Дьячкова Наталья
Конспект прогулки «Путешествие на метеостанцию»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: в игровой форме познакомить детей старшей группы с профессией метеоролог, с назначением метеостанции и с некоторыми приборами метеоролога.
Задачи:
образовательная:
-дать представления о явлениях неживой природы: дождь, солнце, облака, ветер;
-расширить знания о погоде;
-познакомить детей с профессией метеоролога и некоторыми приборами-помощниками: солнечными часами, ветряным рукавом, термометром, гигрометром, дождемером, снегомером;
развивающая:
Публикация «Конспект прогулки „Путешествие на метеостанцию“» размещена в разделах
-развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, рассуждать, делать выводы.
воспитательная:
воспитывать интерес и потребность в общении с природой.
речевая:
-развивать связную речь, умение правильно строить предложение;
-активизировать словарь детей за счёт прилагательных, обозначающих состояние погоды, слов-названий приборов: термометр, гигрометр, метеобудка, снегомер, дождемер.
Оборудование и материалы:
-детская метеоплощадка, солнечные часы, ветряной рукав, термометр, гигрометр, дождемер, снегомер, вертушки, ключи, макет домика.
Предварительная работа:
-беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдение за погодой и ведение дневника, опыты и эксперименты, чтение художественной литературы, разгадывание загадок.
Работа с родителями:
- разработка и создание приборов для метеостанции.
Ход занятия:
(Под музыку выбегает Карлсон)
Карлсон (в дальнейшем- К.)- Посадку, посадку давайте! (бегает вокруг детей, останавливается). Чего это вы смеётесь? У меня мотор сломался, а им смешно! Угощайте теперь меня конфетами!
Воспитатель: - И чего ты здесь раскомандовался?
К. - Мадам! Как вас зовут?
(Воспитатель отвечает)
К. - А меня зовут Карлсон, который живет на крыше! Знаете ли вы, что я лучше всех умею здороваться с детьми? (Обращается к детям) Встаньте в круг, протяните правую руку. (Карлсон обегает круг, задевая своей рукой руки детей и произнося:"Здра-а-авству-у-уйте-е-е). А сейчас протяните левую руку! (Повторяет приветствие). Вот, со всеми поздоровался быстро и весело!
К. - А знаете, как я к вам попал? Решил я прогуляться по крыше. Вдруг пошёл сильный снег. А затем налетел ветер, подхватил меня и понёс, закружил. Моторчик мой забился снегом и я не смог лететь. А ветер меня кружил, кружил. и вот я очутился здесь. И как я теперь попаду домой, не знаю. Ведь если снова пойдет снег, мой моторчик опять заглохнет. Да и в какую сторону мне лететь- не знаю. Как узнать, какая будет погода? В какую сторону подует ветер? Пойдёт ли снег? Эх, кто же мне поможет всё это узнать?
К. - Ребята, а может вы мне поможете?
-Вы за погодой наблюдать умеете? (Ответы детей)
-А календарь погоды заполняете? (Ответы детей)
- А знаете, как называется человек, который наблюдает за погодой, измеряет температуру, осадки? Нет? Это метеоролог!
- Хотите стать метеорологами?
-А вы были когда-нибудь на метеостанции?
(Ответы детей)
К. - Спокойствие, только спокойствие! Я знаю, где есть метеостанция! Я видел её, когда ветер нес меня сюда, и я вас туда приведу! Но! Если вы хотите стать настоящими метеорологами, вы должны быть умными, смелыми, ловкими и умелыми! Чтобы это проверить, я буду давать вам задания, а вы их будете выполнять. И за выполненное задание получать ключик! Договорились?
А теперь на метеостанцию! Заводим свои моторчики, поднимаем руки! Полетели!
(Под музыку "подлетают" к метеостанции).
К. -Ребята, посмотрите, какая здесь замечательная метеостанция! Сколько здесь интересных приборов!
А это что за тарелка? (Подходит к макету солнечных часов)
К. : Я вспомнил! Это солнечные часы! Что они помогают нам узнать?
Дети: Время.
К. : Как пользоваться этими часами? (Ответы детей. Карлсон выслушивает, объясняет, как пользоваться солнечными часами). Давайте мы определим, сколько сейчас времени! (Спрашивают у гостей время. Поворачивают часы так, чтобы тень показывала правильное время. Если нет солнца, можно для наглядности использовать фонарик).
К. : Время определили. Но ветер меня так закружил, что я забыл, какое сейчас время суток.
