Наталья Константиновна Береснева
Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы «День российской науки»
Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы
«День российской науки»
Цель. Создать благоприятные условия для развития познавательного интереса к научной, учебно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Публикация «Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы „День российской науки“» размещена в разделах
- День науки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
1. Образовательные. Формировать представления о науке, ученых, опытах и экспериментах. Уточнить знание детей о деятельности ученых из разных областей знаний.
2. Развивающие. Способствовать развитию речи и логического мышления.
3. Воспитательные. Воспитывать интерес к познавательной и исследовательской деятельности. Воспитывать уважительное отношение детей к представителям разных профессий.
Материалы и оборудование: растительное масло, сода, лимонная кислота, вода и любой пищевой краситель; набор акварельных красок, маленькие стеклянные стаканчики по количеству цветов, вода, обыкновенные влажные салфетки; бумага, таз с водой.
Ход занятия
Вводная часть. «Здравствуйте!»
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
загадка
Хорошо учился в школе,
Институтский курс освоил.
Все науки изучал,
Академиком он стал.
Книг прочёл, наверно тонны!
Настоящий он… УЧЁНЫЙ
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, 8 февраля отмечается День российской науки.
Наука – что значит для вас это слово? Как вы понимаете, кто такой ученый?
Чем занимаются ученые? (Ответы детей.)
Ученый, это тот, кто занимается наукой. Если конкретнее, то это человек с ученой степенью или должностью в исследовательском центре или университете. Он проводит исследования, пишет научные работы и иногда преподает. И при этом получает за свой труд деньги. Но ученый — это обобщенное название таких специалистов. Все же человек с научным званием скорее представится, например, профессором биохимии или исследователем-инженером.
Величайшим именем в истории российской науки является имя М. В. Ломоносова.
…Историк, Химик, Механик, Геолог, Художник и Стихотворец, он все испытал и все прошёл…. Так писал о нем А. С. Пушкин. Он занимался исследованиями по математике, физике, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознанию, философии, истории. Ученый Ломоносов занимался совершенствованием телескопов-рефлекторов. Он изобрел отражательный телескоп-рефлектор с наклонным зеркалом, дававшим четкое изображение объекта. (Предлагаю рассмотреть телескоп, понаблюдать за звездами.) Также Ломоносов изобрел «ночезрительную трубу». Ночезрительная труба», предназначена для рассматривания предметов в условиях слабого освещения - ночью или в сумерках. В этих условиях свойства воспринимающего глаза значительно изменяются по сравнению с дневными условиями.
Еще я расскажу вам о великих ученых наших дней.
Андрей Николаевич Туполев Великий российский авиаконструктор,
генерал-полковник, разработчик знаменитых российских самолетов, в том
числе первого реактивного пассажирского. На его машинах совершено 28
уникальных перелета, один из которых — перелет В. П. Чкалова и М. М.
Громова через Северный полюс в США. И до сих пор авиалайнеры, носящие
имя своего создателя, перевозят пассажиров и грузы в дальние точки России,
и многих стран мира. Сергей Павлович Корол в Советский уч ный,
конструктор организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Крупнейшая фигура
XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения. С. П.
Корол в является создателем советской ракетно-космической техники,
обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой
ракетно-космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком
космоса, создателем практической космонавтики. Благодаря его идеям был
осуществл н запуск первого искусственного спутника Земли и первого
космонавта Юрия Гагарина. Дважды Герой Социалистического Труда,
лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР.
Воспитатель. А что значит для вас – БЫТЬ УЧЕНЫМ
ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ? (ответы детей)
Поскольку мы с вами исследователи, проведем опыт.
ОПЫТ 1 Что понадобится: растительное масло, сода, лимонная кислота, вода и любой пищевой краситель.
Что делаем:
• Наливаем растительное масло в любую вытянутую стеклянную емкость;
• В отдельном месте замешиваем столовую ложку воды и ложку лимонной кислоты;
• Высыпаем смоченную кислоту в сосуд с маслом;
• Капаем немного пищевого красителя в емкость, наполненную водой;
• Выливаем окрашенную воду в сосуд с маслом и оставляем его открытым.
ОПЫТ 2 Что понадобится: набор акварельных красок, маленькие стеклянные стаканчики по количеству цветов, вода, обыкновенные влажные салфетки.
Что делаем:
• Сворачиваем салфетки в полосочки одинакового размера;
• Выставляем стаканы по кругу и наполняем водой примерно на 75%;
• В каждый второй стакан капаем краску и смотрим, чтобы жидкость полностью изменила оттенок;
• Соединяем стаканы салфетками и смотрим, как постепенно вода поднимается, а в чистых стаканах формируются цвета.
ОПЫТ 3 Что понадобится: бумага, таз с водой.
Что делаем:
• Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками.
• При помощи карандаша закрутите лепестки к центру.
• А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз.
• Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Подведение итогов беседы.
-Ребята, о чем мы сегодня говорили?
-Кто такой ученый?
-Каких выдающих ученых вы запомнили?
-чем знаменит Ломоносов, Туполев, Королев?
- Мы с вами очень плодотворно поработали, я смело могу вас назвать
учеными- исследователями.

