Антонина Говорова
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе «В гости к звуку мы идём и узнаем всё о нём»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад 32
2021 год
Региональный конкурс методических материалов для детей с ОВЗ
Номинация «Методические разработки в области инклюзивного образования»
Конспект подгруппового логопедического занятия
в подготовительной группе «В гости к звуку мы идём и узнаем всё о нём»
Говорова Антонина Васильевна
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе „В гости к звуку мы идём и узнаем всё о нём“» размещена в разделах
воспитатель высшей категории
Пояснительная записка
Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у различных категорий детей имеет свою специфику. Специфическими методами и приемами добиваются правильного произнесения ребенком звука, автоматизации его, и игра является одним из способов обучающего процесса детей. В процессе исправления речевых дефектов и воспитания личности ребенка в целом моделируются различные ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются ребенком в ходе игры, которая и относится к практическим методам логопедического воздействия.
Актуальность использования игры, как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект.
В систему коррекционной работы с детьми с нарушениями речи включаются игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.
1. Н. В. Нищева «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3-х до 7-лет»
Санкт-Петербург, «Детство – ПРЕСС» 2016 г., 232 стр.
2. Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности доО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (ст. гр.)
Санкт – Петербург, «Детство – ПРЕСС», 2017год, 544 стр.
Цель: создание условий для закрепления правильного произношения сонорного звука «Р» в слогах, словах, предложениях, посредством создания игровой мотивированной ситуации и интеграции образовательных областей с использованием здоровьесберегающих технологий.
Задачи
Логопедические :
Образовательные: закреплять произношение звука [Р. ] в слогах,
словах, предложениях, связной речи
повторять алгоритм анализа артикуляции звука [Р. ];
Коррекционно-развивающие: развивать связную речь, фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику;
развивать общую моторику и координацию движений,
Психологические:
развивать познавательные процессы (мышление, память, внимание);
формировать самоконтроль речи;
закреплять умение распознавать чувства и эмоции
Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения между сверстниками
Оборудование: мультимедийный экран, магнитофон; кассета с записью «рыдания».
слайдовая презентация:
схема артикуляционной гимнастики; кроссворд из четырёх слов в виде ступеньки; картина с изображением Карабаса Барабаса (злого и доброго); игрушек: Буратино, Красная Шапочка, Чебурашка, Крокодил Гена, картина с изображением радуги для звукового анализа слова, буквы Р., А, Д, У, Г, А; картина с изображением реки; звуковые дома; ребусы.
Раздаточный материал:
маркер; зеркала; схемы для звукового анализа; тетради, ручки
синего, зелёного, красного цвета.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Объявление темы.
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Характеристика звука.
5. Произнесение звука в слогах.
6. Произнесение звука в словах.
7. Использование предлогов.
-введение нового слова «рыдание»
Использование слов – антонимов
- Игра: «Противоположные слова»
Обогащение словарного запаса (пословица о дружбе)
8. Динамическая пауза
9. Работа в тетрадях. Звукобуквенный анализ слова.
10. Произнесение звуков [Р. ], [Р. ’] в предложениях, чистоговорках.
11. Итог.
1. Организационный момент
Ребята! Вы любите ходить в гости? Сегодня я предлагаю вам отправиться в волшебную страну звуков, в гости к одному из её жителей. К кому вы догадаетесь сами. Если отгадаете стихи-загадки:
- Бабушка девочку очень любила Шапочку красную ей подарила, Девочка имя забыла своё
А ну, подскажите ей имя её (Красная Шапочка)
- Носик круглый, пятачок,
Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек - копытца
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи, Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (три поросёнка)
- У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный,
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт свой длинный.
Кто же это? (Буратино)
(Дети отгадывают загадки)
Да, это Кр-р-расная Шапочка, Бур-р-ратино, три пор-р-росёнка. А теперь скажите, какой звук встречается во всех этих словах. (Дети отвечают звук [Р. ])
2. Сообщение темы:
К кому в гости мы отправимся? (ответы детей)
По дороге нам будут встречаться разные препятствия.
Чтобы с ними успешно справиться, нам нужно вспомнить наше главное правило:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, чётко говорим,
Никогда мы не спешим
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Мы пожмем друг другу руки
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
3. Артикуляционная гимнастика
«Улыбка», «Чашечка», «Почистим верхние зубы», «Вкусное варенье», «Качели», «Маляр», «Парус», «Индюк», «Лошадка».
4. Характеристика звука :
Что вы знаете об этом звуке? Расскажите мне! Какой он?
( ответы детей: согласный, звонкий, твёрдый, обозначаем синим цветом….)
5. Произнесение звука в слогах :
Развитие фонематического слуха.
Волшебный экран предлагает нам поиграть в игру «Придумай слово по первому слогу»
Кто знает, что такое слог? (Ответы детей)
Игра
РА-РА-РА начинается игра.
Я прошу со слогом РА мне сейчас назвать слова (РАКЕТА, РАНА, РАК.)
Продолжаем мы игру - где слова со слогом РУ? (РУКА, РУЧЕЙ, РУБАШКА)
-отгадайте ребус (РЫБАК) какой слог первый?
