Светлана Куртенкова
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Я — гражданин»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность в подготовительной к школе группе
«Я - гражданин».
Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста основ
правового сознания и правовой культуры.
Задачи:
ОО) «Социально - коммуникативное развитие» :
Формирование представлений о гражданских правах человека, право быть гражданином страны, путешествовать по разным странам и возвращаться обратно.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Я — гражданин“» размещена в разделах
Формировать у детей социальный интеллект в процессе формирования основ правовой культуры. Формировать положительный опыт общения в многонациональной среде, основы национального самосознания
Воспитывать интерес к национальной культуре своего и других народов, воспитывать уважение и принятие других культур.
ОО) «Познавательное развитие» :
Формировать представление о границах государств, документах необходимых для
зарубежных поездок. Познакомить с культурой и традициями Китая. Закрепить знания и представления детей о России, ее культуре и традициях.
ОО) «Речевое развитие» :
Обогащать пассивный и активный словарь на примере ознакомления с названиями стран и их жителей. Формировать грамматический строй речи, умение образовывать новые слова разными способами.
ОО) «Художественно-эстетическое развитие) :
Развивать эстетическое восприятие детей на основе ознакомления с национальной культурой Китая.
ОО) «Физическое развитие» :
Формировать основы здорового образа жизни в процессе приобщения к основам правовой культуры старших дошкольников.
Материалы: карта мира, воздушный змей, китайские палочки с иероглифами, подносы, атрибуты для подвижной игры, карточки для викторины «Моя Родина – Россия», экран, проектор, презентация, приготовить блюдо рисовые шарики.
Музыка: русская народная песня «Ах, вы, сени, мои сени.», китайская народная мелодия «Песня пастуха»
Предварительная работа: разучивание русских народных игр; разучивание игр народов мира; разучивание танца с китайскими фонариками, чтение художественной литературы Р. Кошупникова «Путешествие по глобусу»; рассматривание глобуса; беседа о жизни народов; изготовление «личных документов» (для путешествий)
Ход: Дети проходят в зал. Звучит шум ветра. Воспитатель вносит китайского
воздушного змея.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел? (ответы детей).
Правильно - это воздушный змей, он прилетел к нам из далекой страны. Страна эта называется Китай. Давай те его внимательно рассмотрим (дети рассматривают змея).
Воспитатель: Обратите внимание на то, какой он необычный. Это народная игрушка китайских детей. А какие народные игрушки есть у нас?
Дети: матрешки, свистульки, и т. д.
Воспитатель: В какой стране мы с вами живем?
Дети: (Россия)
Как называются ее жители, то есть мы с вами?
Дети: (Россияне)
Как по - другому мы можем назвать Россию?
Дети: (Родина, Отчизна, дом).
А что такое Родина?
Дети: (Место, где мы родились и живем)
Воспитатель: человек, родившийся, в какой либо стране является ее гражданином. Гражданин - это человек, который родился и живет в своей стране. Он знает и уважает историю, культуру и традиции своей страны и сохраняет их, а так же стремиться совершать полезные дела.
Что вы знаете о своей стране?
Викторина «Моя Родина - Россия»
Главный город страны?
Как называется город, в котором мы живем?
Назовите элементы русского национального костюма?
Какие народные праздники отмечают на Руси?
Какие блюда национальной русской кухни вы знаете?
В какие русские народные игры вы любите играть?
Подвижная игра «Ручеек» (музыкальное сопровождение русская народная песня «Ах вы сени.»
Воспитатель: наш ручеек вьется так же как вьется на ветру наш гость воздушный змей, (берет его в руки) А посмотрите на его хвосте какое-то послание для нас. Ой, а
буквы, какие необычные. Это китайские иероглифы. Как же нам их прочитать? Может быть кто-то умеет? Дети обращают внимание на обратную сторону послания и читают на русском языке приглашение в гости в Китай.
Воспитатель: ребята, вы любите путешествовать? Какие страны вы ещё знаете?
Игровое упражнение «Добавь слово» (Как называют жителей страны, на каком языке они говорят?)
(В Великобритании живут. англичане говорят на английском языке.
Во Франции живут.
В Германии живут.
В Турции живут.
В Японии живут.
В Китае живут.
Жители каждой страны являются её гражданами, если они в ней родились, живут и гордятся ее культурой и достижениями.
Воспитатель: нас пригласили в гости в Китай, а куда ехать не сказали, давайте посмотрим на карте.
Вносится карта. Дается время на рассматривание.
Воспитатель: Где же здесь находится Россия? (дети показывают) Обратите внимание на то, какая большая у нас страна!
Граница - это линия. Где заканчивается территория одной страны и начинается другая страна. Границы соседствуют друг с другом. Их можно переходить, перелетать, переезжать, переплывать.
Граница России проходит по суше, по воде и по воздушному пространству. Россия граничит по суше с 16 государствами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польше, Белорусией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Китаем, Монголией, КНДР, Японией и США. По морю, Россия граничит с двенадцатью государствами. С США и Японией Россия имеет только морскую границу.
Показывает границу с Китаем. Посмотрите Китай тоже большая страна и у нее тоже есть граница. Граница, эго как входная дверь у дома. Нельзя без разрешения хозяев войти в чужой дом. Охрана государственной границы производится Пограничной службой страны.
Как вы думаете, что нужно человек, что бы пересечь границ другого государства?
Дети: документы (паспорт, свидетельство о рождении, виза)
Воспитатель: мы теперь знаем, где находится Китай? А можем мы туда
отправиться на корабле? (нет) На чем же мы туда доберемся? (поездом, самолетом, автомобилем)
- А я предлагаю вам полететь туда на волшебном воздушном змее! Закрываем глаза! Летим! (шум ветра, звучит китайская народная мелодия «Песня пастуха»)
Прилетели! Посмотрите, кто нас встречает!
Танец с китайскими фонариками (танцуют дети старшей группы)
Выходит мальчик в китайском народном костюме.
«Китайский мальчик Ю»- здоровается Ни хао! Меня зовут «Ю»- что означает
«друг».
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с «Ю» по-китайски. Скажем все
вместе: Ни хао!
Ребята, мы перенеслись в столицу Китая, город Пекин. Это большой современный город, в нём много красивых зданий, небоскребов.
Ю рассказывает: (демонстрация слайдов) Недалеко от Пекина проходит Великая китайская стена, (фото на экране). Её построили много веков назад. Китайцы начали строительство стены для того, чтобы защитить свою страну от нападения гуннов. Был очень давно такой воинствующий народ, они часто нападали на Китай, разоряли города и деревни. Великая китайская стена растянулась по Китаю почти на 9000 км. Вот какая она длинная, (на экране появляется фото панды, а это любимец всех китайцев - панда. Воспитатель: Какое животное является символом России?» (медведь).
Ю: любимое лакомство панды- бамбук, (фото на экране) Посмотрите, какой бамбук зелёный, высокий, красивый. Как вы думаете, бамбук - это дерево или трава? На самом деле - это самая высокая в мире трава.
Воспитатель: А любимое дерево всех россиян? (белоствольная березка)
Ю - как хорошо, что вы приехали, у нас сегодня праздник фонарей Юаньсяоцзе, Этот праздник знаменует собой завершение празднования китайского Нового года - Чуньцзе, что в переводе - «праздник весны». В каждом городе Китая устраивают выставки фонарей, и все приходят на них полюбоваться. Ведь многие фонари это настоящее произведение искусства. Люди делают их сами или покупают в магазине
Еще одна традиция, которую чтут местные жители, - это разгадывание загадок. Ритуал появился очень давно. Но с тех пор он обрел большую популярность среди народа. А заключается он в следующем: владелец фонаря привязывает к нему бумажку с загадкой. Желающие должны ответить на вопрос. За правильный ответ он получает небольшой подарок. Китайцы верят, что в загадках заключена народная мудрость.
Игра «Отгадай загадку».
Воспитатель: К нашим фонарикам тоже привязаны загадки. Давайте их отгадаем.
Город в Китае номер один он называется: просто. (Пекин)
Ствол у растения - простой хоть и длинный, но пустой (Бамбук)
Носит чёрные «очки».
И под них жилетку.
И живёт тот зверь в лесах.
Что в бамбук одеты! (Панда)
Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется
Ярким пламенем зажжется. (Фонарик)
Воспитатель: Мы с вами уже долго путешествуем, вы, наверное проголодались?
Ю приглашает нас попробовать национальное блюдо из риса (подходят к зоне, где
накрыты столы в китайском стиле).
Ю рассказывает:
Есть одна особенность в Китае - это традиционный столовый прибор - палочки для еды. Это пара небольших палочек, называют их куайцзы. Появились около 3 тысяч лет назад. Слово куайцзы состоит из двух частей: куай - "скоро, быстрый, ловкий", и цзы - признак предмета. Куайцзы - квадратные у основания, чтобы не катились по столу. А сейчас мы с вами поиграем в игру, родом из Китая. Называется она "Китайский ужин"
Игра «Китайский ужин» (дети палочками кушают рисовые шарики, кто быстрее)
Воспитатель: Как мы можем поблагодарить нашего друга за угощение. Давай те скажем ему спасибо по – китайский сие-сие,
Ю. Китайские дети очень любят играть. А вы любите? Давайте поиграем в мою любимую игру «Поймай за хвост дракона!»
Игра «Поймай за хвост дракона» (проводится под китайскую народную музыку)
Ход игры.
Игроки становятся в шеренгу друг за другом и кладут правую руку на правое плечо стоящего впереди. Тот, кто стоит первым в шеренге - голова дракона, последний - его хвост. Голова дракона пытается поймать хвост. Шеренга находится в постоянном движении, тело дракона (игроки между головой и хвостом) послушно следуют за головой, а голова старается схватить хвост - последнего игрока. Шеренга не должна разрываться. Если всё же голова ухватит хвост, последний в шеренге игрок идёт вперёд, становится головой, а новым хвостом игрок, бывший в шеренге последним.
Воспитатель: нам пора домой. В гостях хорошо, а дома лучше. Каждый гражданин имеет право путешествовать и возвращаться к себе на Родину.
Поблагодарим нашего друга Ю за гостеприимство и пригласим его в гости к нам е Россию. Дети благодарят (сие-сие). Прощаются (тай ти).
Звучит шум ветра. Дети берутся за хвост воздушного змея (возвращаются в детский сад).
Воспитатель: Вот мы и вернулись домой в свою страну. Мы с вами граждане России, и как ее граждане имеем право путешествовать в любые страны мира, а после путешествия возвращаться в свою страну.
Рефлексия:
Последующая работа: Чтение китайских народных сказок (правовая тематика) (список прилагается). Слушание Китайской народной музыки.
Составление альбома о Китае. Изготовление и украшение фонарика.
Раскрашивание китайского национального костюма.
Знакомство с предметами китайской национальной культуры, ремеслами мастеров
Макетирование Государственной границы. Создание атрибутов сюжетно-ролевой игры «Пограничники».