Получи документы

Конспект занятия по речевому развитию в группе общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста «Скороговорки»

Татьяна Шукова
Конспект занятия по речевому развитию в группе общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста «Скороговорки»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Путешествие по стране скороговорок»

Цель: Обобщение и систематизация правильного произношения, артикуляции; совершенствование слухового восприятия речи.

Задачи занятия :

1. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в группе общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста „Скороговорки“» размещена в разделах

2. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма, способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;

3. Обобщить и систематизировать знание детей о скороговорках.

Тип занятия : обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма занятия : интерактивное путешествие.

Методы обучения: информационный, практический, игровой, проблемный.

Материалы и оборудование для педагога: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация по теме занятия.

Материалы и оборудование для детей: скороговорки на листочках 16 шт., конверты с разрезными картинками 8 шт., карточки с пропущенными словами 16 шт.

Словарная работа: интонация, крынка, проворонила, босой, крынка, простокваша, охрип, сени, галдят, лоза, капкан, возница, лаз, клин.

Предшествующая работа: знакомство со скороговорками, заучивание наизусть. Прохождение данной темы по учебному плану предполагается во втором полугодии.

Ход занятия:

1. Вводная часть

(Дети заходят в комнату, встают полукругом возле педагога)

Педагог: Здравствуйте, ребята! Чтобы пасмурное настроение на улице не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и поздороваться со всеми, называя друг друга ласковыми словами и пожимая руки (Дети выполняют). Какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали? (Ответы детей).

Педагог: И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Ребята, а вы любите играть? Тогда предлагаю вам отправиться со мной в путешествие. Но сначала отгадайте тему нашего занятия-путешествия. Посмотрите на экран (на экране появляются одна за другой скороговорки : шесть мышат в камышах сидят; у Сени и Сани в сетях сом с усами; у осы не усы, не усища, а усики; Поля пошла полоть петрушку в поле; Влас у нас, Афанас- у вас). Что это? Ребята, вы догадались какая тема сегодняшнего занятия?

Дети: Скороговорки!

Педагог: Верно, тема нашего занятия скороговорки и упражнения с ними. Давайте с вами отправимся в путешествие в страну Скороговорок, где нас ждут приключения и интересные испытания. Давайте вспомним что такое скороговорки и для чего они нужны? (Ответы детей, примерный ответ: скороговорка - это фраза, которую с первого раза трудно произнести. Скороговорки нужны, чтобы научиться правильно произносить звуки. И какая же будет цель нашего путешествия? (Ответы детей)

Педагог: а чтобы в пути не устать, давайте немного потренируемся.

2. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика

- Толстый колокольчик (ла-ла-ла, тонкий колокольчик (ля-ля-ля) -наклоны влево, вправо;

- Пароход (ч-ч-ч)- круговые движения руками, согнутыми в локтях;

- Ветер (в-в-в, ф-ф-ф)-руки вверх, изображаем колыхание деревьев;

- Чайник (пых-пых)- приседание;

- Сдуваем пёрышко (ф-ф-ф)- дуем с ладони;

- Машина (пи-пи-пи)- давим на сигнал;

- Гудит пароход (ы-ы-ы – громко - большой, ы-ы-ы – тихо – маленький)- изображаем, что тянем гудок;

- Большой молоток (д-д-д, маленький молоточек (мь-мь-мь)- стучим рукой;

- Стук колёс большого поезда (т-т-т, стук колёс маленького поезда (ть-ть-ть)- топаем ногами;

- Песенка большого мотора (р-р-р, песенка маленького моторчика (рь-рь-рь)-встаем на носочки;

- Песенка жука (ж-ж-ж)-руки прижимаем к себе, изображаем летящего жука;

- Дрожим от холода (в-в-в)- обнимаем себя и дрожим;

- Змея (ш-ш-ш)-изображаем рукой змею;

- Лошадка скачет (цоканье)- подскоки на месте;

- Козлёнок зовёт маму (ме-е-е - тихо, мама-коза отвечает козлёнку (ме-е-е – громко)-руки ко рту, как для ауканья;

- Петух на заборе (ку-ка-ре-ку)-руки в бока, встаем на носочки;

- Волк воет (у-у-у)-задираем высоко голову.

