Чубанова Джейран
Конспект практического занятия «Город мастеров» для воспитанников детского дома 15–18 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект практического занятия «Город мастеров»
Форма проведения: практическое занятие.
Участники: воспитанники детского дома в возрасте от 15-18 лет
Цель: актуализация процесса профессионального самоопределения воспитанников.
Задачи занятия :
Публикация «Конспект практического занятия „Город мастеров“ для воспитанников детского дома 15–18 лет» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- познакомить участников с основными профессиональными областями;
- организовать групповой процесс создания «Города мастеров»;
- помочь участникам представить образ себя в будущем, приобрести позитивный опыт презентации себя в будущей профессии.
- обсудить мотивы выбора профессии воспитанниками.
Необходимое оборудование и реквизит:
1. Ватман формата А1
2. Простые карандаши, ластики, фломастеры, пастель, ножницы, клей (по количеству участников).
3. Скотч (2 узких, 1 широкий рулон).
4. Мультимедийный проектор.
Ход занятия
Блок Активность Задача Время
1 Приветствие, разминка Поднять энергию, разделить участников на группы 10 мин.
2 Строительство города Создать макет профессиональных сфер, организовать рассказ о ней каждой группы 30 мин.
Перерыв 10 мин.
3 Создание жителей Помочь в построении образа себя в будущем, воплотить образ в фигурке человека 15 мин.
4 Знакомство и
заселение
жителей Помочь осознать мотивы выбора профессиональной деятельности, создать социальные связи внутри города 15 мин.
5 Рефлексия, завершение занятия Осознать пользу, полученную на занятии, помочь эмоционально завершить занятие 10 мин.
Блок 1
Воспитатель : Добрый день, уважаемые участники!
Сегодня перед нами стоит большая задача. Нам предстоит построить настоящий город и заселить этот город жильцами. Делать это мы будем для того, чтобы каждый из вас мог представить, какие профессиональные сферы бывают, в каких областях работают люди. Также у вас будет возможность представить себя в одной из сфер и определить, так ли на самом деле она вам нравится и кем вы хотите стать.
Скажите, кто-нибудь из вас уже выбрал профессию?
А кто может назвать профессию своей бабушки?
А кто совсем не представляет, кем быть?
Хорошо, сегодня вам пригодятся знания о профессиях и представления о вашей будущей взрослой жизни.
Мы будем заниматься 1,5 часа, у нас будет перерыв 10 минут. Основные правила нашей работы:
- уважительно относиться друг к другу, делая свою работу, не мешать другим;
- слушать друг друга и не перебивать;
- быть терпимыми - если кто-то закончит раньше других, нужно тихо подождать;
- если у вас будут возникать вопросы во время выполнения задания, зовите меня, я подойду и помогу.
Согласны с правилами? Тогда начинаем работу.
Для начала давайте немного разомнемся и повеселимся, чтобы наше занятие проходило энергичней. Для этого встаньте в круг.
Сейчас мы сделаем веселую разминку. Ваша задача - смотреть на меня, повторять за мной движение и слова. Чем точнее и веселее вы это делаете -тем лучше. Начали?
Ведущий поет песенку и сопровождает ее движениями:
«Руку правую вперед, (рука вперед)
А потом ее назад, (рука назад)
А потом опять вперед (рука вперед)
И немножко потрясем (потрясти рукой).
Мы танцуем буги-вуги, (шаг на месте)
Поворачиваем в круге (поворот вокруг себя)
И в ладоши хлопаем вот так (хлоп-хлоп, 2 раза хлопает в ладоши)». И так далее: «руку левую вперед.»; «ногу правую вперед.», «ногу левую вперед.»,
«А теперь вперед живот,
А потом его назад,
А потом опять вперед,
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваем в круге,
И в ладоши хлопаем вот так! (хлоп-хлоп)».
Ну что, ребята, оживились?
Отлично, вы молодцы.
Блок 2
Воспитатель : Сейчас каждый получит название профессиональной сферы (раздает распечатанные листы). Ваша задача - за следующие 20 минут представить данную профессиональную сферу в нашем городе. Это значит, на выделенной на макете области построить здания и сооружения, относящиеся к вашей сфере и обустроить прилегающую территорию. У меня есть шаблоны зданий и других объектов, но вы можете построить что-то по своему усмотрению.
Какие есть вопросы?
В течение следующих 20 минут участники «строят» дома и обустраивают свою область в городе. Ведущий помогает участникам правильно выбрать подходящие здания и «антураж» представленной сферы. На данном этапе задача ведущего - помочь тем детям, которые испытывают затруднения по причине малой осведомленности о сфере, углубить их знания.
Воспитатель : теперь представляйте вашу работу.
По очереди участники представляют свои строения.
Воспитатель : молодцы, вы сделали большую работу и мы переходим к следующему заданию.
