Ольга Ушакова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности детей 4–5 лет по теме «Свойства воды»
Конспект по теме : «Свойства воды» (опытно-экспериментальная деятельность детей 4-5 лет)
Тема «Свойства воды»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей "«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»"
Цель Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.
Задачи " Образовательные:
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности детей 4–5 лет по теме „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
познакомить детей со свойствами воды (не имеет цвета, вкуса);
совершенствовать речь детей;
познакомить с техникой рисования «по-мокрому»
Развивающие:
развивать мышление и речь, умение устанавливать причинно-следственные связи;
Воспитательные:
воспитание любознательности, уверенности в себе, внимательности, аккуратности. "
Оборудование и материалы " Демонстрационный:
схема правил поведения в лаборатории, схемы-выводы опытов.
Раздаточный:
одноразовые или стеклянные стаканы, молоко, вода, небольшие камни, лимон, сахар, ложка, цветная бумага (синяя, красная, желтая, зеленая, гуашь, акварельная бумага, акварельные краски, кисточка, баночка для рисования, фартук. "
Медиаресурсы Компьютер (ноутбук, микрофон, цифровая камера, программа Skype
Ход мероприятия:
1. Организационный момент:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дружок! (приветствую ребенка)
- Сегодня я приглашаю тебя в научную лабораторию. Как ты думаешь, а кто работает в лаборатории?
2. Введение в тему
- Для того чтобы узнать, что мы сегодня будем исследовать, отгадай загадку:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без. (Воды)
- А где мы встречаемся с водой?
- А для чего нужна вода?
ТРИЗ-игра «Хорошо-плохо»
Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны
- Как ты думаешь, а почему вода - это хорошо?
- Подумай и скажи, а почему вода - это плохо?
3. Знакомство с новым материалом
- Перед тем как исследовать воду, давай вспомним, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (не трогать предметы без разрешения, не пробовать на вкус незнакомые вещества, не трогать руками глаза (Приложение 1)
- Надевай фартук, и приступаем к исследованию.
Опыт №1 «Прозрачный – непрозрачный»
- Для проведения первого исследования нам понадобятся стакан с чистой водой, стакан с молоком и обыкновенные камни.
- Возьми один камешек и положи его в стакан с водой, а другой – в стакан с молоком.
- В каком из стаканов виден камешек? Почему? (вода прозрачная).
- А что значит «прозрачная»?
- Посмотри внимательно и скажи: какого цвета молоко?
- А цвет воды похож на цвет молока?
- Значит, цвет воды не белый. Как ты думаешь, а какого цвета вода?
Опыт №2 «Какого цвета вода?»
- Посмотри, у меня в руках кусочки бумаги различного цвета. Назови эти цвета.
- Предлагаю сравнить цвет воды с цветом бумаги. Для этого мы возьмем бумагу синего цвета и приложим ее к стакану с водой. Похож цвет воды на цвет бумаги?
Аналогично исследуется цвет воды с остальными цветами бумаги.
- Итак, похож ли цвет воды с одним из этих цветов?
- Какое открытие мы сейчас сделали? (вода не имеет цвета, она бесцветна)
Опыт №3 «Меняем цвет»
- Приступаем к следующему исследованию. Нам опять понадобится стакан с водой и краска.
- В стакан с водой я добавляю краску. Посмотри, что произошло с водой? Изменила вода свой цвет?
- Теперь ты попробуй в свой стакан добавить краску, которая тебе нравится.
- Что произошло?
- Какое открытие мы сделали? (вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили)
Опыт №4 «Какой вкус у воды?»
- Я предлагаю поиграть: я буду показывать предметы, а ты называй, что это и какой он на вкус. (лимон, сахар, а потом показывается стакан с водой) .
- А вода? Ведь ты пил воду. У неё есть вкус?
- Какая вода на вкус? (без вкуса, безвкусная).
- Какое открытие ты сейчас сделал? (вода не имеет своего вкуса).
- А что произойдет, если я в воду добавлю сок лимона? Какого вкуса стала вода?
- А что, что произойдет если в воду добавить сахар? А соль?
- Давай еще раз вспомним все наши исследования. Что мы узнали? (вода не имеет собственного цвета (Приложение 2, но может приобретать цвет красителя (Приложение 3); вода не имеет собственного вкуса (Приложение 4, но может приобретать вкус добавляемого вещества (Приложение 5)
Перед ребенком выкладываются схемы-выводы опытов
4. Выполнение работы с детьми
- А еще с помощью воды можно выполнять необычные рисунки. Я тебе сейчас покажу!
- Но рисовать мы будем не на обычной бумаге, а на специальной – акварельной.
Одна сторона у нее гладкая, а другая шероховатая, потрогай. Рисовать мы будем на шероховатой стороне
Рисование «Дорисуй образ»
- Сначала мы кисточкой намочим весь лист водой.
- Теперь «искупаем» кисточку в краске и наносим на бумагу маленькие или большие пятна.
- Что происходит с краской? (растекается по бумаге)
- Посмотри внимательно на свой рисунок, какой образ ты видишь? На что это похоже?
- Я предлагаю дорисовать образ.
5. Рефлексия
Игра с мыльными пузырями
- Что же ты сегодня узнал о воде?
- Что тебе понравилось больше всего?
Предлагаю ребенку вместе с мамой поиграть с мыльными пузырями (закрепить свойства воды).