Алина
Составление трехсловной фразы. Конспект подгруппового занятия с детьми с моторной алалией (II уровень речевого развития)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: СОСТАВЛЕНИЕ ТРЕХСЛОВНОЙ ФРАЗЫ
Тип занятия: подгрупповое.
Возраст: 4 года.
Задачи:
1. Формировать умение составлять трехсловную фразу с помощью фразового конструктора;
2. Развивать умение образовывать прилагательные от существительных;
3. Закреплять представления о продуктах питания.
Оборудование: кукла, муляжи продуктов питания, корзины, предметные картинки, зеленая и красная корзины, фразовый конструктор.
Темочки:
Ход занятия
I. Организационный момент
Игра «Доброе утро»
Дети стоят в кругу, педагог произносит слова:
– Доброе утро! Давайте улыбнёмся друг другу!
– Давайте поздороваемся друг с другом. Доброе утро, Ульяна!
– Ульяна, поздаровайся с Мишей (дети по кругу здороваются друг с другом).
– Давайте поздороваемся с солнцем. Доброе утро, солнце!
– Поздоровемся с небом? Доброе утро, небо!
– Доброе утро всем нам!
II. Основная часть
- К нам в гости пришла кукла Маша. Она собралась готовить обед, но не знает, как и из чего его приготовить. Ребята, поможем кукле Маше?
2.1 Развитие диафрагмального дыхания.
«Пьем сок через трубочку»
- Вытяните губы вперед трубочкой, втягивайте воздух в себя на вдохе, выдыхайте (2 раза)
«Дуем на горячий чай»
- Сделайте вдох носом, плавный выдыхайте через вытянутые трубочкой губы (2 раза)
2.2 Развитие речевого дыхания.
«Режем овощи»
- Слегка расставьте ноги в стороны. Представьте, что вы режете огурец, сделайте вдох, на выдохе произносите «Чак-чак-чак! Чак-чак-чак!» (2 раза).
«Трем на терке морковь»
- Потрите правый кулачок о левый, сделайте вдох, на выдохе произносите: «Шр-шр-шр! Шр-шр-шр! (2 раза).
«Варим суп»
- Представьте, что вы «мешаете суп» правой рукой, сделайте вдох; на выдохе произносите: «Буль-буль-буль! Буль-буль-буль!» (2 раза).
2.3 Развитие подвижности органов артикуляции
- Давайте разомнем язык и губы.
- Прежде чем мы отправимся в магазин, кукла Маша предлагает выполнить задания.
- Вытяните губы вперед трубочкой (10-15 раз).
- Язык высуньте вперед, напрягите, сделайте узким (удерживать15 секунд).
- Положите язык на нижнюю губу (удерживать15 секунд).
- Оближите губы языком (10-15 раз).
- Улыбнитесь кукле Маше.
2.4 Развитие лексической стороны речи
- На доске висят картинки, давайте назовём, что нам них изображено.
(Капуста, морковь, колбаса, яблоко, груша, банан, помидор, картошка, конфета).
- Как мы можем назвать их одним словом?
2.5 Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
«Назови ласково»
- Я буду называть продукты и бросать мяч. Тот, кто словит мяч, должен назвать продукты ласково. Кукла Маша будет внимательно вас слушать.
(суп - …супчик, колбаса -…колбаска, котлета -…котлетка, масло -…маслице, хлеб. хлебушек, молоко –… молочко, каша -…кашка, рыба -…рыбка, картошка -…картошечка).
2.6 Составление трехсловной фразы
1. «Продуктовый магазин»
Детям раздают корзинки, в которых лежат муляжи продуктов питания, фразовый конструктор.
- Мы пришли в магазин. Корзина с продуктами – это ваши покупки. Карточки помогут вам рассказать о покупках кукле Маше. Карточка, на которой изображен мальчик или девочка – это вы, кошелек – это значит купил, картинки с продуктами означают ваши покупки.
- Что ты купил в магазине?
2.7 Образование прилагательных от существительных
1. «Суп»
- Кукла Маша хочет приготовить суп, но забыла, как называется её любимый. Помогите кукле Маше вспомнить название.
Суп из грибов (какой) - …грибной;
Суп из курицы (какой) - …куриный;
Суп из овощей (какой) -…овощной;
Суп из капусты (какой) -…капустный;
Суп из свеклы (какой) -… свекольный;
Суп из картофеля (какой) -…картофельный;
Суп из рыбы (какой) -…рыбный.
Физкультминутка
«Поварята»
Дети встают в круг - изображают кастрюлю. Педагог говорит, что дети будут готовить суп (или любое другое блюдо: компот, салат, винегрет и т. п.). В зависимости от того, что дети будут готовить, каждый ребенок придумывает, каким продуктом питания он будет (после рассказа педагога о том, из чего готовят выбранное детьми блюдо). Педагог назывет по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнав себя, ребенок прыгает в круг и берет за руки предыдущего. Пока все дети не окажутся в круге, игра продолжается.
Если все дети быстро окажутся в круге, игру следут повторить.
2.8 Составление трехсловной фразы
1. «Урожай»
- Посмотрите, как много фруктов и овощей купила кукла Маша. Ей нужна ваша помощь. Положите фрукты в зеленую корзину, а овощи в красную корзину.
- Что ты кладешь в зеленую корзину? Давай выложим на карточке.
- Я кладу банан.
2. «Обед»
- Кукла Маша приглашает вас на обед. Подумайте, что вы будете кушать. Выложите ответ на
карточке.
- Что ты будешь кушать?
- Я буду кушать суп.
3. «Угости животных»
- Кукла Маша собралась в зоопарк, она хочет угостить животных. Помогите кукле Маше собрать еду для животных.
Детям раздают картинки с изображениями животных и продуктов, которые они питаются. Логопед подходит к каждому ребенку, спрашивает у него, чем питается животное, просит выложить свой ответ на фразовом конструкторе, затем сказать полным предложением.
- Покажи, где белка? Что ест белка? Давай выложим это на карточке. А теперь скажи полным предложением.
- Покажи, где медведь? Что ест белка? Давай выложим это на карточке. А теперь скажи полным предложением.
- Покажи, где мышка? Что ест мышка? Давай выложим это на карточке. А теперь скажи полным предложением.
- Покажи, где заяц? Что ест заяц? Давай выложим это на карточке. А теперь скажи полным предложением.
III. Заключительная часть
- Что вы сегодня покупали в магазине?
- Что вы кушали у куклы Маши в гостях?
- Что ест медведь?
- Кукла Маша благодарит всех за работу. Ей понравилось с вами играть. А вам понравилось играть с куклой Машей?
- Хотите, чтобы она снова пришла к нам в гости?
- Кукла Маша приготовила для вас подарочки.
Детям раздают наклейки.