Людмила Доронина
Конспект познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с ИКТ в подготовительной группе «Грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать расширять представления детей о грибах;
Задачи:
Образовательные:
- закреплять правила поведения и сбора грибов в лесу; формировать элементарную экологическую грамотность и ИКТ компетентность;
Развивающие:
- способствовать проявлению любознательности и познавательной мотивации; развивать речь, уметь сравнивать, анализировать, делать обобщения; знать и называть основные части грибов, различать съедобные и несъедобные грибы;
Воспитательные:
Темочки:
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- воспитывать гуманное, осознанное отношение к природе; формировать умение грамотно излагать свое мнение.
Предварительная работа: чтение стихов, отгадывание загадок о грибах, беседа о дарах леса, о приметах осени, рассматривание иллюстраций
Материал и оборудование: ноутбук, проектор, модели грибов, корзины заготовки грибов: шляпки и ножки.
Ожидаемые результаты:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе общения,
- может использовать в речи новые слова и выражения,
- проявляет эмоциональную отзывчивость, бережное и заботливое отношение к природе.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята посмотрите, что я вам сегодня принесла. (показываю детям корзинку с грибами)
Воспитатель: Что же такое грибы? – (Ответы детей)
Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов.
Слайд 2: Что есть у грибов?
Дети: ножка, шляпка, корни-грибница.
Слайд 3: Размножение грибов.
Воспитатель: грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Съедобные грибы очень вкусные и полезные.
Воспитатель: Что можно сделать из грибов?
Дети: их можно варить, жарить, мариновать, сушить.
Воспитатель: Ребята, а все ли грибы съедобные? Я думаю, что все грибы съедобные. А как думаете вы? (ответы детей)
Воспитатель: Интересно, а как называют людей, которые ходят в лес за грибами?
Дети: людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками.
Воспитатель: Давайте мы с вами тоже отправимся в лес.
Слайд 4: Вот и лесная полянка. Посмотрите, сколько здесь разных грибов. У каждого гриба есть свой дом, где он растет. Белый гриб-боровик растет в сосновом и еловом лесу. Растут они семьями. Еще, в сосновом лесу растут маслята. Масленок - это один из самых вкусных грибов. Правда, хлопот с ним многовато: каждый грибок нужно непременно очистить от кожицы и только, потом готовить по вкусу и настроению. Название дано грибу неслучайно: на ощупь он скользкий, маслянистый, кожица покрыта слизью.
Маслята - «народ» удивительно дружный: где один грибок, там и еще десяток. Длинные вереницы грибов прячутся в траве, под опавшими хвоинками.
Какой гриб мы нашли под осинкой? Под березкой? А вот смотрите, в густой траве выросли лисички - рыжие сестрички. Ай, а это что за чудо – пень? Весь усыпан грибами. Это опята, растут они большими семьями на пеньках.
Ребята, посмотрите, какой красивый гриб растет на нашей полянке! Красный с белыми пятнами. Как же он называется? Правильно, это мухомор. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху, и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухо-мор.
Слайд 5: Интерактивная игра «Отгадай гриб»
Воспитатель: Ребята! Предлагаю вам поиграть и узнать, какие грибы запасают люди на зиму. Для этого вы должны отгадать загадки. Чтобы себя проверить нажимайте на конверт. И так, первая загадка.
Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это — белый. (боровик)
Воспитатель: Грибники очень ценят белый гриб, так как он очень вкусный, его можно варить, жарить, солить, сушить. При варке белый цвет гриба не изменяется, поэтому он получил такое название. Следующая загадка.
В мягкой травке на опушке
Всюду рыженькие ушки.
Золотистые сестрички
Называются. (лисички)
Воспитатель: Грибы лисички – довольно красивые, вкусные и полезные грибы. Благодаря ярко-желтой окраске их хорошо видно в лесу и сложно перепутать с другими видами грибов.
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются. (опята)
Воспитатель: Опенок называется так, потому что, в большинстве случаев, растёт на пнях. Опята растут целыми семействами. Очень редко попадаются такие виды, которые растут по одному. А также существуют такие виды этих грибов, которые размещаются и на лугах. Мало того что опята – съедобные, так они еще очень вкусные.
