ольга кулеш
Конспект занятия по экологии «Юные экологи» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Юные экологи».
Цель: создать условия для познавательного развития детей.
Задачи:
1) Образовательные задачи: создать условия для знакомства детей с проблемами загрязнения окружающей среды (почва, воздух, вода). Формировать представления детей о профессии «эколог», с назначением фильтра. Продолжать знакомить детей с понятием «Земля – наш общий дом». Формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля; Представление об экологических проблемах загрязнения окружающей среды. Уточнить понятие «Красная книга», формировать понятие, о том, как нужно беречь окружающую среду.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Юные экологи“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
2) Развивающая задача: развивать психические процессы (произвольное внимание, мышление, речевую активность – рассуждать, аргументировать суждения, способствовать совершенствованию уровня практических навыков, умение экспериментировать)
3) Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, чувство сострадания, желание и умение оказывать посильную помощь.
Оборудование:
Картинки с изображением природы, экологических катастроф, животных и растений занесённых в красную книгу;
наборы для экспериментирования: модель почвы, модель фильтра, лейки, шприцы, стаканы-непроливайки, салфетки, чернила, пипетки, емкость с чистой водой;
пластиковые контейнеры (красный, желтый, зеленый).
Содержание ОД. :
Обратить внимание детей на фотографии: представляете, по новостям в интернете передают, что на железной дороге сошел с рельсов грузовой поезд с цистернами. Ядовитые вещества разлились на землю, и пострадала природа: В другом месте в море произошло крушение грузовой баржи и нефть разлилась прямо в море ; в лесах из за жаркой погоды загорелся лес и уже несколько часов не могут потушить пожар. (показать фотографии катастрофы.)
В: каким одним словом мы можем объединить все эти происшествия? Что произошло в природе?
Д: Экологическая катастрофа.
В: а кто может помочь природе в этой беде?
Д: человек, мы.
В: да, даже есть такая профессия, знаете, как она называется? — эколог.
В: А чем они занимаются экологи? (варианты детей).
В: экологи изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. У экологов есть специальная научная техника, оборудование, профессиональный транспорт, спец. одежда. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её. Ребята так кто же такие экологи?
Д: экологи — люди, которые помогают природе.
В: всё верно.
В: ребята, у нас есть возможность самим убедиться, насколько хрупка окружающая среда. Как легко ей навредить, и как сложно всё исправить. Хотите стать юными экологами?
Д: да.
В: я предлагаю вам отправится в лабораторию
Но сначала давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
-быть осторожными в обращении с лабораторным оборудованием;
-не мешать друг другу, работать тихо;
-приступать к выполнению опыта только после объяснения и разрешения;
-после завершения работы вытирать руки салфеткой.
Опыт №1.
Вы, знаете правила поведения в лаборатории. Молодцы. Теперь мы можем приступить к выполнению опытов.
В: перед вами модель почвы, в контейнер, на дно я насыпала песок - это внутренний слой почвы, сверху я положила губку - это верхний слой почвы. Один край контейнера поставила на подставку, чтобы он был наклонен - это у нас небольшая горка. Наберите в пипетку чернила и капните на губку. Что вы видите? Посмотрите пятно совсем маленькое. Скажите, пятно вам мешает? А представьте, что на почву попало какое-то ядовитое вещество.
В: вот лежит это вещество на почве и никому не мешает, но вот пошел дождь. (полить губку из лейки).
В: очистилась почва?
Д: нет, пятно осталось.
В: пятно осталось на почве, но вода прошла сквозь неё, какого теперь она цвета?
Д: темного.
В: почему она такая?
Д: в ней растворилось ядовитое вещество.
В: попробуйте шприцем откачать воду.
И снова пошел дождь.
Что мы видим?
Д: осталось пятно, но не такое темное.
В: откачать воду шприцом. А что с водой?
Д: она такая же темная.
В: а ведь уже второй раз прошел дождь. Представьте себе, сколько должно пройти дождей, что бы окончательно смыть пятно…
У нас было совсем маленькое пятнышко, а в природе пятно может занимать огромную площадь, да и дождей может столько сразу не выпасть.
Ув. экологи, какой вывод можно сделать из этого опыта?
Выводы детей: окружающая среда очень хрупка, ей легко навредить; природа нуждается в нашей помощи, защите.
В: юные экологи, а у вас есть идеи как отчищать воду, почву, воздух от опасных веществ?
Д: варианты детей. (с помощью фильтров).
В: хороший вариант. А, как работают фильтры? (отв. детей).
В: давайте посмотрим на модель фильтра и проверим его функцию. Что нужно сделать, чтобы отчистить воду? (варианты детей).
Опыт № 2:
В пустой стакан с фильтром дети переливают воду с мусором. В: что вы видите?
Д: мусор остался на фильтре, а вода отчистилась.
