Оксана Говоркова
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием метода интеллект-карт «Вот какое наше лето»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 18 «Родничок» общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»
Красноярский край, г. Минусинск.
Конспект по познавательному развитию
с использованием метода интеллект-карт
в подготовительной группе компенсирующей направленности
для детей с ЗПР
Разработала: Говоркова Оксана Геннадьевна,
учитель-дефектолог
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с использованием метода интеллект-карт „Вот какое наше лето“» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
Тема: «Вот какое наше лето»
Коррекционные задачи:
образовательные
-систематизировать и обобщить знания у детей о лете;
-учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-учить подбирать прилагательные к существительным;
-формировать умение строить сложносочиненные предложения.
развивающие
-развивать диалогическую речь;
-упражнять детей в умении работать по интеллект-карте;
-формировать у детей умения работать в команде.
воспитательные
-воспитывать доброжелательное отношения к своим сверстникам.
Предварительная работа:
- заучивание стихотворений и примет, поговорок, пословиц о лете; дидактические игры: «Времена года», «Чудесный мешочек», «Один-много», «Веселый счёт»; словесные игры: «Объясни словечко», «Составь рассказ на тему…», «Закончи предложение»; слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского «Времена года», А. Вивальди «Времена года».
Оборудование: ватман, картинки по теме «Лето» : разрезные, предметные, сюжетные; восковые мелки, фломастеры, ножницы, клей, мяч, магнитная доска.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Учитель-дефектолог встречает детей в приёмной группы и предлагает пройти в группу после выполнения заданий.
Зайти в группу как:
- бабочка (крылышками помахать);
- кузнечик (прыгать);
- комар (пищать);
- птичка (крылышками помахать);
-лягушка (прыгать, квакать).
2. Вводная часть:
Учитель-дефектолог: Вместе все мы собрались, какое у вас настроение? У меня для вас загадка. Её вы отгадаете, о чём будем говорить узнаете.
Загадка
Если солнышко смеётся,
Тёплый дождик с неба льётся,
Всё вокруг зелёным цветом,
Значит наступило… (Лето)
Учитель-дефектолог: Правильно, в загадке говорится о лете.
-Сегодня мы с вами будем составлять интеллект-карту «Лето».
-Мы постараемся вспомнить о лете всё самое важное, красивое и интересное.
-Ребята, напомните, пожалуйста, а что нам нужно, чтобы сделать интеллект-карту. Ответы детей.
- Конечно нам нужно рассказать все, что мы знаем о лете. В этом нам помогут игры.
3. Основная часть:
Учитель-дефектолог: У каждого времени года есть три сына. Что это за сыновья?
Учитель-дефектолог: правильно, месяцы. Назовите их. (июнь, июль, август)
Учитель-дефектолог: Что мы можем ещё рассказать о лете? (о погоде, растениях, т. д.). Предлагаю поиграть в игру.
Игра «Горячее солнышко». (Летние забавы называем)
Учитель-дефектолог: Вы, ребята, не зевайте, круг красивый собирайте. Солнышко друг другу передавайте и, чем занимались летом называйте.
- Я летом ходила в поход.
- Солнышко летом очень горячее, его долго в руках держать нельзя, надо отвечать и сразу передавать, чтобы руки не обжечь.
Игра «Назови ласково»
Учитель-дефектолог называет какое-нибудь слово по теме и бросает мяч каждому ребенку по очереди. Тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому:
солнце - солнышко ягода - ягодка
гриб - грибок туча - тучка
ведро - ведерко дождь - дождик
река - речка лист - листочек
ветер- ветерок день - денечек
луч - лучик жук - жучок
лес - лесок луг - лужок
тропа-тропинка трава - травинка
Игра «Кто больше назовёт?»
Предложить детям встать в круг, поиграть с мячом и закончить фразу. Учитель-дефектолог на доску выващивает сигнальные карточки- дождь, туча, небо, солнце
Дождь (какой) -…теплый, редкий, грибной…
Небо (какое) - синее, голубое, красивое, ясное, безоблачное…
Солнце (какое) – яркое, лучистое, теплое, ласковое….
Туча (какая) – темная, дождевая, хмурая, большая…
Учитель-дефектолог: Пришло время отдохнуть!
Физминутка «Бабочка»
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — улетела.
Игра «Закончи предложение»
Учитель-дефектолог предлагает послушать начало предложения и закончить его. Он бросает мяч ребенку, тот завершает предложение и кидает мяч обратно.
Зимой холодно, а летом… (тепло).
Зимой земля покрыта снегом, а летом… (травой).
Летом дни длинные, а ночи (короткие).
Зимой вода в реках и озёрах холодная, а летом (тёплая).
Зимой дети катаются на санках, коньках, лыжах, а летом… (на самокате, скейтборде, велосипеде).
Зимой делают ледяные постройки из снега, а летом … (из песка).
Учитель-дефектолог: Ребята, мы много с вами вспомнили о том, что было летом. Предлагаю на память о нашем лете сделать красивую интеллект-карту. Давайте вместе выберем какое ключевое слово будет у нас на карте. (по желанию детей оформляем ключевое слово – лето, символ радуги, солнышко и т. д.)
Деление на команды
(дети выбирают по желанию фишку разного цвета, собираются в команды по фишкам своего цвета и работают за столами, затем свои работы соединяют в одну карту за общим столом)
1 команда - «Рисуем радугу» (рисуют восковыми мелками погоду летом на карте).
2 команда - «Летние забавы» (дети собирают разрезную картинку и приклеивают их на карту).
3 команда - «Что бывает летом?» (из картинок (ягоды, грибы, насекомые, предложенных на столе дети выбирают только те, которые относятся к времени года лето, и приклеивают их на карту).
Учитель-дефектолог: Ребята, какая у нас получилась яркая интересная карта, как наше замечательное лето.
4. Итог занятия :
- Вам интересно было составлять карту?
- А куда мы можем повесить нашу карту?
-Кому мы можем рассказать по нашей карте о лете? Ответы детей.