- теперь произнести слова из «рассыпанных слогов» :
Игра «Рассыпанные слоги»
дети должны составить слово с предложенными слогами: РА, НО (РАНО, НОРА) РО, ДО, ГА (ДОРОГА)
По этой дороге мы идём дальше и на пути, встречаются ступеньки.
6. Произнесение звука в словах :
Выложим ступеньки из слов
(вспоминаем с детьми, что звуки мы слышим, а буквы пишем, у каждого звука есть своя буква)
КРОССВОРД из и четырёх слов.
- на первой ступеньке слово из шести звуков :
вопрос: На чем человек летает в космос? (РАКЕТА)
- вторая ступенька:
вопрос: Без чего ученик не ходит в школу? (РУЧКА, РАНЕЦ) –
третья ступенька:
вопрос: Если есть у кисочки на ушах две кисточки,
Эту киску берегись, потому что это (РЫСЬ)
- Четвё ртая ступенька:
вопрос: Ползёт наоборот,
Задом наперёд,
Всё под водой хватает клешнёй. (РАК)
7. Использование предлогов :
По этим ступенькам мы поднялись и попали к кому?
к Карабасу Барабасу (на экране злой Карбас Барабас)
- Вы сидите около кого? (около Карабаса Барабаса)
- Я стою где? (за Карабасом Барабасом)
- Какой Карабас Барабас? (злой, сердитый)
Новое слово «рыдание»
(включается запись с «рыданием»)
Слышите чьи-то рыдания (уточнение значения слова)
Они рыдают, потому что Карабас Барабас забрал у них один звук. Я назову их без этого звука, а вы угадайте кто это?
Там рыдают: Бу атино, К асная Шапочка, Чебу ашка, К кодил Гена - как назвать их одним словом. (ИГРУШКИ, а если они из сказки (СКАЗАЧНЫЕ ГЕРОИ) (на экране герои сказок)
Какой звук забрал у них Карабас Барабас (Звук [Р. ])
Знаете зачем?. (дети фантазируют)
Чтобы стать ещё более злым, сердитым.
Игра «Противоположные слова»
Воспитатель говорит слово, дети говорят противоположное слово (слова-антонимы)
Чтобы он вернул звук и пропустил нас дальше, надо назвать противоположные слова
Кому на голову одеваю шляпу Карабаса Барабаса, тот будет говорить:
Злой - добрый
Черный - белый
Сердитый - весёлый
Плохой - хороший
Страшный - красивый
Грубый - ласковый, нежный
Ленивый - трудолюбивый
(выставляется добрый Карабас Барабас)
- Каким стал К. Б.? (Добрым, весёлым)
- с кем подружился К. Б.? (С Красной Шапочкой, с Чебурашкой дети перечисляют сказочных героев)
- кем он им стал? (другом)
Обогащение словаря Крокодил Гена предлагает вам запомнить такую пословицу; «Дружба и братство дороже богатства» (повторяем несколько раз)
8. Динамическая пауза:
Мы играли и устали,
Дружно все мы тихо встали
Ручками похлопали раз, два, три.
Ножками потопали раз, два, три.
Мы идём, и мы поём раз, два, три.
Очень дружно мы живём раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели
Мы немножко отдохнём
И опять мы в путь пойдём.
(Дети садятся за столы)
9. 3вукобуквенный анализ слов:
Работа в тетрадях.
Куда же нам дальше идти?
Карабас Барабас и его друзья покажут нам дорогу, если мы отгадаем загадку:
Разноцветное коромысло над рекой повисло» (РАДУГА)
(выставляется перепутанные буквы этого слова)
Здесь опять кто-то перепутал все буквы
- Поставьте буквы в нужной последовательности, и скажите, какой буквы не хватает. Сделайте звуковой анализ этого слова
(один ребёнок делает у доски, остальные индивидуально за столами)
10. Произнесение звука [Р. ] в предложениях, чистоговорках.
По волшебной дороге - радуге друзья ушли в свои сказки, а мы пришли к реке (на экране выставляется картина с изображением реки)
Нам нужно перейти через реку как? (переправа, паром, мостом)
А мостом у нас будут предложения, которые вы составите со словами, которые есть на картине со звуком [Р. ]. (Составляют предложения)
- Как вы запишите предложение. Ехал Грека через реку.
(Составляют схемы предложения)
- Кто закончит чистоговорку о Греке?
- Сколько букв Р. изобразил художник.
11. Итог:
Перебрались мы через реку и оказались около скольких домов? (двух) В каком доме живёт наш звук [Р. ]? (в доме согласных звуков). Смотрите какой красивый у них дом синего цвета!
Молодцы ребята звук [Р. ] благодарит вас за то, что вы справились с заданиями в волшебной стране звуков, приглашает вас к себе в гости и предлагает вам отгадывать с ним ребусы.
Рефлексия: Понравилось ли вам путешествие? Что понравилось больше всего? Что запомнили? О чём расскажите маме и папе дома?
Воспитатель: оценивает работу каждого участника группы, группы в целом.
Литература:
1. Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина - «1000 загадок» Ярославль, 1997 г.
2. Е. А. Пожиленко - «Волшебный мир звуков и слов» методические рекомендации - Москва, 1999 г.
3. И. В. Медведева, Т. Г. Маторина - «Логоигры» популярная логопедия - С-П, 2003 г.