Динара Салаватовна Мухамазгалина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Фольклорию»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в страну Фольклорию»
Цель: Формирование правильной устной речи детей, приобщение детей к истоком народной культуры.
Задачи:
обучающие: закрепить знания о некоторых жанрах и видах русского народного фольклора
развивающие : развивать любознательность, речевые умения;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Путешествие в страну Фольклорию“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
воспитательные: воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, знакомство с произведениями устного народного творчества, конструирование.
Словарная работа: Активизация: загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, народные сказки, потешки, заклички.
Обогащение: фольклор.
Предварительная работа: знакомство с некоторыми из жанров и видов русского народного творчества (заучивание пословиц, поговорок, скороговорок, потешек, считалок, закличек, загадок, колыбельных песен, чтение сказок, беседы).
Оборудование: корзина, маршрутная карта, эмблемы, письмо, деревянный конструктор,5 коробок, клубок ниток.
Методы и приё мы: словесный (вопросы к детям, объяснение) наглядный, практическая деятельность детей, игровая деятельность, коррекционная работа.
Формы организации : коллективная деятельность, самостоятельная деятельность, совместная деятельность с педагогом.
Ход НОД
Дети вместе с воспитателем встают в круг.
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся
А потом все дружно скажем:
«Здравствуй, здравствуй новый день!»
Воспитатель: Дети, скажите, в какой стране мы с вами живём?
Дети: В России.
Воспитатель: Правильно! О нашей стране знают люди во многих странах. Известна она своими городами, музеями, памятными местами, традициями. А ещё наша страна богата русским фольклором. А что же такое фольклор? И что к нему относится.
Дети: Фольклор- это народная мудрость. К нему относятся: пословицы, поговорки, потешки, заклички, загадки, скороговорки, чистоговорки, считалки, сказки, колыбельные песни и др.
Основная часть:
Воспитатель:
Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни – шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
(Раздаётся стук в дверь воспитатель подходит к двери).
Воспитатель: Дети, я слышу шорох за дверью, сейчас я посмотрю кто там. Ой ребята, нам кто-то принес корзину. Давайте посмотрим и узнаем, от кого она. (Воспитатель достаёт из корзины маршрутную карту и письмо).
Воспитатель: Вот так чудо! Посмотрите, здесь какая-то карта и ещё письмо (читает).
Здравствуйте, дорогие ребята! Нам нужна ваша помощь!
Страшный ураган разрушил наши дома,
И разбросал повсюду кирпичики.
Собрать их можно лишь выполнив задания.
Очень надеемся, что вы сможете нам помочь и заново построить наши дома.
И не забудьте захватить с собой корзину, она вам пригодится.
Жители страны Фольклории.
Воспитатель: Как вы думаете ребята, сможем ли мы с вами помочь жителям Фольклории? ( Дети: Да) Тогда в добрый путь! Но куда нам идти, вы знаете?
Дети: Это карта нашего путешествия. Нам надо идти прямо и найти эмблем с вопросительным знаком?
Воспитатель Правильно. (дети идут и находят такую же эмблему в раздевалке).
Воспитатель: Ребята, вы нашли такую-же эмблему, значит мы на правильном пути. А что нам с вами нужно делать дальше?
Дети: Выполнить задание.
Воспитатель: А где оно может быть?
Дети: Здесь стоит коробка, а в ней конверт.
Воспитатель: Давайте его откроем и узнаем задание. (Воспитатель открывает конверт) Вам, нужно отгадать загадки. После выполнения задания вы получите часть кирпичей. (загадки лежат в конверте, а в коробке лежат кирпичики от деревянного конструктора).
Загадки:
1. Без рук, без топоренка
Построена избенка. (Гнездо)
2. Плавала, купалась,
Сухою осталась. (Утка)
3. Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы отгадали загадки. Ребята, вы выполнили задание, молодцы. Что вы должны делать дальше. вы знаете?
Дети: Взять кирпичики. (дети берут их из коробки)
Воспитатель: Вот и пригодилась нам корзина, сложим туда кирпичики. А дальше что? (дети смотрят карту)
Дети: Стрелочка указывает назад, а затем в лево.
Воспитатель: Какую эмблему вы должны найти?
Дети: мы должны найти эмблему с нарисованным ртом и язычком.
Воспитатель: отправляемся дальше по намеченному маршруту и ищем нужную нам эмблему. (дети находят эмблему) А где же конверт с заданием. (дети находят 2 коробку, достают конверт и воспитатель читает задание) Ребята, вам нужно вспомнить и произнести скороговорки, и чистоговорки, которые вы знаете.
Воспитатель :Ребята, а вы знаете для чего русский народ придумал скороговорки и чистоговорки?
Дети: Что бы правильно и чётко выговаривать звуки в словах и быстро произносить эти слова.
Воспитатель :Молодцы правильно ответили, а теперь пришло время их произнести. (Ребята проговаривают по желанию скороговорки и чистоговорки)
Воспитатель : Хорошо поработали ваши язычки! Вы справились с заданием и что нужно делать дальше?