Не спорю — не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще. (Подберезовик)
Воспитатель: Гриб - подберёзовик. Он растёт в лесу, под берёзой. Подберёзовик съедобный гриб. У него коричневого цвета шляпка, белая ножка, грибница, которая находится в земле. Его жарят, варят, маринуют, солят, сушат. Собирать этот гриб нужно очень аккуратно, стараясь не повредить грибницу, чтобы на следующий год появились новые грибы. Следующая загадка.
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)
Воспитатель: Подосиновик – один из самых привлекательных грибов. Грибники высоко ценят подосиновик и всегда рады встрече с ним в лесу. Яркие, красавцы-красноголовики заметны издалека даже в густой траве или среди опавшей листвы. Народные названия подосиновика – обабок, красноголовик, осиновик, осиновый гриб.
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем и разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Опята»:
На пеньке живет семья (одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки)
Мама, папа, брат и я (поочередно пальчики разжимают)
Дом у нас один, а крыша (две руки вместе ладонями вверх)
Есть у каждого своя («крыша» из ладошек).
Воспитатель: Молодцы, продолжаем дальше.
Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна. (сыроежка)
Воспитатель: Судя по названию, сыроежки можно есть в сыром виде, и многие грибники верят в это. Действительно, все они съедобны, но среди них есть несколько видов с горьким вкусом, которые употребляют в пищу после длительного отваривания. Сыроежки употребляют в пищу в вареном, жареном и соленом виде. Их можно даже сушить. Недостаток сыроежек – очень ломкая мякоть, поэтому многие грибы превращаются в труху еще в корзинке грибника, задолго до попадания на стол.
Догадайтесь-ка, ребята:
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (Волнушка)
Воспитатель: Волнушка - очень распространенный гриб, растущий в березовых и смешанных с березой лесах. Растет она обычно группами, поэтому, найдя одну волнушку, стоит поискать поблизости другие грибы, а может быть, целое семейство. Ее собирают и солят грибники, кроме того, соленую волнушку можно купить в магазине. Волнушка не ядовитая, но очень горькая и невкусная в свежем виде. Едят эти грибы только солеными или маринованными.
В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный. (груздь)
Воспитатель: Настоящий груздь появляется осенью, когда блекнет листва, пестрой становится трава, каждый день идут затяжные дожди. Для поиска груздей нужна особая сноровка: следует присматриваться ко всем кочкам и бугоркам на земле, поскольку только вздутая листовая подстилка и подсказывает, где расположилось семейство грибов.
Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек,
Рыжий гриб зовется. (рыжик)
Воспитатель: Рыжики – одни из самых известных съедобных грибов, которые собирают грибники в наших лесах. Рыжик недаром так называется. И шляпка, и ножка у этого гриба золотисто-оранжевая или ярко-рыжая. «Рыжики от своих деревьев далеко не убегают. Эти грибы не встретишь ни в осиннике, ни в зарослях лозняка. Рыжики никогда не растут по одному, они всегда выбегают стайками или целыми толпами». Рыжики входят в состав многих блюд. Их солят, маринуют, варят и запекают. Такие грибочки и питательны и полезны.
Воспитатель: Ребята, вы настоящие молодцы. Много узнали о грибах, и я предлагаю поиграть в игру.
Слайд 15: Интерактивная игра «Собери грибы в корзину»
Дидактическая игра «За грибами в лес пошли»
Воспитатель: - За грибами в лес пошли, подберёзовик нашли.
Дети подходят к подберёзовику и говорят: - Подберёзовик найдём и в корзиночку кладём.
Воспитатель: - за грибами в лес пошли, боровик мы нашли.
Дети подходят к боровику и говорят: - Боровик мы найдём и в корзиночку кладём.
Воспитатель: - За грибами в лес пошли, и поганку там нашли.
Дети подходят к поганке и говорят: - Мы к поганке подойдём, но даже в руки не возьмём и т. д.
Воспитатель: - Какие вы молодцы, набрали полную корзину грибов.
Какую группу составляют все собранные грибы? (Съедобные).
Какую группу грибов составляют оставшиеся на поляне грибы? (Не съедобные).
Итог.
Воспитатель: Ребята, что вам сегодня понравилось и запомнилось больше всего? Какое у вас настроение после нашего путешествия в лес? Подойдите к столу и возьмите себе смайлик. Если хорошее настроение, то веселый смайлик, а если нет, то грустный смайлик.
-Ответы детей