МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи. Звуки [Ш] и [Щ]»

Решетникова Екатерина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи. Звуки [Ш] и [Щ]»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект по развитию речи в старшей группе на тему «звуковая культура речи. Звуки Ш и Щ»

Цель:

• Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой;

Развитие навыка звукового анализа и синтеза слова;

• Продолжать учить детей составлять предложение по схеме и двум предметным картинкам;

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Звуковая культура речи, Звуки [Ш] и [Щ]“» размещена в разделах

• Формирование навыка правильного употребления предлогов в предложениях;

Развитие внимания, памяти, воображения;

• Воспитание аккуратности.

I Организационный момент.

- Ребята, на прошлом занятии мы изучили скороговорку. Давайте вспомним ее.

Я по камушкам пошел,

Шубу шелкову нашел.

- Произнесем скороговорку с движениями. Под нее мы будем маршировать.

- Произнесем ее медленно.

- Быстро.

- Кто произнесет ее еще один раз самостоятельно?

- Какой звук встречается чаще других?

- Какой он? Почему?

- Произносим его с голосом или без голоса? Значит он звонкий или глухой?

- Твердый или мягкий?

- Есть ли у него мягкий братик?

- Правильно, звук “ш” всегда твердый!

- Твердый согласный на схеме каким цветом обозначаем?

II Основная часть:

Знакомство со звуком.

- Послушайте загадку:

Вьется веревка

На конце головка. (змея)

- Представьте, змея ползет и мягко шипит: “щщщщщщ”

- Изобразим движения змеи. Делаем волнообразные движения руками в стороны и вперед. Сначала правой, потом левой рукой и обеими руками сразу и шипите “щщщщщщ”.

- Возьмем зеркало и посмотрим, правильно ли у вас работают губы язык, когда вы произносите этот звук.

Сделать губы рупором. Кончик языка поднят к бугоркам и образует с ними щель. По середине языка идет теплая, плавная длинная струя воздуха.

- Произнесем звук “щ”. Какой он гласный или согласный?

- С голосом произносим его или без голоса? Значит он звонкий или глухой?

- Твердый или мягкий?

- А есть ли у него твердый братик?

- Запомните, звук “щ” всегда мягкий!

1. Знакомство с буквой:

- Звук “щ” на письме обозначается буквой Ща.

- Посмотрите на нее. На что она похожа?

На расческу Щ похожа,

Три зубца всего? И что же?

Щ играющий щенок.

Кверху лапками он лег!

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Хватать, глотать умеют щуки –

Другой не нужно им науки!

4. Тактильное восприятие:

- На столе буквы из бархатной бумаги. Проведем пальчиком по букве, произнесем “щщщщщщ”.

5. Игра “Какой звук лишний?”

Ш Й Щ

- Какой звук лишний? Почему?

- У вас баночки с манной крупой. Напишем букву Й. Напишем букву Ш. Что надо сделать, чтобы получилась буква Щ?

6. Физминутка:

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись

И друг к другу потянулись.

Как пружинки мы присели

А потом тихонько сели.

7. Воспроизведение слоговых рядов:

- Возьмем зеркало и произнесем за мной.

Ща – що – щу – щи

Ащ – ощ – ущ – ищ

8. Воспроизведение чистоговорок:

- Произнесем чистоговорки:

Ща – ща – ща – Шура ходит без плаща.

Ащ – ащ – ащ – мы наденем плащ.

Щи – щи – щи – щавеля мне поищи.

Щу – щу – щу – я щенка ищу.

Щи – щи – щи – где же он пищит?

- Придумаем сами чистоговорки. Я буду произносить слог, а вы дополняете подходящим словом в рифму:

Ща –

Ще –

Щу –

Ащ –

9. Работа над звуковым составом слова :

- На доске картинки со звуком “щ” Произнесем за мной.

Найти слова, чтобы звук “щ” был в начале слова, в середине слова, в конце слова. (3 человека) Проверим!

- Составим схему к слову “щука”

- Сколько слогов? Почему?

- Какой слог ударный? Какой он по счету?

