Надежда Сегляник
Конспект по внеурочной деятельности общекультурной направленности «Приветствие и обращение»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: Обращение и приветствие.
Цели:
• Развитие у детей навыков общения, соблюдение правил точности, деликатности и вежливости;
• Развитие речи детей: обогащение словаря.
• Развитие умения работать в группе.
Цели для детей:
• С чем сегодня познакомимся на занятии?
• Чему сможем научиться?
Вступительное слово учителя:
Публикация «Конспект по внеурочной деятельности общекультурной направленности „Приветствие и обращение“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Трудно представить себе человека, который не хотел бы держаться уверенно, раскованно, свободно в любом обществе и компании. Каждый мечтает нравиться, привлекать к себе окружающих манерами, внешностью, умением чувствовать себя свободно в самой сложной ситуации. Как добиться этого? Очень просто - овладеть искусством этикета общения.
- С чего начинается вежливый человек? (ответы детей)
Конечно, с привычки здороваться, постоянно употреблять волшебные (вежливые) слова.
Коллективное чтение стихотворения:
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад.
Добреют взрослые и дети,
Когда повсюду говорят: (слова напечатаны на полосках бумаги,
-Здравствуйте, каждая группа читает по очереди)
- спасибо,
- простите,
- прошу вас,
- извините,
- пожалуйста,
Слова коротенькие эти
Везде слышны уже с утра,
Они века живут на свете,
Запомни их ты навсегда!
А сейчас заглянем в коллекцию хороших манер.
Вот история происхождения двух правил: Когда входишь в дом, снимай головной убор и, здороваясь, снимай перчатку.
1 ученик:
Уезжая из дома в дальний путь, рыцарь обязательно надевал на себя тяжелые латы, железные рукавицы, железный шлем с забралом, закрывающим лицо.
Но вот на пути дом, где живет добрый человек. Переступая порог, странствующий рыцарь, снимает шлем и держит его в руке.
«Я тебя не опасаюсь,- говорит он этим жестом,- моя голова открыта, потому что я доверяю тебе».
2 ученик:
Сняв железную рукавицу, человек показывает, что в его ладони не спрятано оружие. Да к тому же в железной рукавице непросто пожать руку
А сейчас попробуем «решить несколько задач не на сложение, а на уважение» :
(у детей карточки с заданиями)
1. Одна девочка жаловалась мне:
- Во дворе один мальчик зовет меня Лидкой.
- А как ты его зовешь?- спросила я.
- Я ему просто кричу: «Эй ты!»
• Скажите, права ли Лида? Что вы ей посоветуете? Как вы ей об этом скажете? (Я считаю, что ты не права)
2. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
• Мальчик допустил 4 ошибки. Какие это ошибки?
(не следовало кричать, а надо спросить спокойно: сколько времени или который час, пожалуйста, спасибо)
3. Ты идешь с товарищем по улице. Он приостановился и поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли здороваться и тебе?
(да)
4. Два мальчика, 8 и 11 лет столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу?
5. Сейчас холодно. Ребята надели теплые куртки. Прежде чем идти в класс, нужно раздеться в гардеробе.
Федя спешит. Он вбегает в гардероб и, наталкиваясь на своего одноклассника Игоря, наступает ему на ногу. Игорь даже вскрикнул от боли. Но Федя не обратил на него никакого внимания. Он повесил куртку и побежал в класс.
Какие ошибки в своем поведении допустил Федя? (Не поздоровался с товарищем, не извинился)
Посчитайте, со сколькими людьми вы общаетесь в течение дня:
• С мамой, бабушкой, братом, сестрой…;
• В школе,
• В магазине,
• В столовой,
• В транспорте,
• На прогулке,
• В кружке, секции, в библиотеке, в раздевалке.
Бывают встречи разные: грустные, веселые, приятные, неприятные, желательные, полезные и т. д. но наверно вам хочется, чтобы встречи оставляли только приятные воспоминания.
Как мы обращаемся к человеку? Как мы его приветствуем? Очень важно научиться это делать так, чтобы никого не обидеть, иначе может получиться так, как в этой истории.
Учитель читает рассказ «Как от Тошки отвернулась кошка» (Ирина Они. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Стр. 63)
Вопрос перед чтением: Отчего не везло Тошке?
Обсуждение после чтения.
-Как выглядела Тошка?
- Почему она не могла ни с кем поладить?
- Почему не везло Тошке?
- Какое правило этикета не знала Тошка?
Как обращаться к людям?
• Если ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься, то лучше начни фразу со слов: «простите, пожалуйста…» или «будьте добры, скажите, пожалуйста…
• К знакомым взрослым нужно обращаться по имени и отчеству, на «вы». Обращение «дядя», «тетя» годятся только для близких родственников или близких друзей родителей, которые позволяют тебе так их называть.
• А как ты обращаешься к друзьям?
• А нравится ли тебе когда кто-то дает тебе кличку?
В толковом словаре слово «кличка» объяснено так:
1) имя домашнего животного, например : корова Буренка;
2) имя конспиратора (человек, который что-то скрывает.).
Но ведь мы с вами не конспираторы и не животные. Так зачем нам клички?
История «Отдайте мое имя»
В одном детском саду произошел такой случай. К ребятам из средней группы стали ходить вожатые из школы. Каждый малыш получил кличку, а его имя школьники забыли. Но один мальчик, когда к нему обратились по кличке, заплакал и потребовал: «Отдайте мое имя!»
Анаконды, жирафы, калачи! Не отзывайтесь на клички! Может, тогда ваши обидчики вспомнят ваше имя?
Давайте вспомним, о каких правилах обращения мы с вами сегодня говорили.
(каждая группа сформулирует свое правило)
• При встрече обязательно здороваться, если подаешь руку, то сними перчатку.
• Обращайся к человеку по имени, отчеству, если ровесник- то по имени.
• Не давай людям клички и не обращайся по кличкам друг к другу.
• Если тебя поприветствовали, то обязательно ответь на это приветствие.
• Если ты идешь с другом и с ним поздоровался встречный (пусть даже незнакомый тебе человек) ты тоже обязан поздороваться.
Итог:
Давайте всегда помнить о доброте. Все мы разные, но у каждого из нас найдется много хороших качеств. Давайте будем помогать друг другу почаще их проявлять и как можно реже показывать свои плохие качества.
Рефлексия:
В нашем уголке вы видите солнышко, тучку.
- считаете ли вы, что не напрасно провели этот час, приобрели необходимые знания для жизни – то на листочке нарисуйте солнышко.
- если вы считаете, что пришли зря на это занятие, ничего нового и полезного для себя не взяли - нарисуйте тучку.
Спасибо за работу на занятии.