Татьяна Горнова
Конспект занятия по познавательному развитию «По следам осени» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: Закреплять и расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы. Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „По следам осени“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи с помощью опытно – экспериментальной деятельности: исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
Планируемые результаты: Знают и называют характерные признаки осени и осенних явлений.
Сформирована память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Проявляют интерес к опытно – экспериментальной деятельности, интересуются новым, неизвестным в мире природы, наблюдают, делают выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи между природными явлениями.
«Речевое развитие»
Задачи: Развивать умение детей называть приметы осени. Обогащать природоведческий словарный запас: черешок, кромка, хлорофилл.
Развивать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками.
Планируемые результаты: Называют приметы осени. Расширен словарный запас: черешок, кромка, хлорофилл.
Владеют диалогической речью, свободно общаются с педагогом и сверстниками.
" Социально-коммуникативное развитие"
Задачи: Формировать умение активно и доброжелательно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных задач, умение отстаивать свою точку зрения.
Планируемые результаты: Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных задач.
«Физическое развитие»
Задачи: Развивать основные движения для снятия мышечного напряжения. Формировать привычку сохранять правильную осанку в разных видах деятельности.
Планируемые результаты: Выполняют правильно основные виды движений. Следят за правильной осанкой в разных видах деятельности.
Методы и приемы: практические, наглядные, словесные.
Вид детской деятельности: познавательно – исследовательская, двигательная, игровая, коммуникативная.
Оборудование и материал:
Колокольчик, листья для танца, лупы, микроскоп, две коробки (с сухими и свежими листьями, белые салфетки, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы,
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
• Поделки из природного материала;
Ход НОД:
Воспитатель стоит у окна и звенит колокольчиком:
Мой звоночек звенит, заливается.
И ребята вокруг собираются.
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг, и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся.
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Гуляла я парке и видела там такие красивые деревья.
Отгадайте загадку, и тогда вы узнаете, в какое время года бывает такая красота в природе:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Все ответят: «Это…» (осень)
Я сделала фотографии и очень хочу,что бы и вы полюбовались этой красотой.
Презентация «Осень»
Воспитатель: А какое же время года сейчас?
Дети: осень
Воспитатель:Почему вы так решили? Какие приметы осени,которые определяют время года вы знаете?
Дети:
-день короче, а ночь длиннее;
-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
Ребята, а кто знает стихотворение о перелете птиц?
Улетают к югу птицы:
И грачи, и журавли,
Но останутся синицы,
Воробьи и снегири.
И сороки остаются
Не летят с родной земли.
А весной опять вернутся
И грачи, и журавли.
Назовите перелетных птиц и зимующих?
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
Воспитатель: Назовите осенние месяцы?
Дети: Сентябрь. Октябрь. Ноябрь.
Воспитатель: Как их называют в народе, почему?
Дети:
1. Сентябрь – рябинник (потому что в это время созревает рябина).
2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
Посмотрев на картинки определите, где изображена ранняя и поздняя осень (картинки)
Ответы детей.
Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Что такое осадки?
Дети:дождь, снег, туман.
Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода?
Дети:посмотреть телевизор, послушать радио, по термометр).
Ребята, а сейчас мы поиграем в игру: «Какая погода бывает осенью» Я читаю предложение, а вы должны ответить, одним словом. Погода бывает какая? (воспитатель по очереди передаёт листок детям и они дают ответ)
Когда идет дождь - дождливая,
Когда дует ветер – ветреная,
Холодно – холодная,
Пасмурно – пасмурная,
Сыро – сырая,
Хмуро – хмурая,
Ясно – ясная.
Солнечно – солнечная.
А как называется природное явление, когда опадают листья с деревьев?
Дети: Листопад.
Воспитатель Кто знает стихотворение о листопаде?
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад,
желтые, красные листья,
по ветру вьются, летят.
Воспитатель: Давай изобразим это явление танцем.
Танец с листьями.
Воспитатель: Назовите народные приметы осени, которые определяют погоду?
Дети:
Облака редкие - будет ясно и холодно.
Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.
Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет,
а низко - так мало снега будут.
Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу поздней зимы.
Теплая осень - к долгой зиме.
У зайцев шерсть побелела - зима близко.
Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
В осеннее ненастье семь погод на дворе.
Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
Воспитатель:А вы задумывались, почему красота осени не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? Вы хотели бы узнать ответы на эти вопросы?
Дети: Да
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы ответить на вопросы?
Ответы детей; нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории
Воспитатель: А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Проблемный вопрос:
Воспитатель: А вам интересно узнать, как устроен лист?
Дети:Интересно
Воспитатель:А для того, чтобы получше рассмотреть листья, чем надо пользоваться?
Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом.
Исследование №1 «Рассматривание строение листа с помощью лупы»
Материал: лупа, осенние листья разной формы.
Воспитатель: Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь обратную поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод?
Дети: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой. Листья имеют разную форму.
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Предположения детей
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Оборудование: зеленые листья, лупа.
(Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Воспитатель: Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
Дети: На ткани появились зеленые пятна.
Воспитатель: Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
Воспитатель :какого цвета бывают листья у деревьев осенью?
Дети: Оранжевые, красные, коричневые, зеленые.
Воспитатель:Почему лист зеленый? Почему осенью листья меняют свой цвет?
Какой можно сделать вывод?
Дети: Зеленый цвет листу придает вещество хлорофилл. Осенью меньше солнечного света. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет
.
Исследование №3. «Почему опадают листья?»
Оборудование: листья крупные и мелкие, лупа
Воспитатель: Ребята, а почему листья опадают? Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Какой можно сделать вывод?
Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Эксперимент «Как листья опадают»
Воспитатель: На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель - Пока лист летел, что вы заметили?
Быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
Исследование №4 «Что же случается с опавшими листьями?»
Ответ детей: Они высыхают.
Воспитатель: А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?
Дети :да
Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой не засохшие листья.
Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.
Физминутка. (движения выполняют по тексту)
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти стряхнули – так ветер срывает росу.
Крыльями плавно помашем – это так птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья сложили назад.
Воспитатель :А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный листик». Мы все встанем в круг и будем передавать листик друг другу и рассказывать все, что узнали сегодня интересного и нового об осени.