Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательному развитию «По следам осени» в подготовительной группе

Татьяна Горнова
Конспект занятия по познавательному развитию «По следам осени» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: Закреплять и расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы. Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „По следам осени“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Задачи: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи с помощью опытно – экспериментальной деятельности: исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

Планируемые результаты: Знают и называют характерные признаки осени и осенних явлений.

Сформирована память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Проявляют интерес к опытно – экспериментальной деятельности, интересуются новым, неизвестным в мире природы, наблюдают, делают выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи между природными явлениями.

«Речевое развитие»

Задачи: Развивать умение детей называть приметы осени. Обогащать природоведческий словарный запас: черешок, кромка, хлорофилл.

Развивать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками.

Планируемые результаты: Называют приметы осени. Расширен словарный запас: черешок, кромка, хлорофилл.

Владеют диалогической речью, свободно общаются с педагогом и сверстниками.

" Социально-коммуникативное развитие"

Задачи: Формировать умение активно и доброжелательно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных задач, умение отстаивать свою точку зрения.

Планируемые результаты: Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных задач.

«Физическое развитие»

Задачи: Развивать основные движения для снятия мышечного напряжения. Формировать привычку сохранять правильную осанку в разных видах деятельности.

Планируемые результаты: Выполняют правильно основные виды движений. Следят за правильной осанкой в разных видах деятельности.

Методы и приемы: практические, наглядные, словесные.

Вид детской деятельности: познавательно – исследовательская, двигательная, игровая, коммуникативная.

Оборудование и материал:

Колокольчик, листья для танца, лупы, микроскоп, две коробки (с сухими и свежими листьями, белые салфетки, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы,

Предварительная работа:

• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.

• Сбор листьев разной формы и окраски.

• Беседы об осени;

Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов,

«Лес осенью» А. Твардовский,

стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;

• Разучивание стихов и поговорок об осени;

• Пение песен об осени и слушание музыки;

• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;

• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;

• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);

• Наблюдение за деревьями на прогулке;

• Поделки из природного материала;

Ход НОД:

Воспитатель стоит у окна и звенит колокольчиком:

Мой звоночек звенит, заливается.

И ребята вокруг собираются.

Собрались все дети вкруг

Ты мой друг, и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся.

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Гуляла я парке и видела там такие красивые деревья.

Отгадайте загадку, и тогда вы узнаете, в какое время года бывает такая красота в природе:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Все ответят: «Это…» (осень)

Я сделала фотографии и очень хочу,что бы и вы полюбовались этой красотой.

Презентация «Осень»

Воспитатель: А какое же время года сейчас?

Дети: осень

Воспитатель:Почему вы так решили? Какие приметы осени,которые определяют время года вы знаете?

Дети:

-день короче, а ночь длиннее;

-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.

-небо серое, хмурое;

-часто идут дожди;

-перелетные птицы улетают на юг;

Ребята, а кто знает стихотворение о перелете птиц?

Улетают к югу птицы:

И грачи, и журавли,

Но останутся синицы,

Воробьи и снегири.

И сороки остаются

Не летят с родной земли.

А весной опять вернутся

И грачи, и журавли.

Назовите перелетных птиц и зимующих?

-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;

- люди надевают демисезонную одежду;

-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;

Воспитатель: Назовите осенние месяцы?

Дети: Сентябрь. Октябрь. Ноябрь.

Воспитатель: Как их называют в народе, почему?

Дети:

1. Сентябрь – рябинник (потому что в это время созревает рябина).

2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Посмотрев на картинки определите, где изображена ранняя и поздняя осень (картинки)

Ответы детей.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Что такое осадки?

Дети:дождь, снег, туман.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода?

Дети:посмотреть телевизор, послушать радио, по термометр).

Ребята, а сейчас мы поиграем в игру: «Какая погода бывает осенью» Я читаю предложение, а вы должны ответить, одним словом. Погода бывает какая? (воспитатель по очереди передаёт листок детям и они дают ответ)

Когда идет дождь - дождливая,

Когда дует ветер – ветреная,

Холодно – холодная,

Пасмурно – пасмурная,

Сыро – сырая,

Хмуро – хмурая,

Ясно – ясная.

Солнечно – солнечная.

А как называется природное явление, когда опадают листья с деревьев?

Дети: Листопад.

