Лариса Тресина
Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе «Я и мое имя»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе «Я и мое имя».
Цель: познакомить детей с историей русских имён, со значением имени для человека, учить вежливо обращаться друг к другу, использовать ласковые имена. Дать представление о том, что свидетельство о рождении является официальным документом для ребёнка. Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут вместе, развивать чувство гордости за свою семью. Воспитание доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени.
Публикация «Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе „Я и мое имя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Я и мое имя, имена
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Оборудование: ребусы имен, наборы букв и цифр, иллюстрации именных икон, свидетельства о рождении, паспорта и отпечатков пальцев человека.
I.Организационный момент.
“Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. ”
- Послушайте стихотворение и отгадайте, про кого оно…
“Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.
Низко небо серое над крышами висит.
А в доме чистота, уют.
У нас своя погода тут.
Улыбнётся … ясно и тепло.
Вот уже и солнышко в комнате взошло. ”
- Про кого это, вы, конечно же догадались, это – мама.
- Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая?
- А как ты обычно называешь свою маму (мамочка, мамуля?
- Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка “Моя мама маленькая”, посвященная Дню Мамы.
А теперь давайте поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая игра «Дружная семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
II. Основная часть:
- На Земле живет много людей. Все люди похожи, но каждый человек неповторим.
- Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга?
И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.
Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте загадку:
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть.
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (Имя).
Человеку нельзя жить без имени. У каждого человека ест своё имя. Для чего оно даётся?
Имя – это отличительное название, обозначение человека, которое даётся ему при рождении. С помощью имени вы можете назвать человека, отличить его от другого.
Ребята, вы сами выбирали свое имя. Кто дает нам имя? (Наши родители) .
Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Очень – очень давно, имена были похожи на прозвища: Меньшак, Старшой, Третьяк, Одинец.
Шли годы. Имена, которыми называли детей, тоже менялись. Наши предки хотели, чтобы дети их росли сильными, крепкими, мудрыми, добрыми. Вот и имена им давали такие, как например: Добрыня (делающий добро, Любомир (любящий мир, Людмила (милая людям, Надежда, Вера, Любовь – всё это древнерусские имена. По имени немало можно узнать о человеке: мужчина или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой.
- Представьте, что бы произошло, если бы все имена вдруг исчезли. Без имени было бы очень трудно общаться друг с другом и понимать, о ком идёт речь в разговоре о других людях. Вот почему люди ценят свои имена.
1. Разгадывание ребусов. Какие имена здесь зашифрованы?
2. Игра «Шифровальщики». Каждый ребёнок расшифровывает имя.
Г Р Е О Й Е М В А Т
2 4 1 3 6 5 1 4 2 3
- Каждого человека можно назвать по имени ласково. Послушайте рассказ О. Кириллова «Книга ласковых имён».
«КНИГА ЛАСКОВЫХ ИМЁН»
Я вышел во двор и увидел знакомую девочку Свету. Она сидела, пригорюнившись, на скамейке.
- Ты чего горюешь? – спросил я.
- О – о – о – х… - вздохнула Света и пожаловалась: - Злодей-грубиян обозвал меня «Светка-фигнетка» и заколдовал. Теперь я не смогу веселиться, пока кто-нибудь не расколдует меня, назвав семью ласковыми именами.
- Сейчас сбегаю домой за одной книжкой и расколдую тебя, - пообещал я.
Вернувшись с книгой, я открыл её на странице с именем «Светлана» и прочитал:
- Светуля, Светуня, Вета, Лана, Светунчик, Светланушка, Светлячок.
Как только я произнёс седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо её расцвело и засветилось.
- Бежим расколдовывать девчонок! – крикнула она.
- А разве они тоже?. – спросил я уже на бегу.
- Этот злодей-колдун тоже обозвал их, и они стали чахнуть…
Светину подружку Наташу мы нашли в самом дальнем тёмном углу двора. Она сидела в обнимку со снеговиком.
- Наталя, Натуля, Натуся, Ната, Таша, Таля, Тата, - прочитал я.
И Наташенька ожила, заулыбалась, её бледные щёки зарумянились. А потом я расколдовал Светину подругу Олю, назвав семь её ласковых имё н:
- Ольгуня, Ольгуша, Олюся, Оляша, Лёна, Леля, Ляля.
- Если тебя не будет, а нас снова заколдуют грубым прозвищем, где мы найдём ласковые имена? – робко спросила меня Оленька, ещё не совсем поверившая в своё спасение.
