марина аржановская
Конспект познавательного занятия «Синичкин календарь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия «Синичкин календарь» Цель: Формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения в ней. Углубить интерес к птицам, продолжать учить выделять и называть их характерные особенности.
Закреплять понятия о зимующих и перелетных птицах.
Обогащение слухового опыта детей.
Развитие умений творческой интерпретации музыки и художественного слова различными средствами.
Публикация «Конспект познавательного занятия „Синичкин календарь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Синица, синичка
- Синички. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Развитие умений сотрудничества сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на прогулке,рассматривание иллюстрации, чтение книг, беседы.
Материалы:
Набор картинок – птицы, шапочки для подвижной игры, набор пиктограмм, музыкальное сопровождение в виде аудиозаписей, в исполнении музыкального работника.
Ход занятия.
Дети входят на занятие, здороваются с присутствующими.
Воспитатель:
Унылая пора! Очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увядание.
В багрец и золото одетые леса,
И в сенях ветра шум и свежее дыхание,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы
И отдаленные седой зимы угрозы.
- Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? (осень)
- А какой месяц наступил? (ноябрь)
-Ноябрь за окном, месяц с коротким днем, долгими теплыми вечерами, да грудами замерзшей земли. Не зря в народе называли этот месяц – грудень (от груд замерзшей земли); листогной (от прелых листьев); помузышник.
-Давайте споем песню.
Песня «Лист календаря»
- Ребята, а какие пословицы, знаете вы о ноябре?
1. Вноябре зима с осенью борется.
2. Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит.
3. В ноябре последние птицы улетают в теплые края.
Воспитатель предлагает пройти в «осенний сад» и сесть.
Заглянула осень в сад-
Птицы улетели,
За окном с утра шуршат
Желтые метели.
Под ногами первый лед
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнет,
А запеть – стесняется.
Воспитатель:
- Какое замечательное стихотворение. Давайте и мы сейчас с вами поговорим о наших пернатых друзьях.
-Каких птиц вы знаете? (воробей, ласточка и тд.)
-Как мы называем птиц,которые остаются зимовать?
-А птицы которые улетают в теплые края (ответы)
Воспитатель:
-Да, перелетными бывают разные птицы маленькие и большие, живущие в лесу и у водоемов. И отправляются в путь они не когда им захочется. У перелетных свое расписание. Каждый вид птиц улетает и возвращается в определенное время. Птицы одних видов путешествуют группами или стаями. Другие - по одиночке. Одни улетают только днем, а другие ночью.
-Смотрите, кто это к нам в гости пожаловал?
Синичка (летает под музыку)
-Как называется эта птичка?
-Как вы думаете, она зимующая или перелетная?
«Я синичка. А назвали меня так из-за синей окраски некоторых перьев. В зимнее время я остаюсь с вами и не улетаю в теплые края. Очень люблю ягоды и пшено».
Воспитатель:
-Любимое лакомство синички – сало. Синичка птичка такая маленькая, но очень выносливая.
Ребята, я загадаю вам загадку, а вы скажите о ком она «Спереди - шильше, сзади – вильце. Сверху черное сукно, а снизу – белое полотенце». (ласточка)
-Как вы думаете, ласточка остается с нами или улетает в теплые края?
-Чем питаются ласточки? (мухи, комары) – ловят на лету.
Воспитатель:
А еще ласточки не трогают пчел и ос, у них ядовитое жало. Ласточки издавна являются предсказателем погоды. Перед дождем они опускаются ниже к земле.
Игра «Ласточки и насекомые» «Мухи, мошки, комары, Мне сейчас не до игры, В прятки некогда играть, За моря мне улетать. Нужно быстро подкрепиться, Да на юг поторопиться». (правила игры «Ловишки»)
-Спасибо тебе, ласточка, счастливого пути.
Воспитатель:
-Кто это к нам в гости прилетел? (кукушка)
«Ку-ку, ку-ку. Я кукушка - перелетная птица. Улетаю на юг раньше всех. А питаюсь я гусеницами и жуками, которых не едят другие птицы.
Воспитатель:
-Ребята, а вы знаете, что кукует только самец - папа. А мама - кукушка куковать не умеет, она издает громкую трель, а иногда хохочет. Кукушка не только летающая птица, но хорошо лазает по деревьям, благодаря устройству свой хлап.
-Как выдумаете, чем похожи все птицы? (клюв, перья, крылья, лапы)
-Чем отличаются друг от друга? (величиной, цветом оперенья, формой хвоста)
Игра: «Птички» ( классификация: зимующие, перелетные)
Муз. работник:
-Ребята, я хочу вас познакомить еще с одной птицей, которую издавна считают на Руси символом доброты и мира. Это журавль, его ласково называют – журавушка. Давайте послушаем, как они поют «курлычат» собираясь в стаи, готовясь к отлету в теплые края (звучит аудиозапись).
-Ребята, журавлям предстоит долгий и трудный путь. Хотите вместе с ними потренировать крылья?
Физкультминутка «Воздушная тренировка» (дети двигаются по залу имитируя полет журавлей)
Воспитатель
-Молодцы, ребята. Как вы думаете, если перевести «курлыканье» журавлей на наш язык, что бы они сказали?
-Оно бы с нами попрощались. Наверное, они бы сказали: «Прощай, родная земля, мы улетаем в теплые края!»
Воспитатель:
-Посмотрите, к нам прилетела птичка. Она принесла конверт, в котором находится пиктограмма. Ей очень хочется, чтобы вы запомнили, как нужно бережно относиться к природе. Чего нельзя делать ей во вред.
Дети рассматривают пиктограммы и объясняют, что нельзя делать (жечь костер, ломать деревья, разрушать гнезда).
Воспитатель:
-Молодцы, вы справились с заданием. Сейчас мы с вами пойдем на прогулку и там еще раз понаблюдаем за птицами. Скоро наступит зима. Нет уже для них ни жучков, ни червячков, ни гусениц. Только ваше доброе сердце поможет перезимовать нашим друзьям. Не обижайте их, подкармливайте их крошками и зернышками, и тогда мы еще не раз услышим их веселые песни.