Перед вами простые фильтры, сделаны своими руками, но даже они показали эффективность этого способа.
Фильтры могут быть разнообразны и по внешнему виду, и по назначению. Но функция у них одна-фильтровать (очищать.)
Вывод: отходы предприятий, приносят вред окружающей природе, нашему здоровью. Ситуацию необходимо исправлять, например, с помощью фильтров.
В: этими вопросами занимаются профессионалы - экологи. А мы -жители города, вы – дети, что можем сделать, чтобы в нашем городе было чисто? (варианты детей)
Д: не разбрасывать мусор…. В: всё верно. Мусор можно поделить на 3 категории: самый опасный (стекло, пластмасс, резина, полиэтиленовые пакеты, менее опасный (деревянные, бумажные предметы, безопасный (пищевые отходы).
Игра: «Собери мусор».
( воспитатель ставит 3 ящика: красный, желтый, зеленый и высыпает на пленку бытовой мусор).
Д: в красный ящик собирают - самый опасный мусор, в желтый -менее опасный мусор, в зеленый - безопасный мусор. Дети распределяют мусор.
Вывод: в природе нет мусора, нет отходов,
Давайте друзья учиться у природы.
В: а куда мы выбрасываем бытовой мусор?
Д: в мусорный бак.
В: Когда вы гуляете с родителями в парке, куда нужно выбрасывать мусор?
Д: в урну.
В: вы всегда так поступаете? (ответы детей).
А сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Посмотрите внимательно на доску. Мы видим страшный пейзаж: сломанные деревья, догорающие кострища, кучи мусора.
Бом – бом – бом
Начинается погром
Выезжаем на природу
Здесь костер и там костер,
Банки, склянки, всякий сор…
Воспитатель. Приходилось ли вам видеть такую страшную картину?
Когда-то здесь росли цветы,
Тек чистый ручеек,
Ходили звери, человек, возможно даже ты.
Но вдруг неожиданно варвар пришел,
И все изменилось в миг.
Притихли зверушки,
Затих ручеек,
Головки склонили цветы.
Воспитатель. Хорошо ли это? Над многими растениями и животными нависла беда, они находятся на грани исчезновения. Как вы думаете, почему исчезают некоторые виды растений и животных? (ответы детей).
А вы знаете, кто такие браконьеры? Исчезающие растения и животные занесены в специальную книгу. Как она называется? – Красная книга.
Почему она называется Красная? (Красный цвет – сигнал тревоги, опасности, предупреждения).
В этой книге рассказывается о том, где растут редкие растения, живут животные и сколько их осталось.
У нас на доске есть картинки некоторых животных и растений нашей с вами Ульяновской области, которые на грани исчезновения.
(Баклан, жужелица, жук-олень, шмель, осетр, карась, можжевельник, подснежник, сосна, ландыш и др.)
Прости нас, маленький жучок,
И муравей, и пчелки,
Простите, стройный тополек
И срубленные елки.
Прости нас, пойманный зверек,
Тебе так тесно в клетке.
Прости за то, что не сберег
И стали вы теперь так редки.
В: ребята вам жалко этих животных и растения?
Давайте сыграем в игру «Можно — нельзя». Если верно – хлопаем в ладоши, неверно – машем руками.
• Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите;
• Можно нарвать букеты, сплести венки, зелени много, еще вырастет;
• Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, и ты не узнаешь ни одной тайны;
• Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, гусеницу можно прогнать, лучше бы их совсем не было;
• Ядовитый гриб собью ногой, зачем он нужен?
• Звери всякие важны – звери всякие нужны.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
Воспитатель. У нашей природы есть три клада: Вода, Земля, Воздух. Самое большое богатство из всех природных ресурсов нашей планеты – Земля. Она кормилица наша. Мы должны беречь Землю, заботиться о ней. Многие реки, ручьи превратились в сточные канавы, исчезают рыбы, высыхают подземные источники. А воздух? Сколько вредных выхлопных газов от большого количества транспорта, из труб фабрик и заводов вверх выбрасываются клубы черного дыма, жуткий запах от куч мусора, помоек, свалок.
Ребята так как мы с вами сегодня экологи, а давайте создадим свою Красную книгу. Вы сейчас пройдете на своё место и каждый нарисует растение или животного которое нуждается в нашей защите, которое находится на грани исчезновения.
Самостоятельная работа детей.
Подведение итогов:
- что нового и интересного вы сегодня узнали?
- А кем мы были на занятии?
- Про какую важную книгу мы с вами сегодня вспоминали?
- Для чего она нужна?
- Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающих нас растений и животных? (соблюдать Правила поведения в природе).
- Помните, что природа очень ранима и чувствительна к поступкам людей и нуждается в особой защите. Надо спасти и сохранить этот удивительный и разнообразный мир.