2. Этюд-импровизация. На экране появляется Ученый кот перед воротами (слайд1).

Педагог: Ребята, нас встречает ученый кот. Он увидел нашу подготовку, ему очень понравилось и теперь, чтобы попасть внутрь, нам нужно выполнить его для задания.

На слайде поочередно будут появляются скороговорки и задания к ним.

- Произнести скороговорку «У кота икота – вспоминает кто-то» по слогам, как робот;

- Произнести скороговорку «На горе Арарат рвёт Варвара виноград» медленно и плавно («черепаха»);

- Произнести скороговорку «Съел Филимон с улыбкой лимон» быстро («ракета»);

- Произнести скороговорку «На сосне сидит сова, под сосной стоит лиса» удивлённо;

- Произнести скороговорку «Шапка да шубка – Вот и наш Мишутка» радостно;

- Произнести скороговорку «В саду у Дуси утки и гуси» грустно;

- Произнести скороговорку «За деревней с утра тарахтят трактора» командным тоном.

Педагог: Молодцы! Ворота открываются (слайд 2) - на слайде лес, затем появляется медведица.

3. «Разные интонации». Нужно попросить у мамы-медведицы мёда. Один ребенок- веселый и послушный медвежонок (ласково просит, другой ребёнок - капризный медвежонок. Попросить весело, попросить плаксиво: «Мам, мёду б нам!» (можно ныть, сердито требовать и даже приказывать)- все дети поочередно просят с разными интонациями.

Педагог: Мы сейчас говорили с разными интонациями, как думаете, какая больше всего понравится маме медведице? (ответы детей) Давайте повторим еще раз.

4. «Гонки скороговорок».

Педагог: ну что ж, вот и прошли мы лес в стране Скороговорок, а на пути дорога и нас встречает Маша. Маша очень любит игры, соревнования, а особенно гонки!

Слайд 3 (Маша и ее скороговорки).

Педагог: Давайте вместе проговорим первую скороговорку. Кто же проговорит ее быстрее?

Одному из желающих предлагается это сделать.

Педагог: Ребята, кто может проговорить скороговорку еще быстрее? (Дети один за другим сменяют друг друга, соревнуясь в быстроте и правильности произнесения скороговорки). Победителем объявляется тот, кто, не сбиваясь и не запинаясь, прочтет скороговорку быстрее всех (шакал шагал, шакал скакал; все бобры для своих бобрят добры; на меду медовик, а мне не до медовика).

Педагог: Маше очень понравилось с нами играть, и она совсем не хочет нас отпускать. И предлагает еще одну игру.

Дети выстраиваются в ряд. Педагог распределяет между ними на листочках скороговорки (примерно равной степени сложности, дети внимательно читают и изучают их. Затем тот, на кого укажет педагог, должен сделать шаг вперед и быстро, три раза подряд, сказать полученную им скороговорку. Если задание выполнено хорошо, он остается впереди шеренги, если плохо - возвращается на свое место. Победителями считаются все те, кто окажется впереди шеренги.

Педагог: Молодцы, ребята! Сегодня у нас скороговорки правильно и четко выговаривали все.

Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Бегут, бегут со двора.

Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)

Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)

Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)

Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)

Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)

Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)

Свинка-топстоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)

Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)

Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.)

Корова-комола-тпруки-муки, (Топаем ногами.)

Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)

5. Отгадай скороговорку по картинке (работа в парах). Слайд 4 (изображение города, где нас встречает Чебурашка). Задание от Чебурашки:

Работа за столом по двое, дети получают конверты с разрезными картинками, нужно сложить их и по картинке догадаться какая скороговорка загадана (сухой сук нес барсук; рубили дроворубы сыры дубы на срубы; Пётр Петру пёк пироги; у Сени и Сани в сетях сом с усами; шла Саша по шоссе и сосала сушку; съел Валерик вареник, а Варюшка-ватрушку; у ежа и ёлки иголки колки)

Собранные картинки появляются на экране, дети проверяют свои работы и в парах произносят загаданные скороговорки.

Педагог: ну что же, ребята, вы отлично справились! И теперь нас приглашает во дворец сам президент страны Скороговорок (слайд 5).

6. Вставь и объясни слово.