- Тогда вы бегите в библиотеку и возьмите «Словарь русских личных имён», - сказал я. – В нём найдёте все ласковые имена.
3. Игра «Назови ласково соседа».
- А человека ещё можно назвать полным именем.
4. Игра «Назови полное имя».
«Сейчас я Ваня, а буду Иван».
- Ребята, а вы знаете, что означает слово «отчество»? (Часть имени, которая присваивается ребенку по имени отца)
- Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени отчеству.
Саша, как зовут твоего папу? (Максим). Значит, твое отчество Максимович, а полное имя – Александр Анатольевич.
5. «Назови полное имя и отчество». (Дети называют свое имя и отчество).
Физминутка.
Раз, 2,3,4,5,
Отправляемся гулять. Дети ходят врассыпную.
По извилистым дорожкам Идут змейкой за ведущим.
Мы пройдем совсем немножко.
Вправо, влево посмотрели Повороты головы вправо, влево.
И на корточки присели. Присесть на корточки.
Встали дружно, потянулись Стоя на носочках, потянуться, руки вверх.
И, как кошечки, прогнулись. Выпрямить спину.
А теперь прыжки на месте Прыжки на месте.
И похлопаем все вместе. Хлопки в ладоши.
6. Значение имени.
- А знаете ли вы, что каждое имя имеет своё особое значение? Может быть, кто-нибудь из вас знает, как переводятся ваши имена? Послушайте, что означают имена детей нашей группы :
Саша (Александр) – мужественный, защитник.
Леша (Алексей) – помощник, защитник.
Сережа (Сергей) – высокий, высокочтимый.
Валентин – быть здоровым.
Слава (Вячеслав) – наиславнейший.
Алина – благородная.
Матвей – Божий дар, дарованный Богом.
Тимур - железный.
Егор – земледелец.
Светлана – светлая, чистая.
Маша (Мария) - святая, высокая.
Арсений - мужественный.
Богдан – данный Богом.
Семен – надежный.
Влад (Владислав) – владеющий славой.
Соня (Софья) – мудрая.
Антон – вступающий в бой.
Татьяна – устроительница, учредительница.
Лариса – чайка.
Пальчиковая гимнастика «Наша группа».
В нашей группе все друзья. Дети сжимают пальцы в кулачки.
Самый первый - это я. Разжимают кулачки, начиная с мизинца.
Это Лиза, это Саша. Действуют одновременно обеими руками.
Это Слава, это Маша.
- Но наши имена не принадлежат только нам. На свете встречаются люди, у которых имена одинаковые, вот и в нашей группе есть дети с одинаковыми именами. Назовите их.
- Таких людей называют тезками.
- А кто-нибудь из вас знает знаменитых, известных людей, у которых такое же имя, как у вас?
- А приходилось ли вам встречать людей с такой же фамилией, как у вас? Как называют таких людей (однофамильцы) .
7. Именные иконы
- У каждого имени есть свой покровитель, свой ангел-хранитель, который оберегает человека, который назван этим именем. Этот святой изображён на именной иконе. (Рассматривание икон.)
При рождении ребенку давали имя и во время крещения в церкви, записывали в церковные книги. Эти книги были очень большие. Никакого другого документа не выдавалось. А сейчас у вас есть документы? Какой самый главный документ у вас, детей (Свидетельство о рождении). Кто видел свое свидетельство о рождении?
Свидетельство о рождении может выглядеть по-разному, но оно есть у всех. (Показ своего свидетельства о рождении.) Что в него записывают? Правильно, ваше имя и фамилию.
- А вы знаете, какой главный документ у взрослых? (Паспорт)
В паспорте много страничек, в нём подробно записаны многие данные о человеке.
В некоторых странах в паспорте, кроме фотографии имеется отпечаток пальца. Как вы думаете для чего (ответы детей) .
Оказывается, если у людей похожи имена, фамилии и отчества, то людей различают по отпечаткам пальцев. (иллюстрация) .
Неужели отпечатки людей все разные? А встречаются люди с одинаковыми отпечатками пальцев? Посмотрите на свои пальцы. Рисунок на них у каждого человека свой, особенный и никогда не совпадает с рисунком другого человека. Распознавание человека по отпечаткам пальцев называется – биометрия (выставляю карточку с определением).
III. Итог занятия :
- О чем сегодня говорили?
- Что нового узнали?