Татьяна Шукова
Конспект занятия по речевому развитию в группе общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста «Скороговорки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие по стране скороговорок»
Цель: Обобщение и систематизация правильного произношения, артикуляции; совершенствование слухового восприятия речи.
Задачи занятия :
1. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в группе общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста „Скороговорки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Скороговорки
- Старшая группа
- Темочки
2. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма, способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;
3. Обобщить и систематизировать знание детей о скороговорках.
Тип занятия : обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Форма занятия : интерактивное путешествие.
Методы обучения: информационный, практический, игровой, проблемный.
Материалы и оборудование для педагога: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация по теме занятия.
Материалы и оборудование для детей: скороговорки на листочках 16 шт., конверты с разрезными картинками 8 шт., карточки с пропущенными словами 16 шт.
Словарная работа: интонация, крынка, проворонила, босой, крынка, простокваша, охрип, сени, галдят, лоза, капкан, возница, лаз, клин.
Предшествующая работа: знакомство со скороговорками, заучивание наизусть. Прохождение данной темы по учебному плану предполагается во втором полугодии.
Ход занятия:
1. Вводная часть
(Дети заходят в комнату, встают полукругом возле педагога)
Педагог: Здравствуйте, ребята! Чтобы пасмурное настроение на улице не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и поздороваться со всеми, называя друг друга ласковыми словами и пожимая руки (Дети выполняют). Какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали? (Ответы детей).
Педагог: И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Ребята, а вы любите играть? Тогда предлагаю вам отправиться со мной в путешествие. Но сначала отгадайте тему нашего занятия-путешествия. Посмотрите на экран (на экране появляются одна за другой скороговорки : шесть мышат в камышах сидят; у Сени и Сани в сетях сом с усами; у осы не усы, не усища, а усики; Поля пошла полоть петрушку в поле; Влас у нас, Афанас- у вас). Что это? Ребята, вы догадались какая тема сегодняшнего занятия?
Дети: Скороговорки!
Педагог: Верно, тема нашего занятия скороговорки и упражнения с ними. Давайте с вами отправимся в путешествие в страну Скороговорок, где нас ждут приключения и интересные испытания. Давайте вспомним что такое скороговорки и для чего они нужны? (Ответы детей, примерный ответ: скороговорка - это фраза, которую с первого раза трудно произнести. Скороговорки нужны, чтобы научиться правильно произносить звуки. И какая же будет цель нашего путешествия? (Ответы детей)
Педагог: а чтобы в пути не устать, давайте немного потренируемся.
2. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика
- Толстый колокольчик (ла-ла-ла, тонкий колокольчик (ля-ля-ля) -наклоны влево, вправо;
- Пароход (ч-ч-ч)- круговые движения руками, согнутыми в локтях;
- Ветер (в-в-в, ф-ф-ф)-руки вверх, изображаем колыхание деревьев;
- Чайник (пых-пых)- приседание;
- Сдуваем пёрышко (ф-ф-ф)- дуем с ладони;
- Машина (пи-пи-пи)- давим на сигнал;
- Гудит пароход (ы-ы-ы – громко - большой, ы-ы-ы – тихо – маленький)- изображаем, что тянем гудок;
- Большой молоток (д-д-д, маленький молоточек (мь-мь-мь)- стучим рукой;
- Стук колёс большого поезда (т-т-т, стук колёс маленького поезда (ть-ть-ть)- топаем ногами;
- Песенка большого мотора (р-р-р, песенка маленького моторчика (рь-рь-рь)-встаем на носочки;
- Песенка жука (ж-ж-ж)-руки прижимаем к себе, изображаем летящего жука;
- Дрожим от холода (в-в-в)- обнимаем себя и дрожим;
- Змея (ш-ш-ш)-изображаем рукой змею;
- Лошадка скачет (цоканье)- подскоки на месте;
- Козлёнок зовёт маму (ме-е-е - тихо, мама-коза отвечает козлёнку (ме-е-е – громко)-руки ко рту, как для ауканья;
- Петух на заборе (ку-ка-ре-ку)-руки в бока, встаем на носочки;
- Волк воет (у-у-у)-задираем высоко голову.
2. Этюд-импровизация. На экране появляется Ученый кот перед воротами (слайд1).
Педагог: Ребята, нас встречает ученый кот. Он увидел нашу подготовку, ему очень понравилось и теперь, чтобы попасть внутрь, нам нужно выполнить его для задания.
На слайде поочередно будут появляются скороговорки и задания к ним.
- Произнести скороговорку «У кота икота – вспоминает кто-то» по слогам, как робот;
- Произнести скороговорку «На горе Арарат рвёт Варвара виноград» медленно и плавно («черепаха»);
- Произнести скороговорку «Съел Филимон с улыбкой лимон» быстро («ракета»);
- Произнести скороговорку «На сосне сидит сова, под сосной стоит лиса» удивлённо;
- Произнести скороговорку «Шапка да шубка – Вот и наш Мишутка» радостно;
- Произнести скороговорку «В саду у Дуси утки и гуси» грустно;
- Произнести скороговорку «За деревней с утра тарахтят трактора» командным тоном.