Воспитатель Кто знает стихотворение о листопаде?

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад,

желтые, красные листья,

по ветру вьются, летят.

Воспитатель: Давай изобразим это явление танцем.

Танец с листьями.

Воспитатель: Назовите народные приметы осени, которые определяют погоду?

Дети:

Облака редкие - будет ясно и холодно.

Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.

Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет,

а низко - так мало снега будут.

Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу поздней зимы.

Теплая осень - к долгой зиме.

У зайцев шерсть побелела - зима близко.

Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.

Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.

В осеннее ненастье семь погод на дворе.

Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.

Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

Воспитатель:А вы задумывались, почему красота осени не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? Вы хотели бы узнать ответы на эти вопросы?

Дети: Да

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы ответить на вопросы?

Ответы детей; нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории

Воспитатель: А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?

Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

Проблемный вопрос:

Воспитатель: А вам интересно узнать, как устроен лист?

Дети:Интересно

Воспитатель:А для того, чтобы получше рассмотреть листья, чем надо пользоваться?

Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом.

Исследование №1 «Рассматривание строение листа с помощью лупы»

Материал: лупа, осенние листья разной формы.

Воспитатель: Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь обратную поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод?

Дети: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой. Листья имеют разную форму.

Проблемный вопрос:

«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»

Предположения детей

Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Исследование №2 «Почему лист зеленый?»

Оборудование: зеленые листья, лупа.

(Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Воспитатель: Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

Дети: На ткани появились зеленые пятна.

Воспитатель: Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …

Воспитатель :какого цвета бывают листья у деревьев осенью?

Дети: Оранжевые, красные, коричневые, зеленые.

Воспитатель:Почему лист зеленый? Почему осенью листья меняют свой цвет?

Какой можно сделать вывод?

Дети: Зеленый цвет листу придает вещество хлорофилл. Осенью меньше солнечного света. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет

.

Исследование №3. «Почему опадают листья?»

Оборудование: листья крупные и мелкие, лупа

Воспитатель: Ребята, а почему листья опадают? Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

Какой можно сделать вывод?

Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Эксперимент «Как листья опадают»

Воспитатель: На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.

Воспитатель - Пока лист летел, что вы заметили?

Быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Исследование №4 «Что же случается с опавшими листьями?»

Ответ детей: Они высыхают.

Воспитатель: А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?

Дети :да

Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой не засохшие листья.

Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.

Физминутка. (движения выполняют по тексту)

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти стряхнули – так ветер срывает росу.

Крыльями плавно помашем – это так птицы летят.

Как они сядут, покажем – крылья сложили назад.

Воспитатель :А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный листик». Мы все встанем в круг и будем передавать листик друг другу и рассказывать все, что узнали сегодня интересного и нового об осени.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «По следам Винни-Пуха» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 3 общеразвивающего вида города Зеи Конспект непосредственно.

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «По следам домашних животных» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Солнышко» Старооскольского городского округа Домарева Елена.

Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию по теме «Дары осени. Грибы» Сорокина Виталия Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию по теме "Дары осени. Грибы" Цель: расширять представления детей.

Конспект организованной образовательной деятельности по ФГОС для подготовительной группы «По следам осени» Конспект организованной образовательной деятельности по ФГОС Для подготовительной группы на тему: «По следам Осени» Подготовила и провела.

Конспект по познавательному развитию «По следам Осени» .

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Разноцветные краски осени» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Разноцветные краски осени» Цель: -закреплять представления о сезонных.

Конспект прогулки в подготовительной группе «Путешествие по следам осени» Цель: расширить представление детей о жизни растений и животных осенью. Развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание,.

Конспект занятия по познавательному развитию (математика) в подготовительной группе. Конспект занятия по познавательному развитию (математика) в подготовительной группе. Задачи: 1. Формировать представление о различных.

Конспект занятия по познавательному развитию «В гости к Осени» Цель: Закрепить представления об осени, учить детей отвечать на вопросы по теме. Программные задачи: Активизация словаря по теме "Осень".

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Ищем следы осени» «Ищем следы осени» Программное обеспечение: учить детей составлению описательного рассказа о времени года с помощью мнемотаблиц; закрепить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «По следам осени» в подготовительной группе
Опубликовано: 22 октября 2017 в 23:26
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию «По следам осени» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Горнова (УИ 256089) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД