Брицына Софья Ивановна
Конспект поисково-исследовательской деятельности «Помощь пластилиновому острову» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Физическое развитие;
Художественно-эстетическое развитие.
Цель ООД
Расширение перспектив развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Задачи
Развивающие
развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, развивать собственный познавательный опыт, способность к диалектическому мышлению, наблюдательность;
Публикация «Конспект поисково-исследовательской деятельности „Помощь пластилиновому острову“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
активизировать речь, развивать речевое дыхание, слуховое внимание;
развивать крупную и мелкую моторику.
Обучающие:
систематизировать знания о физических явлениях;
формировать предпосылки поисковой деятельности; обучать технике проведения эксперимента и способам анализа его результатов;
упражнять в знакомых приемах лепки из пластилина.
Воспитывающие:
воспитывать исследовательскую культуру, активность, самостоятельность;
формировать навыки коллективной деятельности;
воспитывать отзывчивость, желание оказывать помощь.
Предшествующая деятельность
коллективная лепка Пластилинового острова и его жителей;
выявление свойств пластилина путем экспериментирования: плавится при нагревании, можно смешать пластилин разных цветов для получения другого цвета;
на основе результатов экспериментирования, «оказание помощи» жителям Пластилинового острова: помещение острова в затененное место, лепка растений и зелени из зеленого пластилина, полученного из желтого и синего пластилина путем их смешения;
проведение опытов «тонет – плавает» с целью выяснения плавательных свойств разных материалов (дерево, металл, пластик, резина, глина и др.);
рассматривание системы «Корабль» с использованием системного оператора (метод ТРИЗ).
Материалы и оборудование
проекторная презентация со слайдами: водный транспорт из разных материалов (деревянная и надувная лодки, деревянный парусник, современные малое и большое судно из металла);
«Пластилиновый остров» помещенный в широкую емкость с водой;
прозрачная емкость с водой;
предметы для экспериментирования: металлическая ложка, металлическая небольшая миска, фарфоровая игрушка, фарфоровая розетка для варенья;
На каждого ребенка:
Лист бумаги со схемой: схематичные изображения ложки, миски, фарфоровой игрушки, розетка для варенья. возле каждого изображения - схема прозрачной емкости с водой в виде прямоугольника с продольной линией посередине. изображающей линию уровня воды.
фломастер;
небольшой кусок пластилина.
Структура деятельности
Организационный этап (3 минуты)
отгадывание загадки;
логоритмика.
Основной этап (25 минут)
Решение проблемной ситуации по алгоритму:
проблемная ситуация (освещение проблемы, моделирование задачи, выявление противоречий);
поиск ИКР - идеального конечного результата (выдвижение идей, их анализ, подведение к конечному решению);
поиск внешних и внутренних ресурсов (экспериментирование);
динамическая пауза, упражнение на развитие речевого дыхания;
пальчиковая игра;
решение задачи (лепка);
Рефлексивный этап(2 минуты)
анализ задачи.
Ход деятельности
Организационный этап
Воспитатель загадывает загадку:
- Материал я непростой
Из брусочков и цветной
Из меня лепи, играй,
Руки мыть не забывай (пластилин)
Проводится логоритмическая игра «Я леплю из пластилина» (слова Т. Софинской):
Я леплю из пластилина Ритмично похлопывать пальцами - ладоней, меняя их положение (одна ладонь - - снизу, другая сверху, затем наоборот.
Шарик, Соединить пальцы рук, изобразив упругий - шарик.
мячик Соединить пальцы в замок, руки поднять - вперед, немного согнув в локтях.
и пингвина. Ноги вместе, руки вытянуть вдоль тела, - покачиваться из стороны в сторону.
А вот это – бегемотик, Поднять руки вверх, соединив пальцы рук.
У него большой животик. Поглаживать себя в такт по животу.
Пластилиновые ушки Кулачки поставить на голову и ритмично
Шевелятся на макушке сгибать и разгибать пальцы.
Пластилиновые ножки Ритмично топать.
Топа-топа-топоножки
Основной этап.
Решение проблемной ситуации с применением алгоритма.
Освещение проблемы
Воспитатель обращает внимание на Пластилиновый остров и сообщает, что его жителям опять понадобилась помощь детей:
- Ребята, жители Пластилинового острова мечтают о путешествиях, мечтают найти себе новых друзей на других островах. Но вокруг их острова вода и они боятся утонуть.
Эксперимент №1 «Пластилин тонет»
- Интересно, смогут ли жители острова плавать? Предлагаю провести эксперимент – опустить кусочек пластилина в воду.
Воспитатель вызывает кого-либо из детей для экспериментирования.
Дети убеждаются, что пластилин в воде тонет.
Моделирование задачи, выявление противоречия
Воспитатель:
- Мы должны придумать, как пластилиновым человечкам путешествовать по воде. Жители пластилинового острова очень хотят как-то научится плавать, но пластилин тонет в воде.
Поиск идеального конечного результата
Воспитатель дает установку на выдвижение идей, идеи могут быть любые, на этом этапе принимаются все. Высказанные идеи анализируются. Воспитатель подводит к конечному решению – жителям острова нужен кораблик или лодки.
Поиск внешних ресурсов.
Воспитатель:
- Как вы думаете, из любого материала можно строить лодку? (ответы детей; дети, как правило, отвечают отрицательно, опираясь на опыт предшествующей исследовательской деятельности – какие предметы тонут в воде, какие нет и из каких они сделаны материалов).
- Верно, одни материалы плавают в воде, другие тонут. Из каких материалов предметы у нас плавали? (резина, дерево, пластик). Из какого – тонули? (металл, керамика, пластилин).
На экране проектора появляются слайды с изображением кораблей и лодок.
Воспитатель:
- Рассмотрите картинки. Из чего сделаны корабли, лодки, катера? (дерево, резина, металл).
- Как же так? Ведь металл тонет в воде, но все современные корабли изготовлены из металла? В чем же тут секрет?
Эксперимент №2 «Все зависит от формы»
Детям раздаются схемы и фломастеры.
Воспитатель сообщает о предстоящем опыте:
- Посмотрите на эти предметы (демонстрирует металлическую ложку и металлическую миску, фарфоровую игрушку и фарфоровую розетку для варенья). Из какого они материала? (два предмета из металла, два – из фарфора. Сейчас, мы выясним, какие из этих предметов утонут, а какие нет. Как вы думаете, какие предметы утонут? (все предметы сделаны из тонущих материалов, поэтому утонуть могут все предметы).
Воспитатель вызывает одного ребенка. На общем обозрении находится прозрачная посуда с водой. Ребенок опускает в воду металлическую ложку.
Ложка тонет.
Воспитатель просит детей найти на схеме картинку с ложкой и фломастером отметить на схеме, где оказалась ложка (поставить точку «под водой»).
Далее вызывается следующий ребенок, помещает в воду металлическую миску. Миска плавает. Дети отмечают на схеме с нарисованной миской результат опыта – ставят точку «над водой».
Аналогично проводится опыт с фарфоровыми предметами, в результате которого выясняется, что игрушка из фарфора тонет, а розетка из фарфора – плавает.
Проводится анализ результатов эксперимента.
Воспитатель:
- Как вы думаете, почему предметы из одинаковых материалов, но один из них тонет, другой – нет (ответы детей).
Вывод:
- Умеет предмет плавать или нет - зависит не от материала, из которого он сделан, а от формы. И блюдце, и розетка имеют широкое дно, которое «ставится» на воду. Сверху находится воздух, он легче воды. И предмет не тонет, он плавает.
Эксперимент №3 «Все зависит от груза»
Воспитатель наливает в плавающую миску воду. Миска тонет. Затем миска возвращается на поверхность воды, в нее помещается небольшой кусочек пластилина, миска держится на воде.
Анализ.
- Почему миска с водой утонула, а с маленьким кусочком пластилина – нет? (ответы детей)
Вывод:
- Чтобы миска осталась на воде, ее нельзя перегружать.
Воспитатель вновь обращает внимание детей на слайды с изображением кораблей и лодок:
- Что вы можете сказать про форму водного транспорта? (форма у всех лодок и кораблей похожа – все имеют широкое дно. В одних случаях дно в виде вытянутой чаши.)
Проводится динамическая пауза «На морском берегу»
Что там чудится в тумане? - Вытянуть руки вперед, руками
Волны плещут в океане. руками изображать волны.
Это мачты кораблей. - Поднять руки вверх,
Пусть плывут сюда скорей. махать кистями рук.
Мы по берегу гуляем, - Ходьба на месте.
Мореходов поджидаем,
Ищем ракушки в песке - Наклоны вперед.
И сжимаем в кулаке. - Ладони повернуть вверх, сжимать
и разжимать кулаки.
Чтоб побольше их собрать, - Приседания.
Нужно чаще приседать.
Вверх потянемся, пройдемся - Поднять руки вверх, потянуться,
И на место вновь вернемся. - пройтись на носочках
[i]Проводится игра на развитие речевого дыхания «Пароход гудит»[/i]
Вдохнуть через нос с шумом, задержать дыхание на 1-2 секунды, вытянуть губы трубочкой, выдохнуть со звуком у-у-у-у. Игра проводится 3 раза.
Поиск внутренних ресурсов.
Воспитатель:
- Мы с вами поняли, почему плавают корабли. Но у нас нет для жителей Пластилинового острова кораблей. И мы не сможем сейчас для них сделать даже лодочки из дерева или металла. Что вы предлагаете? (ответы детей. Дети могут предложить сделать кораблик из бумаги. На этот случай целесообразно сделать бумажный кораблик заранее и провести еще один опыт: поместить кораблик на воду и положить туда кусочек пластилина. Бумажный кораблик такой груз не выдерживает и тонет. К тому же бумага размокает в воде и долго такой кораблик не прослужит).
Воспитатель подводит детей к окончательному решению: попробовать слепить лодки из пластилина.
Перед лепкой проводится пальчиковая игра «Корабль»
На корабле из дальних стран Сложить ладошки вместе,
большие пальцы поднять вверх.
Плывет отважный капитан Изобразить пальцами идущего
человечка.
Из тесной рубки у штурвала Изобразить движение штурвалом.
В бинокль видел он немало Сложить пальцы в «бинокль», поднести к глазам.
Лепка лодочек из пластилина
Описание:
1. слепить шар,
2. из шара скатать толстую «колбаску».
3. «колбаску» расплющить,
4. разрезать стекой получившийся овал из пластилина посередине пополам,
5. соединить вместе полукруглые части, слегка прищипывая края,
6. изнутри половинки соединить примазыванием,
7. проверить, нет ли дырочек по линии соединения.
Рефлексивный этап.
Дети опускают лодочки в воду. Воспитатель осторожно «сажает» в оду-две лодки пластилиновых человечков. Дети убеждаются, что лодки плавают.
Воспитатель:
- Расскажите, как мы сегодня помогли жителям Пластилинового острова?
Анализ задачи:
• с помощью экспериментов с предметами мы поняли, почему не тонут корабли и лодки: мы поняли, что плавающие предметы из тонущих материалов имеют схожую форму, что у этих предметов должно быть широкое дно в форме чаши;
• из пластилина мы слепили лодочки, имеющие такую же форму, проверив, нет ли в лодочках «протечек»;
• несмотря на то, что кусочки пластилина тонут в воде, лодочка из пластилина плавает.