Кудряшова Светлана
Конспект познавательно-экологической экскурсии в средней группе «Осеннее приключение Старичка-Лесовичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид ОД: Познавательно-речевой;
Тип ОД: Развивающий, познавательный;
Тема ОД: «Осеннее приключение Старичка-лесовичка»;
Возраст: 4 – 5лет
Цель: Систематизировать знания об объектах экологической тропы.
Задачи:
Обучающие:Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.
Публикация «Конспект познавательно-экологической экскурсии в средней группе „Осеннее приключение Старичка-Лесовичка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Развивающие:Развивать любознательность детей, кругозор, уметь делать выводы.
Воспитательные:Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней.
Интеграция образовательных областей: Познание, социализация, коммуникация, физическая культура, здоровье, чтение художественной литературы.
Оборудование: Фигура совы из дерева, игрушка «Паук», искусственная паутина, стеклянная емкость с водой, куски сухой земли, кукла-Осень, кукла Старичок-Лесовичок, мягкая игрушка Ворона-Каркуша, муляжи фруктов и овощей.
Предварительная работа: Наблюдение за сезонными изменениями в природе, показ презентации на тему: «Осенний лес», рассматривание иллюстраций на тему «Осень», чтение стихов об осени. Проведение экологических игр, экспериментов.
Пояснительная записка. На территории детского сада создана экологическая тропа. Это своеобразный учебно-просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, образования и воспитания. В качестве объектов экологической тропинки нами были выбраны: различные виды пород деревьев и кустарников, уголок нетронутой природы. Выбирая маршрут путешествия по тропе, я использую карту-схему на которой изображены объекты экологической тропы,и помогает мне в путешествии Хозяин экологической тропы «Старичок-Лесовичок».
(Сказочный лесной персонаж)
Образовательная деятельность
(Дети стоят на улице около объекта экологической тропы, деревянной фигуры Старичка-Лесовичка)
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в волшебный лес по сказочной тропинке в гости к осени. А поможет нам в этомСтаричок-Лесовичок. А живет он вот в этом домике! Посмотрите! (Дети подходят к объекту экологической тропы «Домик Старичка-Лесовичка»)
Воспитатель:Вы знаете, что Старичок-Лесовичок–хозяин тропы? Вот о нем я расскажу вам стихотворение.
(Воспитатель читает отрывок из сказкиИрины Норицыной «Старичок-Лесовичок»)
На зелёненькой опушке
В незатейливой избушке
Жил предобрый старичок,
Старичок-Лесовичок.
Нос курносый, как картошка,
Лоб в морщинках, как гармошка,
А глаза, как голубика,
С солнечным весёлым бликом.
(Воспитатель обращает внимание детей на шум в кустах)
Воспитатель: Ой, ребята там, кажется, кто-то шевелится. А, это же наш Старичок-Лесовичок. Давайте с ним поздороваемся. (дети приветствуют сказочного персонажа)
Воспитатель:Ой, ребята он что-то на ушко хочет мне сказать. Можно я послушаю? Старичок-Лесовичок говорит, что его помощница Ворона Каркуша принесла нам письмо. Давайте прочитаем его!
«Дорогие ребята отгадайте, пожалуйста, загадку и узнаете от кого это письмо:
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью)
Воспитатель:Правильно! Послушайте, что пишет Осень : «Милые ребята приходите ко мнев гости в липовую рощу. Ведь деревья осенью особенные, волшебные. Там вас встретит моя помощница мудрая сова. В конце вашего путешествия вас ждёт сюрприз!». Ну что ребята, пойдём по тропинке искать осенние деревья, а поможет нам в этом хозяин тропы.
(Воспитатель и дети подходят к деревянной фигуре совы)
Воспитатель: Лесу низкий наш поклон! Здравствуй Совушка-сова.
Дети, давайте все вместе дружно поздороваемся с мудрой совой! (мальчики и девочки приветствуют сказочного персонажа)
Сова: Добрый день ребята!Я знаю, что вы отправляетесь в гости к Осени. Укажу вам дорогу дальше, если вы ответите на мои вопросы и поиграете со мной. Посмотрите внимательно, возле какого дерева вы остановились? (возможные ответы детей)
Сова: Правильно, это дерево-липа! Ребята, а вы знаете, что такое липовая роща? (варианты ответов детей)
Сова: А, липовая роща-это когда в одном месте растут много одинаковых деревьев, например много лип. Липа – дерево неприхотливое, часто встречается в парках, лесопосадках и придорожных посадках.
Ребята, а вы знаете, что липа обладает целебными свойствами? Как вы думаете какими? (мальчики и девочки формулируют ответы)
Сова: Правильно, дети! Можно заваривать липовый чай, который помогает при кашле и простуде. Наши предки высоко ценили полезные свойства липы, применяли настои и чаи из листьев и коры дерева для лечения многих болезней: ангин, бронхитов, головной боли, ожогов, язв, кишечных колик. В цветках липы содержится большое количество эфирного масла, которое распространяется по воздуху и успокаивающим образом воздействует на нервную систему. Хотите посмотреть на это масло (дети отвечают на вопрос)
(Воспитатель показывает детям флакон с эфирным маслом липы.)
Сова:Вот в этом флаконе находится эфирное масло липы, хотите ощутить аромат масла? (дети отвечают на вопрос)
(Воспитатель открывает флакон и по очереди каждому ребенку дает ощутить аромат масла липы)
Сова:Этот запах имеет целительные свойства, поэтому прогулка по липовым рощам может принести существенную пользу здоровью. Однако наиболее полно раскрываются целебные свойства липы в, настоях и отварах из цветков. Отвары липового цвета используют в качестве обезболивающего средства. Очень полезна липа и для наружного применения: примочками с липовым настоем лечат кожные язвы, ожоги, снимают боли в суставах. А при бессоннице, желудочных коликах и спазмах кишечника нет лучше средства, чем теплая ванна с добавлением липового цвета.
Сова:Дети, ну если липа очень ценное дерево, то его необходимо беречь. А кору можно обдирать с дерева? (ответы детей)
Сова:Все верно, дети, конечно нельзя!
Воспитатель:Спасибо Совушка-сова, рассказала так много интересного. И мы предлагаем тебе поиграть с нами в интересную игру «Листочки».
(Проводится физкультминутка «Листочки».Педагог читает стихотворение, а дети двигаются согласно описанию в тексе)
Мы листочки осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились. Полетели
И на землю тихо сели.
Сова: Спасибо вам ребята, отправляйтесь дальше в путь по волшебной тропинке, а Старичок-Лесовичок вам покажет путь дальше.
(Дети прощаются с совой и идут по тропинке)
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, что я нашла! Это же гигантская паутина! Как вы думаете, кто же ее сплел? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята –это паучок.
(Воспитатель показывает игрушку паучка)
Паучок: А, ребятишки это вы пришли в наш сказочный лес, знаю зачем отправились сюда. Но дорогу покажу, если ответите на мои вопросы и поиграете со мной. Итак, скоро зима, где я буду зимовать? (ребята отвечают на вопрос)
Паучок: Правильно, мальчики и девочки. Я буду спать всю зиму под землей, потому, что там тепло всегда, и зимой, и летом. А чем я там буду дышать под землей (возможные варианты ответов детей)
Паучок: Все верно, воздухом. А хотите увидеть воздух под землей? (ребята отвечают на вопрос)
Паучок: Тогда смотрите!
Проводится опыт «Воздух под землей».
Цель опыта: Показать, что в почве есть воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.
Воспитатель:Спасибо паучок, что так много интересного нам рассказал и показал! А теперь ребята давайте с паучком поиграем.
(Проводится пальчиковая гимнастика «Паучок»)
Паучок ходил по ветке, Руки скрещены, пальцы каждой руки “бегут”
А за ним ходили детки. По предплечью, а затем по плечу др. руки
Дождик с неба вдруг полил,Кисти свободно опущены, выполняемстряхивающие движения
Паучков на землю смыл. хлопок ладонями по коленям
Солнце стало пригревать, Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу
Паучок ползет опять, Пальцы растопырены, качаем руками
А за ним ползут все детки, Действия аналогичны первоначальным
Чтобы погулять по ветке. “Паучки” ползают по голове
Паучок: Ой, спасибо ребята, как порадовали старичка-паучка. А теперь, отправляйтесь в гости к осени, она вас заждалась. А Старичок-Лесовичок покажет вам дорогу!
(Дети прощаются с паучком и идут по тропинке. Останавливаются около куклы-Осень)
Осень : Здравствуйте ребята! Наконец - то вы ко мне пришли. Я очень рада вас видеть. Сразу ребята хочу попросить вас о помощи. В огороде поспели овощи, а в саду фрукты. Но я к вам так торопилась, что все их растеряла по участку. Соберите их пожалуйста в корзину.
( Проводится игра: «Собери овощи и фрукты». Дети расходятся по участку и собирают урожай, в одну корзинку овощи, в другую фрукты)
Осень : Молодцы ребята! А хотите со мной поиграть? Порадовать меня русской народной игрой «Подарки Осени».(ответы ребят)
(Проводится русская народная игра «Подарки Осени»)
Осень :
Так много вы сегодня узнали
Но, наверное, устали
Я вас конечно понимаю
И всех вас осенними гостинцами угощаю!
(Осень угощает детей яблоками и виноградом)
Воспитатель:Спасибо тебе Осень-красавица! Такой был долгий и интересный путь к тебе, но нам пора прощаться.
(Девочки и мальчики прощаются с Осенью, и обещают ее дождаться до следующего года)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие (дети отвечают на вопрос)
Воспитатель:А, тебе Старичок-Лесовичок?
Старичок-Лесовичок : Очень понравилось, особенно в гостях у паучка! Но, к сожалению, мне пора домой. Вы мне поможете вернуться в мой домик (ответы детей)
(Воспитатель и дети идут к домику Старичка-Лесовичка)
Воспитатель: Ну, вот дети мы и пришли к домику Старичка-Лесовичка. Давайте попрощаемся с нашим героем и поблагодарим за интересное путешествие.
(Дети благодарят сказочного персонажа и прощаются с ним)