Педагог: Он тоже приготовил задание для нас, выполнив его, мы получим награду за свои труды и сможем вернуться домой.

Работа за столом, каждому ребенку выдается карточка с заданием. На нем написана скороговорка и пропущено слово, нужно выбрать и вписать нужное слово и объяснить его. Дети меняются карточками и проверяют друг друга. Ответы появляются на экране, дети объясняют значение слов. .

Скороговорки : Проворонила ворона воронёнка; оса боса и без пояса; на рынке Кирилл крынку и кружку купил; дали Глаше простоквашу, а у- Глаши каша; Осип охрип, Архип осип; носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня; галдят грачата на галчат, глядят галчата на грачат; на возу лоза, у воза коза; наш Полкан попал в капкан; соломы воз возница вёз; карась в лаз не лазь. Застрял в лазе карась; один Клим клин колотил, колотил и выколотил; в поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося; Варин валенок провалился в прогалинок; шила Саша шапку споро, шов строчила шёлком скоро; рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

Педагог: Ну, что ж, ребята, кажется мы отлично справились с заданием! И получаем свою награду (коробка, в которой для каждого ребенка бумажная медаль). Пора прощаться со страной Скороговорок. Отправляемся обратно.

I. Подведение итогов.

Педагог: Ну вот мы и дома! Ребята, где мы сегодня побывали? Чему научились? (Ответы детей). Достигли мы свою цель, научились правильно произносить все звуки? (Ответы детей)

II. Рефлексия.

Педагог: Понравилось ли вам наше путешествие? Пусть каждый возьмет по магнитному смайлику и прикрепит его на доску:

Зелёный -мне было легко и интересно;

Жёлтый- мне было интересно, но трудно;

Красный-я ничего не понял, мне было трудно.

(Дети объясняют свой выбор).

Педагог: Наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся, ребята!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «По сказке «Теремок» в группе общеразвивающей направленности от 2 до 3 летКонспект интегрированного занятия «По сказке «Теремок» в группе общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет Цель: Учить внимательно слушать сказку, сопровождая текст показом героев на фартуке. Совершенствовать умение рисовать губкой. Задачи:.

Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие с медвежонком Умкой» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по речевому развитию «Путешествие с медвежонком Умкой» для детей старшего дошкольного возраста Цель: расширение словарного запаса детей через словесно-речевые игры; Задачи: упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания;.

Конспект ООД по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности 4–5 лет «Вот он какой, воздушный шарик»Конспект ООД по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности 4–5 лет «Вот он какой, воздушный шарик» Конспект ООД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности с 4 - 5 лет «Вот он какой,.

Конспект ООД по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности 4–5 лет «Комнатные растения. Правила ухода»Конспект ООД по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности 4–5 лет «Комнатные растения. Правила ухода» Конспект ООД по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности 4 – 5 лет. Тема: «Комнатные растения. Правила ухода».

Конспект занятия по речевому развитию в группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет «Чудеса на огороде»Конспект занятия по речевому развитию в группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет «Чудеса на огороде» Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию, в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет «Чудеса.

Конспект занятия по ОО «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Конспект занятия по О. о. «Физическое развитие», о. д. «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет. Выполнила:.

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию «Любимая игрушка» Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию Тема: Составление рассказа о любимой игрушке по.

Конспект открытой НОД по речевому развитию «Весна идет, весне дорогу!» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект открытой НОД по речевому развитию «Весна идет, весне дорогу!» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: уточнение характерных признаков весны, выявление простейших причинно-следственных связей. Задачи: уточнить словарь по теме «Весна.

Конспект занятия по коммуникативно-речевому развитию «Путешествие в сказку «Дюймовочка»» детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по коммуникативно-речевому развитию «Путешествие в сказку «Дюймовочка»» детей старшего дошкольного возраста Задачи: формирование интереса к художественной литературе, содействие правильному восприятию содержания произведения; стимулирование познавательной.

Конспект занятия по речевому развитию «Путешествие по сказкам» для старшего дошкольного возраста Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках. Задачи: Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам. Подбирать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию в группе общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста «Скороговорки»
Опубликовано: 13 января 2023 в 12:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по речевому развитию в группе общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста «Скороговорки»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД