Ирина Воронцова
«Земля — наш общий дом». Конспект познавательного занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Земля – наш общий дом.
Программное содержание:
- Дать первые представления о планете Земля.
- Познакомить с глобусом, с помощью которого, определить форму; определить местонахождение России, столицы России, города, в котором мы живём; уточнить, что такое Родина.
- Расширять кругозор детей, воспитывать патриотические чувства.
Словарь:
Планета Земля, суша, земляне, земной шар, пустыня, степь.
Предварительная работа:
Целевые прогулки по улицам квартала. Беседа «Дом, в котором я живу».
Публикация «„Земля — наш общий дом“, Конспект познавательного занятия в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Материалы к занятию :
Плакат «Население земли», глобусы, иллюстрации: «Горы», «Степь», «Пустыня», музыкальные фонограмма.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня я хочу рассказать вам историю, которая произошла в одном городе:
«Был, говорят, где-то случай такой:
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг – чудеса!
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом:
«Где эта улица? где этот дом?».
Ищут водители: «Где наш гараж?»,
Мечутся жители: «Где наш этаж?».
Всё перепуталось, всё заблудилось,
К счастью такое лишь в сказке случилось».
- Ребята, а может с вами такое случиться? Знаете ли вы, где живёте, где находиться ваш дом?
- Что такое адрес?
- Назовите свой адрес, (ответы детей).
- Это название улицы, номера дома, квартиры.
- А у нашего д/с есть адрес?
- Наш адрес расположен на улице Фрунзе, дом № 19.
- Можно ли найти человека, если назвать только улицу, на которой он живёт? Как вы думаете? Почему? (ответы детей).
- Мы с вами живём в одном городе. Наш город большой и красивый.
- А как называется наш город?
- Тольятти.
- Тогда назовите полный адрес нашего д/с.
- г. Тольятти, улица Фрунзе, дом 19, д/с № 97 «Хрусталик».
- Если мы живём в городе, значит мы кто?
- Горожане, Тольяттинцы.
- А какие ещё города вы знаете?
- А как называется страна, где находится наш город?
- Мы с вами живём в России, мы – россияне.
- Россия – большая страна, её населяет много разных народов, большинство из них говорит на русском языке.
- Но в мире много других стран и людей других национальностей.
- Какие страны вы знаете? (ответы детей).
- В Англии живут англичане, во Франции – французы, в Японии – японцы.
- Все люди разные, но в тоже время похожи друг на друга.
- Чем похожи друг на друга люди на Земле?
- Умеют думать, говорить, бывают весёлые и грустные, добрые и строгие.
- Чем отличаются друг от друга?
- Большие и маленькие, высокие и низкие, худые и толстые.
- Ещё люди отличаются по цвету кожи, волос, они говорят на разных языках, (просмотр плаката «Население Земли»).
- Посмотрите на цвет кожи – наша кожа, какого цвета? (белая).
- Но есть люди с жёлтой кожей – японцы, корейцы, а есть с чёрной – негры.
- Но у всех нас есть и много общего: мы все люди и у нас один на всех огромный общий дом.
- Как он называется?
- Планета Земля, (общая схема).
- Все люди, живущие на Земле – земляне.
- У всех жителей планеты Земля, одна общая голубая крыша – это небо, под ногами общий пол – земля, по которой мы ходим. Один на всех источник света, который нам светит и согревает нас – это солнце. У нас даже общий водопровод – это тучи, из которых идёт дождь. У нас один на всех вентилятор – это ветер.
- Дома, в которых мы живём, нам хорошо знакомы, они разные – каменные и деревянные, одноэтажные и многоэтажные и даже высотные.
- А хотите, я вам покажу нашу планету Земля?
- А теперь мы с вами отдохнём, я приглашаю вас в «Космическое путешествие» (физминутка).
(Приглашаю детей сесть на ковре)
- Вот она наша планета Земля, на которой мы с вами живём. Планета Земля не просто большая, а громадная, великанская. А это уменьшенная модель планеты Земля.
- Называется – глобус (спросить сначала детей, затем повторить индивидуально).
- Давайте рассмотрим глобус со всех сторон (поворачиваю его).
- Какой формы наша Земля, на что она похожа? (шар, мяч, яблоко).
- По другому нашу планету можно назвать – Земной шар. Можно сказать, мы живём на Земном шаре.
- Посмотрите, в какие цвета раскрашен глобус?
- Синий, голубой, жёлтый, коричневый, белый.
- Красивый! Но сделан не для красоты, а для того, чтобы рассказать как можно понятнее и больше о планете Земля.
- Каким цветом вы закрашиваете море, когда рисуете свои картинки?
- Конечно, синим. Недаром в песнях, сказках говорится «синее море».
- Вот и на глобусе все моря, океаны, реки, озёра закрашены, синим и голубым цветом.
- Но если посмотреть внимательно на глобус, можно увидеть: в одном месте краска тёмно-синяя, а в другом – светлее, а в третьем – ещё светлее. Почему? Думаете случайно? Нет, конечно! (спросить детей).
- Цвет обозначает глубину: тёмный – очень глубоко, более светлый – мельче.
- Обратите внимание, как много воды на нашей планете! Покажите водные пространства. Покажите самые глубокие места, самые мелкие.
- А где живут люди? Не на воде же?
- Глобус нам расскажет и об этом.
- Всё, что закрашено не голубым и синим цветом – это суша.
- На суше живут люди. Но цвет суши на глобусе тоже закрашен разными цветами, что же это означает? (спросить детей, а потом обобщить).
- Ровные места на земле окрашены в зелёный цвет - это могут быть и леса и поля и луга. Невысокие возвышенности – в жёлтый цвет и светло-коричневый, а высокие горы – в коричневый.
- Как вы думаете, чего больше на планете: воды или суши?
- Планета Земля очень красивая и очень разная. На ней растут зелёные леса, но есть и пустыни – это такие места, где, куда ни посмотри, песок, на котором могут расти только колючие растения. Есть – степи, там нет деревьев, а вся земля покрыта травами.
- А есть ещё участки земли, окрашенные в белый цвет, (спросить у детей).
- В этих местах Земли только лёд и снег, нет растений, вечная мерзлота, царство льда и снега.
- Вот какая интересная планета Земля. Что бы хотели узнать про неё? (ответы детей).
- А есть ли на глобусе страна, где мы живём?
- Хотите узнать, где она находится – наша Россия? (показа воспитателя)
- Как называется главный город России, наша столица?
- Москва (показ, города на глобусе обозначены точками или кружочками.
- Наш город расположен на великой русской реке?
- Волге (показ).
- На глобусе видно, что в нашей стране много суши, есть ровные места, горы. Много рек, озёр, океанов, (вывод делать совместно с детьми).
- Вот она какая, большая и красивая наша Россия.
- Россия – это наша Родина.
- А что означает слово – Родина?
- Место, где человек родился, где он живёт, где ему всё знакомо и дорого. Здесь живут ваши родители, есть ваш дом, д/с.
- Есть на планете Земля много разных стран, но Родина у человека одна, как у каждого из вас – мама.
- Есть такие пословицы о Родине: «Родина любимая, что мать родимая», «Человек без Родины, что соловей без песни».
- Много стихов и песен написано о нашей Родине.
- Мы, земляне, жители разных стран, должны беречь и любить общий дом. Давайте поставим глобус в наш познавательный уголок, а вы в свободное время ещё раз рассмотрите, что есть на нашей планете.