передвигается? (Ходит).
• Снегирь, синица, воробей будут петь звонко, весело; крылышки у них маленькие, они будут летать.
• Покажите, как вы будите это делать?
Но быстро зимний день кончается,
Птичьи игры прекращаются.
-Зимующие птицы вокруг себя повернитесь в мальчиков и девочек превратитесь.
-В какую игру мы играли? Какие птицы были в нашем хороводе?
Дидактическая игра (А) и упражнение (Б)
А. «Угадай по описанию» — дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее. Цель — научить составлять описательный рассказ.
Б. «Кто как поет?» — дети произносят звукоподражательные слова, изображая разных птиц.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
- Покрошить хлеб птицам.
- Пальчиковая гимнастика «Кормушка» :
Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжи-
Прилетело? Мы расскажем: мают кулачки.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых крылышках.
Всем хватило зернышек.
Н. Нищева
Художественное слово:
Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые,
Голодные, усталые. И жмутся поплотней.
С. Есенин
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок.
Завертелась как волчок. А. Барто
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
• Дети, скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему? (Потому что зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов).
• Да в такую погоду очень много птиц погибает от холода и голода, не дожив до весны. Поэтому некоторые птицы летят ближе к жилью человека, здесь легче найти корм. Например, где можно встретить снегиря? (В лесу и городе).
• И в лесу, и рядом с жильем человека, потому что снегирь питается рябиной, а рябина растет как в лесу, так и в городе. Если запасы рябины кончаются в лесу, то снегири перебираются поближе к жилью человека.
• А такую птицу как дятел где можно увидеть? (В лесу и роще).
• Почему дятла называют “лесным доктором”? (Он лечит деревья, уничтожая вредных насекомых).
• Вы уже сказали, как трудно найти зимой корм. А как мы с вами можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать).
• Чем вы подкармливаете птиц?
Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола. Синицы едят кусочки несоленого сала, кусочки маргарина, творога, крошки хлеба. Вороны едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи. Так как мы можем помочь птицам зимой? (Подкармливать).
-А где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках).
Люди стараются развешать кормушки в садах, парках. Кормушки могут быть разные: в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц.
Посмотрите и скажите из чего сделана эта кормушка? (Из дерева). Скажите, из чего можно изготавливать кормушки?
• Кто такие зимующие птицы?
• Почему птицы остаются у нас зимовать?
• Для чего подкармливаем птиц?
• Куда насыпаем корм?
Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку,
Кликнет он свою подружку,
И пойдет веселый стук –
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
-Запасы корма в зимний период значительно уменьшаются. Для птиц зима – очень тяжелое время года. С утра до вечера они заняты поисками пищи. Пуховые теплые шубки защищают птиц от холода, но не от голода. Я думаю, что горсточка семечек, маленький кусочек несоленого сала найдется у каждого из вас. Зная как тяжело птицам, вы теперь не будете их обижать, потому, что они верные друзья леса и сада. Если подружитесь с птицами, будете внимательны к ним, они откроют вам множество птичьих тайн. В конце зимы, когда прибавляется день и пригревает солнце, птицы начинают петь. Послушайте их пение.
Итог:
• У кого мы были в гостях?
• Почему птицы, у которых мы были в гостях, так называются?
• Каких птиц мы сравнивали?
• Как люди помогают зимующим птицам?
• Как называется “птичья столовая”?
• Из чего можно изготовить кормушки?
• Каких птиц мы можем видеть в наших кормушках?
• Какая зимующая птица называется “санитаром леса”? Почему?
• Как ты думаешь, какая самая яркая зимующая птица? Почему?
• Что вам больше всего запомнилось сегодня на прогулке?