- Назовите безударный слог? Какой он по счету?

- Произнесите первый слог.

- Выделяем первый звук первого слога? Характеристика.

- Какой второй звук первого слога? Характеристика.

- Произнесите второй слог.

- Выделяем первый звук второго слога. Характеристика.

- Выделяем последний звук. Характеристика.

(Дети работают индивидуально. Показ на доске. Дети выделяют звуки и дают им характеристику по цепочке)

- Произнесем еще раз слова.

- К какому слову подходит эта схема? (щит, лещ)

10. Работа над слоговым составом слов.

- А сейчас мы в цирке. Это ваши дрессированные животные.

- Кто вы? (дрессировщики)

- Катя, а ты кто? (дрессировщица)

- Семен, а ты кто? (дрессировщик)

- На столе животные, с которыми вы будете выступать. Представьте, что это арена. На арену выходит слон. Сколько слогов в слове “слон”? Почему? (Дети показывают нужную цифру)

- В названии каких животных тоже 1 слог?

- На арену выходит лошадь. Сколько слогов в слове “лошадь” Почему?

- На арену выходит собака. Сколько слогов в слове “собака” Почему?

и т. д.

11. Физминутка:

- Поиграем в игру “Ходим как…”

Медведь;

Воробей;

Цирковая лошадь;

Аист;

Великаны;

Военные.

12. Работа над рассказом:

- Послушаем рассказ.

- Запомните слова со звуком “щ”.

Катин щенок.

Жила – была девочка Катя. Ей подарили щенка. Катя принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из – под стола щетку и стал с ней играть.

- Кого подарили Кате?

- Куда посадила Катя щенка?

- Где уснул щенок?

- Что сделал щенок, когда проснулся?

- Какие слова со звуком “щ” вы услышали?

- Перескажем рассказ по цепочке.

13. Физминутка:

- Поиграем в игру “Едет поезд”

- Едет поезд! (С чем)

С топотушками;

С хлопушками;

С поворотами;

С приседушками;

С моргалками;

С приседушками;

С наклонялками;

С хохотушками;

С тишиной.

14. Работа над предлогами:

- Какие маленькие слова или предлоги вы знаете? Вспомним предлоги по схемам.

- Составить предложение по двум картинкам с маленьким словом.

У детей пары картинок: чашка ложка

жук цветок

птица кормушка

шашки доска

ребенок погремушка

лягушка озеро

лошадь конюшня

плащ вешалка

шкаф книга

щетка ящик

15. Игра “Путанки” :

- Поиграем в игру, которая называется “Путанки”. Я говорю предложение и делаю ошибку, а вы исправляете ее.

На столе сапожки, под столом лепешки.

- А как надо сказать?

Овечки в речке, караси у печки.

- А как правильно?

Под столом портрет, над столом табурет.

Щенок выглядывает под шкафа.

Мяч выкатывает из стола.

Мальчик достает тапочки из стула.

Девочка выметает мусор из дивана.

III Итог:

- С каким звуком сегодня познакомились? Какой он?

- Поиграем в игру. Поднимите и покажите сигнальную карту, если услышите звук “щ” :

Пищать, печать, гуща, куча, трещать, встречать, укачать, угощать.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ц]»Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ц]» Тема: «Звуковая культура речи: звук ц». Цель: Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект НОД в младшей группе «Звуковая культура речи: звуки [м]-[м’] [п]-[п’] [б]-[б’]» Конспект НОД в младшей группе «Звуковая культура речи»: звуки м-мь, п-пь, б-бь Задачи НОД: Образовательные задачи: продолжать учить детей.

Конспект открытого занятия «Путешествие на луг» (Звуковая культура речи). Вторая младшая группа .

Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]»Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]» Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы. Тема: «Звуковая культура речи: звук «Ш»» Программные задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа) Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа). Цель: Развитие фонетического.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи. Звуки [Ш] и [Щ]»
Опубликовано: 13 февраля 2023 в 00:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи. Звуки [Ш] и [Щ]»» (включая файлы) размещена пользователем Решетникова Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД