Оксана Усманова
Формирование лексико-грамматических категорий языка. Конспект подгруппового занятия по развитию речи «В гостях у Матрены»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепиление знаний о домашних животных, формирование лексико-грамматические категории языка.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Закрепить знания и представления детей о домашних животных; обогащать словарь по теме «Домашние животные».
2. Закрепить умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
3. Закрепить умение согласовывать количественные числительные с существительным в приделах 5.
Публикация «Формирование лексико-грамматических категорий языка, Конспект подгруппового занятия по развитию речи „В гостях у Матрены“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
4. Закрепить умения строить и использовать в речи простые распро-страненные предложения с пространственными предлогами «в, на, под, за, пе-ред».
Коррекционно-развивающие :
1. Развивать слуховое внимание и восприятие.
2. Развивать зрительное и аналитическое восприятие, конструктивный гнозис и праксис.
3. Развивать координацию речи с движением.
4. Развивать графо-моторные навыки.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать заботу и бережное отношение к животным.
2. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи друг к другу.
Предварительная работа: рассматривание цветных иллюстраций с изо-бражениями домашних животных; беседы по лексической теме «Домашние жи-вотные»; отгадывание загадок о домашних животных; составление предложений с опорой на схему; чтение сказки В. Сутеева «Капризная кошка»; проведение дидактических игр: «Узнай по описанию», «Чьи дети?», «Четвертый лишний», «Кто позвал?», «Разрезные картинки»; прослушивание аудиозаписей и просмотр мультимидийных презентаций о домашних животных.
Материалы и оборудование: костюм Матрены; клубочек; муляж дерева; предметные картинки с изображением домашних животных (коровы, собаки, лошади, свиньи, кошки, козы); муляжи домашних животных (коровы, собаки, лошади, свиньи, кошки, козы); макет деревянного сарая; мяч; разрезные картинки из 4-5 частей (козы, свиньи, коровы); муляжи корма домашних животных (травы, сена, клевера, кости, мяса, рыбы, капуста); цветные карандаши; контурные изображения собаки; 3 раскраски домашних животных автор Вохринцева С. В. ; аудиозапись с голосами домашних животных; магнитофон, детские стулья, стол.
Словарная работа:
- Существительные: животные, корова, коровушка, теленок, собака, собачка, щенок, кошка, кошечка, котёнок, лошадь, лошадка, жеребёнок, коза, козочка, козлёнок, свинья, поросенок, сено, клевер, овес.
- Глаголы: мяукает, лает, мычит, хрюкает, ржёт, грызет, сидит.
- Прилагательные: ласковая, пушистая, красивая, добрая.
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Матрена. Сегодня я вас приглашаю в гости в свою деревню.
- Посмотрите, у меня есть волшебный клубочек, он поможет дойти нам до деревни.
- За клубочком мы пойдем и в деревню попадем! Пока мы будем идти, слушайте внимательно все голоса и звуки. Потом расскажите, кого услышали.
(Логопед включает музыку с голосами домашних животных).
- Вот мы с вами и пришли в деревню. Чьи голоса вы услышали?
(Дети проговаривают животных, чьи голоса услышали по аудиозаписи).
- Правильно, все голоса отгадали.
- Что делают кошка, корова, лошадь, собака когда голос подают?
(Дети отвечают на вопрос логопеда)
Кошка, собака, корова, свинья, лошадь ждут вас у себя в гостях, так ска-жите какие это животные? Дикие или домашние?
(Дети отвечают на вопрос логопеда)
- Почему мы их называем домашними животными?
(Предпологаемые ответы детей «Живут рядом с человеком», «Приносят пользу»).
- Малодцы ребята! Сегодня вы побываете у меня и у моих домашних жи-вотных в гостях.
- Проходите, присаживайтесь за стол.
2. Основная часть
• Игра «Собери животное»
Цель: развивать зрительное и аналитическое восприятие, конструктивный гнозис и праксис.
- Ребятки я совсем забыла вам сказать, хотела подарить своим братьям игру и оставила её на столе, а моя кошка Мурка пока меня не было разбросала все картинки, вот сейчас не могу их собрать, поможете мне?
(Дети соглашаются помочь Матрене собрать картинки)
- Вы внимательно смотрите и картинки соберите!
(Дети складывают разрезные картинки)
- Каких животных вы собрали?
(Предпологаемые ответы детей «козы, свиньи, коровы»)
- Молодцы, ребята, спасибо вам за помощь, теперь я смогу подарить игру своим братьям!
- Вы, наверное, устали пока мне помогали! Давайте выйдем во двор и поиграем в игру с мячом!
• Игра «Назови ласково» - (проводится игра с мячом).
Цель: закрепить умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Ребята, мы будем называть ласково домашних животных! Я вам бросаю мяч, и называю домашних животых, а вы ловите мяч и называете ласково животных и возвращаете мне мяч. Например: кошка-кошечка.
(Педагог бросает детям мяч и называет домашних животных; дети ловят мяч, называют ласково животных и возвращает мяч).
- Ребята, какие вы молодцы, всех животных ласково назвали.
- Посмотрите, какой мешочек вам интересно узнать, что в нем. Давайте присядем за стол и посмотрим. Ребята здесь спрятались животные!
(Логопед достаёт из мешочка животных и их детёнышей).
- Какие животные были в мешочке?
(Предпологаемые ответы детей «корова, кошка, собака»)
- Назовите детенышей коровы, кошки, собаки.
(Дети называют детенышей домашних животных).
- Молодцы, всех детенышей правильно назвали.
-Вам интересно узнать, сколько у коровы телят у собаки щенят?
(Дети соглашаются с логопедом)
• Игра «Посчитай и назови детёнышей»
Цель: закрепить умение согласовывать количественные числительные с существительным в пределах 5.
- Ребята, а сейчас посчитайте детенышей домашних животных.
(Дети считают детенышей домашних животных).
-Сколько всего детенышей у коровы, собаки, кошки?
( Предполагаемые ответы детей: «У коровы два теленка. У собаки три щенка. У кошки пять котят.»).
- Какие вы молодцы, посчитали детёнышей домашних животных. Давайте выйдем во двор, возьмемся за руки и немножко отдохнем.
• Динамичекая пауза.
Цель: развивать координацию речи с движением.
(Дети берутся за руки и выполняют движения за логопедом)
Я козочка Ме-ке-ке,
Я гуляю на лужке.
Остренькие рожки,
Тоненькие ножки.
На самой макушке -
Бархатные ушки.
Язык полотняный,
Хвостик конопляный…
Как прыгну – сразу забодаю. (Дети идут по кругу)
(Показывают «рожки» прыгают на носочках)
(Ладошками показывают «ушки»)
(Показывают язык «лопатой»)
(Рукой показывают «хвостик»)
(Прыгают «бодаются»)
- Молодцы, вам понравилась игра?
- Давайте пойдем в сарай и посмотрим, что же делают животные.
(Логопед с детьми подходит к макету сарая).
• Игра «Найди домашних животных»
Цель: закрепить умения строить и использовать в речи простые распро-страненные предложения с пространственными предлогами «в, на, под, за, пе-ред».
(Муляжи домашних животных расставлены под деревом, на крыше, перед сараем).
-Ой, посмотрите, пока мы с вами отдыхали, домашние животные все разбежались. Помогите найти животных кто, где спрятался?
(Дети составляют предложения с пространственными предлогами).
- Молодцы и в этом вы мне помогли!
- Я совсем забыла, пришло время кормить животных. Давайте вместе их покормим.
(Дети соглашаются прийти на помощь Матрене).
• Игра «Кто, чем питается?»
Цель: закрепить умения строить и использовать в речи простые распро-страненные предложения.
- Это еда животных (педагог на подносе показывает еду домашних животных). Здесь рыба, сено, клевер, мясо, косточки, овёс, капуста, морковь, трава. Этим питаются домашние животные.
- Чем вы накормите корову, собаку, кошку, козу, лошадь?
(Предпологаемые ответы детей «Я накормлю корову сеном»).
- Молодцы, ребята, вы помогли мне накормить животных, спасибо за по-мощь. Ведь животных нужно беречь, заботиться о них.
- Назовите ваше любимое животное.
(Дети навывают своих любимых животных).
-Вы хотите узнать моё любимое животное.
-Для этого вам нужно отгодать загадку.
«Кто у двери нас встречает,
В тишине весь день, проспал,
И от счастья начинает
Громко лаять: «Гав-гав-гав!»?
(Дети отгадывают загатку «Собака»).
- Молодцы! Собака у меня ласковая, пушистая, а какая ещё бывает собака?
(Дети отвечают на вопрос)
- Я предлагаю вам разукрасить мое любимое животное.
• Упражнение «Раскрасим животного»
Цель: развивать графо-моторные навыки.
- Садитесь за стол, возьмите карандаш, обведите собаку по контуру, рас-красьте её, нарисуйте ей глаза. Спинку держим ровно, не выходим за контур, штрихуем в одном направлении.
(Дети закрашивают контур собаки).
- Молодцы, вы все очень старались.
3. Итог занятия
- Ребята вы сегодня побывали у меня в гостях. Давайте вспомним голоса, каких животных вы слышали?
(Дети отвечают на вопрос логопеда)
- Что мы с вами делали?
(Предпологаемые ответы детей «Кормили домашних животных, собирали разрезные картинки, считали детенышей домашних животных»).
- Ребята я хочу, чтобы вы не забыли о нашей встрече, и о моих домашних животных. Я дарю вам раскраски. Надеюсь, что вы ещё ко мне прийдете в гости.
• Домашние задание – дома вместе с родителями раскрасьте домашних животных.
- Вам пора обратно в группу. Для того чтобы вы могли вернуться, я дам вам волшебный клубочек. До свидания!
(Дети возвращаются в группу)