Блок 3
Воспитатель : Сейчас мы сделаем упражнение, которое перенесет вас в будущее. Закройте глаза, и спокойно подышите. Последите за своим дыханием - сосредоточьтесь на вдохе, заметьте, как вы выдыхаете. Продолжайте следить за дыханием и представляйте, как воздух наполняет каждую клеточку вашего тела. А само тело при этом становится расслабленное и легкое.
Представьте, что время ускорило свой ход и пошло гораздо быстрее. Вам уже не 12-14 лет, вы выпускники школы, стали выше, сильнее, взрослее. А время продолжает бежать - вы поступили в университет, стали студентом, и вот вам уже 25-30 лет, а кому-то, возможно, и больше. Расправьте плечи, выпрямите спину и представьте, что вы взрослые люди, у которых уже есть своя работа. Кто-то из вас работает в большом офисе, кто-то ездит в частые командировки, кто-то работает неполный рабочий день. Но у всех у вас обязательно есть свое дело, которым вы заняты. Представьте, как вы выглядите, во что вы одеты. Подумайте о том, как к вам обращаются коллеги.
А теперь я предлагаю Вам вернуться в зал, медленно открыть глаза и, используя предложенные шаблоны, нарисовать себя в будущем, таким, каким сейчас вы себя представили. Уделите внимание тому, как вы выглядите, во что одеты. И пока рисуете, подумайте, в какую из построенных отраслей вы хотите пойти работать. На эту работу я вам даю 15 минут.
(Используя предложенный шаблон, дети изображают себя на бумаге. Бумага должна быть достаточно плотной, например, ватман, для того, чтобы в дальнейшем фигурка могла «стоять» в городе. После того как лицевая часть готова, ведущий предлагает детям вырезать по контуру человечка и разрисовать его вид со спины. Таким образом, должны получиться двусторонние фигурки людей, разные по виду, но при этом одинаковые по размеру).
Блок 4
После того как все участники вырезали и разукрасили фигуры.
Воспитатель : Все люди нуждаются в общении. Особенно, оказавшись в большом городе, каждый человек стремится завести друзей, с которыми он мог бы проводить свободное время и обсуждать важные темы. Перед тем как ваши герои найдут свое место в городе, давайте подружим их. Вы берете своего героя и говорите: «Привет! Я Маша! Мне 25 лет, я работаю визажистом. Я активная, люблю слушать музыку и танцевать». Ваша задача немного рассказать о себе.
Другие участники, чтобы познакомиться, задают такие вопросы:
- Кем ты работаешь?
- Почему ты выбрала именно эту профессию?
- В какой отрасли ты работаешь?
- Что тебе нравится в твоей работе?
Маша отвечает на вопросы, и после нее про себя рассказывает другой герой, а участники группы задают такие же вопросы.
Таким образом, вы уже будете знакомы с некоторыми жителями города.
Ведущий: А теперь пришло время заселить наш город! Приготовьте для своих героев основу, чтобы они могли уверенно стоять (можно наклеить скотч с двух сторон снизу и приклеить к листу). Первыми объявляем заселение для.
Поочередно называя каждую из сфер, ведущий приглашает детей, которые приняли решение работать в этой сфере. Они выбирают место своей работы и устанавливают туда человечка, называют имя героя и его профессию.
Блок 5
После заселения всех героев, ведущий предлагает участникам взять листок и написать на каждой стороне:
Ободряющее напутствие для своего героя? Что нового ты узнал для себя?
Участники пишут в течение 5 минут, сдают листы ведущему.
Воспитатель : Скажите, после чего в городе становится свежо, красиво и чисто? После дождя!
Давайте встанем в круг (вокруг города) и создадим для наших жителей настоящий ливень, чтобы в их городе было хорошо и красиво!
Повторяйте движения за мной.
Вот на город набежали тучи, и небо затянулось. На улице послушался стук капель (щелкает пальцами). Капли летели все чаще (щелкает быстрее) и вот уже их звук слился в один шум (хлопает по груди) Все сильнее и сильнее бил дождь по крышам (хлопает по коленям) и люди бежали в укрытия (добавляет топот ногами). Но прошло еще немного времени, дождь стал стихать (перестает топать ногами, капель становилось все меньше (хлопает по груди, оставшиеся капли скатывались по листве (щелкает пальцами с затиханием, дождь прекратился, и взошло солнце (поднимает руки вверх).
Спасибо вам за участие, я желаю, чтобы солнце всегда освещало ваш путь и помогало строить вашу жизнь. До встречи!
Список литературы:
1. Методологические основы футуропрактики. Учебно-методические материалы. Выпуск 4. - М. : НОЧУ «ИГИП», 2015.
2. Пряжников Н. С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. Учебно-методическое пособие. - Москва-Воронеж, 2003.
3. Оценка проведения рисуночных методик.
5. Современные подходы к профориентации. Центр тестирования «Гуманитарные технологии».
6. Тришина О. В. Программа профессиональной ориентации воспитанников школы-интерната «Мой выбор».
8. Море хобби. [Электронный ресурс].