Педагог: Молодцы! Ворота открываются (слайд 2) - на слайде лес, затем появляется медведица.
3. «Разные интонации». Нужно попросить у мамы-медведицы мёда. Один ребенок- веселый и послушный медвежонок (ласково просит, другой ребёнок - капризный медвежонок. Попросить весело, попросить плаксиво: «Мам, мёду б нам!» (можно ныть, сердито требовать и даже приказывать)- все дети поочередно просят с разными интонациями.
Педагог: Мы сейчас говорили с разными интонациями, как думаете, какая больше всего понравится маме медведице? (ответы детей) Давайте повторим еще раз.
4. «Гонки скороговорок».
Педагог: ну что ж, вот и прошли мы лес в стране Скороговорок, а на пути дорога и нас встречает Маша. Маша очень любит игры, соревнования, а особенно гонки!
Слайд 3 (Маша и ее скороговорки).
Педагог: Давайте вместе проговорим первую скороговорку. Кто же проговорит ее быстрее?
Одному из желающих предлагается это сделать.
Педагог: Ребята, кто может проговорить скороговорку еще быстрее? (Дети один за другим сменяют друг друга, соревнуясь в быстроте и правильности произнесения скороговорки). Победителем объявляется тот, кто, не сбиваясь и не запинаясь, прочтет скороговорку быстрее всех (шакал шагал, шакал скакал; все бобры для своих бобрят добры; на меду медовик, а мне не до медовика).
Педагог: Маше очень понравилось с нами играть, и она совсем не хочет нас отпускать. И предлагает еще одну игру.
Дети выстраиваются в ряд. Педагог распределяет между ними на листочках скороговорки (примерно равной степени сложности, дети внимательно читают и изучают их. Затем тот, на кого укажет педагог, должен сделать шаг вперед и быстро, три раза подряд, сказать полученную им скороговорку. Если задание выполнено хорошо, он остается впереди шеренги, если плохо - возвращается на свое место. Победителями считаются все те, кто окажется впереди шеренги.
Педагог: Молодцы, ребята! Сегодня у нас скороговорки правильно и четко выговаривали все.
Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
Бегут, бегут со двора.
Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)
Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)
Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)
Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)
Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)
Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)
Свинка-топстоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)
Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)
Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.)
Корова-комола-тпруки-муки, (Топаем ногами.)
Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)
5. Отгадай скороговорку по картинке (работа в парах). Слайд 4 (изображение города, где нас встречает Чебурашка). Задание от Чебурашки:
Работа за столом по двое, дети получают конверты с разрезными картинками, нужно сложить их и по картинке догадаться какая скороговорка загадана (сухой сук нес барсук; рубили дроворубы сыры дубы на срубы; Пётр Петру пёк пироги; у Сени и Сани в сетях сом с усами; шла Саша по шоссе и сосала сушку; съел Валерик вареник, а Варюшка-ватрушку; у ежа и ёлки иголки колки)
Собранные картинки появляются на экране, дети проверяют свои работы и в парах произносят загаданные скороговорки.
Педагог: ну что же, ребята, вы отлично справились! И теперь нас приглашает во дворец сам президент страны Скороговорок (слайд 5).
6. Вставь и объясни слово.
Педагог: Он тоже приготовил задание для нас, выполнив его, мы получим награду за свои труды и сможем вернуться домой.
Работа за столом, каждому ребенку выдается карточка с заданием. На нем написана скороговорка и пропущено слово, нужно выбрать и вписать нужное слово и объяснить его. Дети меняются карточками и проверяют друг друга. Ответы появляются на экране, дети объясняют значение слов. .
Скороговорки : Проворонила ворона воронёнка; оса боса и без пояса; на рынке Кирилл крынку и кружку купил; дали Глаше простоквашу, а у- Глаши каша; Осип охрип, Архип осип; носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня; галдят грачата на галчат, глядят галчата на грачат; на возу лоза, у воза коза; наш Полкан попал в капкан; соломы воз возница вёз; карась в лаз не лазь. Застрял в лазе карась; один Клим клин колотил, колотил и выколотил; в поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося; Варин валенок провалился в прогалинок; шила Саша шапку споро, шов строчила шёлком скоро; рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
Педагог: Ну, что ж, ребята, кажется мы отлично справились с заданием! И получаем свою награду (коробка, в которой для каждого ребенка бумажная медаль). Пора прощаться со страной Скороговорок. Отправляемся обратно.
I. Подведение итогов.
Педагог: Ну вот мы и дома! Ребята, где мы сегодня побывали? Чему научились? (Ответы детей). Достигли мы свою цель, научились правильно произносить все звуки? (Ответы детей)
II. Рефлексия.
Педагог: Понравилось ли вам наше путешествие? Пусть каждый возьмет по магнитному смайлику и прикрепит его на доску:
Зелёный -мне было легко и интересно;
Жёлтый- мне было интересно, но трудно;
Красный-я ничего не понял, мне было трудно.
(Дети объясняют свой выбор).
Педагог: Наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся, ребята!