Полина Марченко
Конспект прогулки «Осеннее путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект прогулки «Осеннее путешествие» в подготовительной группе
Цели: обратить внимание детей на красоту осенней природы; расширить представления детей о растениях, растущих на берегу реки, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года; закреплять знания о деревьях, названиях частей дерева, умение разгадывать загадки.
Публикация «Конспект прогулки „Осеннее путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Задачи:
Наблюдение
– Обратить внимание детей на красоту осенней природы;
– расширить представления детей о деревьях, растущих на берегу реки, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;
– закреплять знания о деревьях, названиях частей дерева, умение разгадывать загадки, узнавать ель по характерным признакам, отличающих ее от других деревьев;
– развивать умения детей сравнивать предметы, находить сходства и различия на примере деревьев, наблюдать, анализировать;
– расширить кругозор детей и словарный запас
– воспитывать бережное отношение к природе.
Трудовая деятельность
– Закреплять умение трудиться сообща, распределять обязанности между собой; работать граблями;
– развивать у детей желание помогать друг другу;
– воспитывать чувство ответственности за порученное дело.
Подвижная игра
– Совершенствовать умение детей играть в подвижные игры;
– Закреплять умения бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать в игре соответственно тексту;
– развивать быстроту бега и координацию движений;
– воспитывать привычку играть сообща;
Дидактическая игра
– Закрепить знания о различных деревьях, умение разгадывать загадки;
– Развивать внимательность, логическое мышление.
Индивидуальная работа
– Совершенствовать умение составлять композицию из сухих цветов;
– воспитывать уверенность в своих силах.
Оборудование: игрушка Ежик, «волшебный мешочек» для дидактической игры с картинками различных деревьев, корзинки для сбора сухих листьев и цветов; спортивный инвентарь и игрушки для свободной деятельности.
Предварительная работа
Беседы: “Почему желтеют листья”, “Осень ранняя и осень поздняя”, “Приметы осени”.
Наблюдение: за многообразием растений, за изменением цвета листвы, за травянистыми и древесными растениями, за листьями клена, за листопадом, за красотой осенней природы, приметы осени в природе, за сезонными изменениями в природе, за погодой, за долготой дня.
Рассматривание: опавших после ветра веток и листьев, семян и плодов растений, почек после листопада.
Опытно – экспериментальная деятельность: потребность растений в воде; – солнце высушивает предметы; – как вода поступает к листьям.
Дидактические игры: “Какая, какой, какое?”, “Закончи предложение”, “Узнай, чей лист”, “Отгадай, что за растение”, “Найди листок как на дереве”, “Третий лишний (деревья)”, “Дерево, кустарник и цветок”
Подвижные игры:
“К названному дереву беги”,
“Найди листок, как на дереве”, “Будь внимательным”, “Кто скорее соберет (половинки, “Найди листок, как покажу”, “Найди себе пару (листья)”.
Рассматривание: иллюстраций о природе
– картин: И. Левитан “Березовая роща”, “Золотая осень”, Долина реки”; И. Шишкин “Ручей в лесу”
Ход прогулки
Дети находятся в группе.
В гости к ребятам приходит очень грустный Ежик.
Воспитатель: Здравствуй, Ежик, что с тобой? Почему ты такой грустный?
Ё жик: Ребята, я бежал по лесочку и услышал как шепчутся деревья между собой, что скоро будет холодно, и самые маленькие из них могут погибнуть от мороза.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами можем Ёжику помочь укрыть деревья от мороза?
Дети: Можем!
Воспитатель: Ну что же тогда давайте собираться поскорее на прогулку, а не то Ёжик опоздает на праздник
Ёжик, дети и воспитатель выходят на площадку. Становятся по парам и идут на экскурсию.
Вот мы и пришли на берег нашей реки Тугочейки. Ребята оглянитесь вокруг! Как красива природа! Сколько удивительных красок дарит нам осень!
Воспитатель:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
Воспитатель: Давайте посмотрим на внимательно на деревья, которые растут здесь.
– Кто знает, что это за дерево? (воспитатель и дети подходят к тополю)
– А как вы догадались?
Воспитатель:
– Давайте назовем тополь красивыми словами. (ответы детей)
Воспитатель: Одна из легенд рассказывает о том, что жил на свете благородный и смелый рыцарь. Большую часть своей жизни он проводил в походах и на рыцарских турнирах. А дамой его сердца была прекрасная Фея, которая преданно ждала своего рыцаря в замке на острове посреди озера. Мечтала она о том, что рыцарь устанет сражаться и останется с ней не на день, два, неделю, а на всю жизнь. Но, увы! Снова и снова, вскочив на коня, уезжал он в далёкие страны, где ждали его новые сражения. Ни разу в своей жизни не потерпел рыцарь поражения. Но однажды меч предателя ударил его в спину и упал рыцарь на землю, обливаясь кровью. Всё, что успел он, - произнести имя возлюбленной феи своей. И тотчас она оказалась рядом с ним, но спасти любимого было не в её силах, тогда и превратила она его в тополь, который стал расти возле стен её замка. Теперь никуда он не мог уйти от своей возлюбленной, вот только вместо слов любви тихо шелестел под её окном ветвями.
Воспитатель: Подойдите поближе к тополю, потрогайте его ствол.
– Какой он на ощупь? (ответы детей)
– Какие части дерева вы еще знаете? (корни, ветки, листья)
– Какие ветки у тополя? (крепкие, сильные)
– Зачем нужен корень дереву? (ответы детей)
– Какой формы тополинные листочки? (резные)
– Какого цвета были листья у дерева летом? (зеленые)
– Какого цвета листья стали осенью? (желтого, золотистого)
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на деревья. На нем столько же листьев, сколько было летом? (нет, их стало меньше)
– Куда же делись листочки с веточек? (они облетели)
– Почему они облетели? (наступила осень, стало меньше тепла и света и листья стали опадать)
– Мы с вами часто используем листья. Для чего? (для поделок)
Воспитатель предлагает поиграть в подвижную игру "Ветер-ветерок".
Дети встают в круг. Считалкой выбирается ведущий – "Ветерок".
Дети двигаются по кругу со словами:
"Ветер в парке листья кружит,
В небе кружит, кружит в лужах.
Их бросает нам под ножки,
И на мокрые дорожки.
Ну-ка, ветер-ветерок,
Запятнай скорей листок".
После окончания слов, ребенок - "ветерок" догоняет остальных детей.
Игра повторяется 3-4 раза.
Трудовая деятельность.
Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание, сколько листьев упало с деревьев на землю? (да)
Воспитатель: Я знаю, вы ребята у меня трудолюбивые и добрые. Давайте позаботимся о молодых деревьях и укроем их молодые корни листвой. Мы с вами уже много раз собирали опавшие листья. Напомните, пожалуйста, как это нужно делать?
Дети: Нужно грести листья и собирать в кучи. А потом сложить эти листья в корзину или мешки для мусора.
Воспитатель: А какой инструмент при сгребании листьев вы будете использовать? (грабли)
Ё жик: Неужели вы сможете все это сделать? (да)
Воспитатель: Ты, Ёжик сейчас убедишься, какие умелые у нас ребята.
– Ребята, перед работой надо надеть перчатки.
Воспитатель. Сначала надо разделиться на две группы. Кто хочет убирать листья – возьмите грабли. А кто будет собирать листву и относить ее к деревьям – ведерки.
Воспитатель: Берите грабли и можете приступать к работе.
По окончании работы дети складывают перчатки в коробку.
Воспитатель: Ну что ж, мы с вами хорошо потрудились.
Ё жик: Да, вы ребята, молодцы! Спасибо, вам, ребята, вы славные, отзывчивые и трудолюбивые. Так хочется что-нибудь подарить вам на память! Вот, возьмите мою корзинку. То, что в ней лежит, собрал я в лесу, а вам это пригодится для поделок.
Ёжик отдает корзину воспитателю.
Воспитатель заглядывает в корзину.
Воспитатель: Ой, ребята, чего туту только нет! Вам интересно? Хочется узнать, что тут лежит? (да)
Дидактическая игра “Что лежит в корзине?”
Воспитатель: А что лежит в этой замечательной корзинке вы узнаете, отгадав загадки.
Воспитатель достает плоды из корзинки, а после отгадывания загадки кладет на поднос.
1. В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь)
– Из этого плода вырастает дуб?
– Какие плоды растут на дубе?
2. Не разбив горшочка, не съешь кашки. (Орех)
– Эти плоды могут быть разными: и грецкие, и фундук, и кедровые, и земляные. Если назвать их одним словом, то это – … орехи.
3. Осенью на ветке подрастают детки. Без рук, без ножек Каждый, как колючий ежик. (Каштан)
4. Эти плоды красного цвета, растут на дереве и их любят свиристели. (Рябина)
Остальные плоды я вам просто покажу, а вы вспомните, как они называются.
Воспитатель показывает детям репейник, сосновую шишку, шиповник.
Воспитатель: Вот спасибо ёжику! Он принес нам такое богатство! Ведь сколько забавных поделок мы сможем из всего этого сделать! И украсим новыми поделками нашу группу.
Воспитатель: Но для них нам надо набрать всяких разных красивых листьев. Друзья мои, помогите мне, пожалуйста.
Дети собирают листья и возвращаются в детский сад.