(Ответы детей. Карлсон благодарит детей за правильные ответы, даёт детям ключ).
Значит ещё много времени до наступления ночи, и я успею вернуться домой!
К: Только бы сильный ветер снова не начался. А то мой пропеллер с ним не справится. Ребята, а можно измерить силу ветра, как думаете? (Ответы детей) Нам могут помочь приборы ветромеры.
К. : Если ветер слабый, как мы его ласково назовём? (Ветерок, ветерочек). А если сильный, гнёт деревья, ломает ветки? (Ветрище).
Давайте проверим, каким быстрым может быть ветер! Поиграем с вами в игру, заодно и погреемся!
Игра "Ветер, ветерок, ветрище"
Ветер, ветерок, ветрище,
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше мельницы крути
Или улицы мети! (Дети рассказывают стихотворение, показывают движения). Карлсон (ветер) : Раз, два, три! Беги! (Дети разбегаются, Карлсон (ветер) пытается их поймать).
(Карлсон благодарит детей за быстроту, даёт ключ).
К. : Ребята, а вот этот прибор я знаю! (показывает на ветряной рукав). Он у меня на крыше есть! Знаете как называется? (Ответы детей. Если не правильно называют, помочь наводящими вопросами).
К. : Ветряной рукав не только силу ветра показывает, но и с какой стороны он дует. Давайте понаблюдаем.
К. : Ребята, а вы знаете, что такое осадки? (Ответы детей). Почему дождь, снег, град называются осадками? (Ответы детей). На нашей метеостанции есть приборы для измерения осадков: дождемер и снегомер. (Показывает и рассказывает, как измерить толщину снега и количество осадков в виде дождя). А вы хотите измерить осадки в виде дождя? (Да). Тогда строимся в две команды!
Игра "Дождик".
Дети берут стаканчики с водой. Игроки команд по очереди подбегают к дождемерам и выливают воду. Побеждает та команда, где воды в дождемере будет больше.
(Карлсон даёт детям ещё один ключ, благодарит их за аккуратность).
К. : -А вот ещё один необычный прибор? (Показывает детям сосновые шишки). Как вы думаете, зачем здесь шишки? (Ответы детей).
(Карлсон рассказывает, как в старину при помощи шишек определяли влажность воздуха. Показывает закрытую, полураскрытую и раскрытую шишки).
К. : Сейчас помогает определить влажность воздуха специальный прибор- гигрометр. (Показывает прибор гигрометр).
К. : Какие шишки замечательные. Так и хочется ими поиграть, пошалить. Ребята, пошалим?
Игра "Меткие стрелки".
(Карлсон благодарит детей за меткость, даёт ключ).
К. : Ребята, я давал вам ключи не просто так! Среди них есть ключ от волшебного домика. В этом домике спрятан ещё один прибор метеостанции. Посмотрите внимательно на ключи и найдите ключ от домика.
(Дети открывают домик, достают из домика термометр).
К. : Что это за прибор? Что им измеряют (Ответы детей)
А почему он прячется в домике? (Ответы детей). (Карлсон объясняет, как измерять температуру воздуха. Рассказывает, что температура может быть выше ноля (когда тепло и жарко) и ниже ноля (когда холодно и морозно).
Давайте посмотрим, сколько сегодня градусов? Выше ноля или ниже ноля
К. : Ребята, вы мне очень помогли! Вы наблюдали за погодой. Что вы измерили термометром? (Ответы детей) Вы определили, какая сегодня температура воздуха, и я понял, что моторчик мой не замёрзнет.
К. : А что вы измеряли дождемером? А снегомером? А ветряным рукавом? (Ответы детей)
К. : Вы определили, что осадков не будет, и что ветер слабый, а это значит, что у моего пропеллера хватит сил крутиться без поломок. Всё мне рассказали про погоду на сегодняшний день. Значит, вы самые настоящие метеорологи!
Теперь я могу спокойно лететь домой! Спасибо вам, ребята! Будем прощаться.
(Обращается к детям) Встаньте в круг, протяните правую руку. (Карлсон обегает круг, задевая своей рукой руки детей и произнося: "До свидания-я). А сейчас протяните левую руку! (Повторяет).
Ну всё, я полетел!
(Карлсон "улетает" под музыку)
Список литературы:
1. К. Ю. Белая, Е. А. Каралашвили, Л. И. Павлова и др. Тематические прогулки в детском саду. М. : Перспектива, 2013
2. Левина Р. Метеоцентр в детском саду или экология и творчество // Дошкольное воспитание. -1998г. -N 7.-49-51 с.