Егана Исмаилова
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы «Лесные обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы
Цель: обогащать словарный запас дошкольников и закрепить знания о лесных животных.
Задачи:
1. Образовательные:
- закрепить в речи названия животных леса и знания об их особенностях;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы „Лесные обитатели“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
- учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарный запас;
- учить называть отличительные признаки лесных животных.
2. Развивающие :
- развивать у детей связную речь, умение рассуждать, воображение, мышление, логику.
3. Воспитательные:
- формировать бережное отношение к живой природе.
Тип НОД: Комплексная
Форма НОД: Фронтальная
Продолжительность: 20 минут.
Участники: дошкольники.
Возраст: 4-5 лет.
Оборудование и материалы: проектор, картинки животных, звукозапись «Звуки леса», картинки и карточки с изображением животных, карточки с изображением животных, разрезанные на несколько частей.
Предварительная работа: Знакомство с дикими животными на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через подвижные игры. Чтение стихов, рассказов, сказок, потешек, загадок про лесных животных. Дидактические игры «Кто в домике живёт?», «Кто что ест?», «Кто как кричит?».
Методы и приемы работы с детьми: Наглядные методы (использование картинок, презентации, словесные (беседы, загадки, практические (игры).
Структура НОД:
Этап НОД
Содержание
Время
Организационный момент
Сюрпризый момент
3 минуты
Основная часть
Отгадывание загадок
Беседа по картинкам
Физкультминутка
Дидактические игры
14 минут
Заключительная часть
Чтение стихотворения
Беседа
3 минуты
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- Ребята, я сегодня получила письмо от лесных обитателей. Кто такие лесные обитатели? (Ответы детей). А давайте прочитаем, что в нем написано (Воспитатель читает письмо). Нам пишут обитатели зимнего леса и приглашают нас к себе в гости! Хотите отправиться в путешествие в зимний лес? (Ответы детей). Давайте с вами закроем глазки и представим, что мы с вами попали в лес (воспитатель ставит декорации деревьев, картинки животных и птиц, включает звукозапись «Звуки леса»).
- Давайте произнесем все вместе: «Мы идем в зимний лес, полный сказочных чудес». Откройте глазки, посмотрите, как красиво в зимнем лесу.
2. Основная часть.
Воспитатель:
- Ребята, откройте свои глазки, посмотрите, как красиво у нас в зимнем лесу, послушайте, как замечательно поют птицы. А как много животных обитает в осеннем лесу! Давайте отгадаем про них загадки .
Загадки:
1. Летом сер, зимою бел,
По характеру несмел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку.
(Заяц)
2. По деревьям ловко скачет,
И в дупло орешки прячет.
Что же это за зверек?
Угадай скорей,дружок!
(Белка)
3. Бежит между елками
Живой клубок с иголками.
Вдруг, волк навстречу появился.
Клубочек вмиг остановился.
(Ёж)
4. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)
5. Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый.
(Волк)
6. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Воспитатель:
- Какие вы молодцы, все загадки отгадали.
Воспитатель:
- А теперь давайте попытаемся описать наших животных (беседа по описанию животных, их внешнего вида, жилищ, сопровождается показом картинки с изображением животного).
- Кто это? (лиса) Какая у неё шубка? Зачем ей нужна такая шубка? А чем лиса питается? Где она живет? (ответы детей)
- Кто это? (белка) Где живет белка? Как выглядит белочка? Меняет ли белочка шубку? (ответы детей)
- Ребята, посмотрите, а это кто такой? (медведь) Что делает медведь зимой? Как выглядит медведь? Чем он питается? (ответы детей)
- Что это за животное? (ёжик) Как выглядит ёж? Где живёт ёжик? Чем питается? (ответы детей)
- А кто это? (заяц) А какая шуба у зайца для зимы? Почему белая? Как выглядит заяц? Для чего зайцу длинные задние ноги? (ответы детей)
- Ребята, посмотрите, кто изображен на следующей картинке? (волк) Как называется жилище у волка? Чем питается волк? (ответы детей)
- Молодцы, ребята, вы замечательно описали мне лесных животных.
Дидактическая игра «Собери картинку» :
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Собери картинку». У меня есть карточки с изображением животных, разрезанные на несколько частей, вам нужно собрать их правильно и рассказать, какое животное вы собрали (несколько детей собирают картинки и описывают их).
- А теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
1. «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)
Наши пальчики встряхнуть. (Сжимание и разжимание пальцев)
Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх)
Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад)
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные
Как лисы бродят по лесочку. движения руками перед собой)
Волк озирается кругом, (Руки на поясе, повороты головы
И мы головки повернем. влево – вправо)
Теперь садимся тише, тише, (Сесть на корточки)
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу, (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в
Топтался и рычал. локтях)
Хотел он очень меда,
А где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)
Воспитатель:
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Один-много». (Воспитатель называет поочередно лесных животных, а дети составляют слова во множественном числе).
- Молодцы, ребята, вы быстро справились с заданием, а теперь скажите мне, как называются детеныши лесных животных (Воспитатель показывает на проекторе презентацию с изображением лесных обитателей и их детенышей)
- А теперь давайте поиграем в игру «Отгадайте, что за животное»
(Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением животных. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на его картинке, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное.)
- Молодцы, ребята, вы снова справились с заданием.
Дидактическая игра: «Собери картинки»
Цель: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Дидактический материал: Карточки с изображением животных, разрезанные на несколько частей.
Ход игры: Игра для детей от 3 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, какое животное он собрал.
Например: Собака – домашнее животное.
Медведь – дикое животное.
Воспитатель:
- Вот и все, ребята, нам уже пора прощаться с зимним лесом и его жителями. Давайте скажем все вместе:
До свиданья, добрый лес,
Полный сказочных чудес,
Мы потом к тебе придем
И подарки принесем!
- Ребята, давайте с вами закроем глазки и перенесемся назад в наш детский сад. (Воспитатель убирает декорации, чучела животных).
3. Заключительная часть.
- Итак, ребята, скажите где мы с вами сегодня были? (Ответы детей)
- Каких обитателей мы с вами встретили в зимнем лесу (Ответы детей)
- Что же нового мы узнали о животных леса? (Ответы детей)
Список литературы.
1. Большая энциклопедия развития и обучения дошкольников /Гаврина С. Е., 2016г.
2. Комплексные занятия. Средняя группа. По программе «От рождения до школы». ФГОС ДО / под ред. Н. Е. Вераксы.
3. «500 загадок для детей» /Мазнин И., 2016г. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Дикие животные. Айрис-Пресс -, 2010. - 176 c.