Ольга Пасько
Конспект занятия по ФЦКМ для старшей комбинированной группы «У хозяюшки в избе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательному развитию (ФЦКМ) для старшей комбинированной группы «У хозяюшки в избе»
Программные задачи:
Образовательные задачи: дать знания детям о предметах старинного русского быта. Учить делиться со сверстниками и взрослыми полученными впечатлениями.
Развивающие задачи: продолжать развивать связную речь детей, формировать умение правильно строить предложение при ответе на вопрос. Развивать мелкую моторику, умение согласовывать речь с движениями.
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ для старшей комбинированной группы „У хозяюшки в избе“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Воспитательные задачи: воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит не лёгкий, но благородный труд. Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает, добрые чувства друг к другу, желание общаться.
Оборудование.
Д. материал: Предметы и картинки домашнего обихода старины : прялка, самовар, чугун, ухват, деревянные ложки, рубелька, клубки ниток, спицы расписная бутафорская печь, клубочек шерсти шерстяные носки.
Р. материал: Баночки с горохом и гречкой (по количеству детей, по 2 пустые одноразовые тарелочки.
Ход занятия
Воспитатель находит клубочек (с него размоталась ниточка).
- Ребята, этот клубочек не простой, он прикатился к нам в детский сад из прошлого. Как вы думаете, ребята, что такое прошлое? (Ответы детей).
Я предлагаю смотать ниточку и посмотреть, куда же она нас приведёт.
А вы потихоньку идите за мной. (Проходим в другую часть групповой комнаты. Там устроена деревенская изба. Посреди стоит стол накрытый скатертью, деревянные ложки. В стороне картинки русская печь, возле неё чугунки, ухват. Картинка сундука сундук, спицы, клубки ниток. Рядом маленький столик, на нем рубелька (предмет, которым гладили в старину бельё). Стоит прялка. Перед ними на полу тканые дорожки.
- Ребята, смотрите, куда нас привёл клубочек. Здесь действительно всё необычно, и очень красиво. Посмотрите, какие интересные предметы нас окружают.
Вам что-то из них знакомо?
А для чего они нужны?
Пользуются ли ими люди сейчас? Вот видите, я же вам говорила, что клубочек этот не простой – он действительно из прошлой жизни.
А вот это прялка. На ней наши бабушки и прабабушки вот из такой шерсти (это шерсть овцы) пряли пряжу, а затем вязали тёплые вещи (показываю носки, варежки). Это вещи из чистой шерсти, значит они какие? (шерстяные). Потрогайте какая шерсть на ощупь (мягкая, тёплая). А смотрите, как интересно устроена сама прялка, здесь огромное колесо, вот это катушка, на неё наматывается в процессе работы готовая пряжа через головку и крючки вдоль лапок. А вот эта часть называется рычаг, а ниже педаль. Нажимая ногой на педаль, рычаг помогает вращать колесо, и прялка начинает работать.
Ребята, вы запомнили, как называется этот предмет?
А как называются его части?
Что на нём делали? Да, ребята, раньше людям жилось не легко, но они были очень трудолюбивые и рукодельники.
Посмотрите, какие красивые вещи получались с помощью вышивки. А еще, ребята, хорошие хозяйки любили в доме чистоту и порядок. Но ведь не было тогда ни пылесосов, ни стиральных машин, ни утюгов. Например, что бы постирать полотенце чисто, его выколачивали вальком, а затем гладили с помощью вот таких предметов. (показываю валек и рубельку, демонстрирую как это делали). Давайте все вместе произнесём название этих предметов. Для чего они нужны?
Кроме того, хозяйки очень вкусно готовили, вся пища была приготовлена в русской печке. Её готовили в чугунках. А чтобы удобно было ставить и доставать из печи пользовались вот таким ухватом. А сейчас я хочу проверить, как вы запомнили названия этих предметов и для чего они нужны были человеку. Я загадаю вам интересные загадки.
Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдает,
А сам в угол идет. (Ухват)
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголек
Кашу сварит … (Чугунок)
Эту обувь не забыли,
Две проворные сестрицы
У сестры в руках снуют.
То ли петельки считают,
То ли песенки поют. (Спицы)
Молодцы, ребята, вы очень были внимательны, и правильно разгадали все мои загадки.
Воспитатель: Ребята, в старину люди много трудились, но и поиграть тоже любили. Давайте встанем в круг и поиграем в русскую народную игру
«Ручеек».
Дети становитесь парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед.
Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.
II часть. Особенно много работы у русского народа было в тёплое время года. Кроме домашнего хозяйства, они еще много трудились на земле. Как вы думаете что делали люди? (пахали, сеяли, молотили, сортировали). И тоже всё приходилось делать своими руками. Давайте сейчас попробуем поиграть в игру «Сортировщики». (дети проходят из избы к столам). Чтобы выполнить работу хорошо и правильно нужно подготовить свои ручки.
Помощник
Я крупу перебираю,
Мамочке помочь хочу,
Я с закрытыми глазами
Горох от гречки отличу.
Нам необходимо отсортировать горох и гречку. Здесь горох и гречка (показываю в баночках уже отсортированное горох и гречка). Кто знает, что можно приготовить из гороха?. А из гречки? Наши повара тоже готовят для вас гречневую кашу, гороховый суп. Дети приступают к выполнению работы.
Ребята, а вам понравилось путешествовать в прошлое? А что особенно вы запомнили? Я желаю, чтобы вы смело шагнули в будущее с таким же прекрасным настроением, с желанием делать добро и для себя и для окружающих.