Дети: Взять кирпичики и посмотреть дальнейший маршрут. (дети кладут найденный конструктор в корзинку и рассматривают карту).
Воспитатель: Идём дальше. нам надо торопиться, чтобы помочь, вы не забыли кому?
Дети: Жителям Фольклории.
Воспитатель: Так куда нам надо идти дальше?
Дети: Стрелка показывает прямо и налево.
Воспитатель :А какую эмблему вам надо найти?
Дети: Эмблему с восклицательным знаком. (Дети находят эмблему и коробку с конвертом).
Воспитатель: (Читает задание.) Вам нужно сыграть в игру, которая называется «Продолжи поговорку или пословицу». Будьте внимательны! Выполнив задание, вы получите кирпичики для домиков (Воспитатель читает пословицы).
• Сделал дело- (гуляй смело).
• Книга – (источник знаний)
Кто много читает (тот много знает)
Дракой (правду не добудешь)
Доброе слово (и кошке приятно)
Воспитатель: А кто из вас знает, ещё пословицы и поговорки (Дети произносят пословицы и поговорки) Ребята, вы отлично справились с заданием! Что за это мы должны получить?
Дети: Кирпичики.
Воспитатель : Путь у нас длинный и долгий, пришло время отдохнуть, и поиграть. В старинные времена ребята и девчата часто собирались на полянках, придумывали и играли в игры, они так и назывались русские народные игры. Давайте поиграем в русскую народную игру «Тень потетень»(используя маски)
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень,
Все мы вышли под плетень,
Похвалялися весь день.
Лиса: Похвалялася лиса:
Всему лесу я краса,
И пушиста, и хитра,
Все следы я замела.
Волк: Похвалялся серый волк:
Я зубами щёлк да щёлк,
Но я сегодня добрый,
Никого не трогаю.
Заяц: Похвалялся наш зайчишка:
А я вовсе не трусишка,
Я от волка и лисицы
Убежал и был таков.
Коза: Похвалялася коза:
Огород я обошла,
Всем я грядки прополола
Да и по воду пошла.
Жучка: Похвалялась Жучка:
Я совсем не злючка,
Я хозяйство сторожу,
Я чужих не подпущу!
Мурка: Похвалялась Мурка –
Дымчатая шкурка:
Я всю ночь ловлю мышей,
Я всех крыс гоню взашей.
Дед Егор: Похвалялся дед Егор:
У меня скотины двор –
И лошадка, и бычок,
Куры, гуси, пятачок.
Все вместе: Тень-тень-потетень,
Выше города плетень,
Все мы вышли под плетень
И гуляли мы весь день
Но. что мы должны с вами дальше делать?
Дети: нам пора дальше продолжить наш путь, и для этого мы должны заглянуть в карту. Стрелочка указывает на право. (Стрелочка указывает на эмблему, на которой изображён яблоня с яблоками. Дети находят яблоню.
Воспитатель Ребята, яблоки у яблони не простые, а с заданием, вам нужно по очереди сорвать яблоко и выполнить задание. (Дети садятся на стульчики) Рассказывают потешки, считалочку, дразнилку, мирилку.
Молодцы! Вы отлично справились с заданием! Давайте дальше продолжим наш путь. (дети заглядывают в карту. Маршрут обрывается.
Дети: А куда же нам двигаться дальше?
Воспитатель: Что же делать, куда идти не понятно. Ребята, а какие волшебные предметы из русских народных сказок нам могут указать путь или перенести нас в нужное место?
Дети перечисляют : волшебная палочка, волшебный клубочек, золотое блюдечко и наливное яблочко, стрела, волшебная книга, волшебное зеркало, ковёр самолёт, метла или ступа, сапоги скороходы и др.
Воспитатель: Как много вы перечислили предметов, а вот какой нам поможет, вы узнаете если отгадаете загадку.
Кто дорогу нам укажет
и на место приведёт?
Через чащу путь проложит
заблудиться не даёт?
Круглый, маленький, пушистый
бесконечный шарик быстрый. (Волшебный клубок)
Воспитатель: Ребята вы отгадали загадку, а вот и клубок, он нам покажет путь. (воспитатель берёт клубок ниток, и он приводит ребят в спальню).
Вот мы и на месте! Похоже, мы очутились в стране Фольклории. Вот и остатки разрушенных домов. Вы помните, почему они разрушены? А о чем нас просили жители страны? (Ответы детей). Давайте вместе из собранных нами кирпичиков построим дома для жителей этой страны (дети делятся на подгруппы и строят домики из деревянного конструктора).
Итог занятия :
Воспитатель: Отлично, ребята, жители этой необыкновенной страны говорят вам : «Огромное спасибо!» И в благодарность дарят вам книгу русских народных сказок. Но, а нам пора отправляться домой! (Заходим в группу из спальни)
Понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей).
А какие задания были для вас сложными и почему?