Ира Зайцева
Конспект занятия по пластилинографии в подготовительной группе «Грибное лукошко»
НОД в подготовительной группе Тема : «Грибное лукошко»
Выполнила: Зайцева Ирина Александровна
Группа : подготовительная к школе группа
Вид занятия : пластилинография
Виды деятельности: изобразительная, игровая деятельность, двигательная деятельность.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Публикация «Конспект занятия по пластилинографии в подготовительной группе „Грибное лукошко“» размещена в разделах
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Грибы. Лепка, занятия с пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: развитие любознательности, инициативности, самостоятельной изобразительной деятельности детей (изобразительные, технические и композиционные умения) в процессе создания композиции из пластилина.
Планируемый результат: расширить знания о грибах, способствовать развитию речи, учить отвечать на вопросы воспитателя, воспитывать внимание.
Программное содержание.
- уточнить представления о времени года (осень, температура воздуха, продолжительность дня, непогода, листопад;
- дать представление о пейзаже, репродукций картин великих русских художников и поэтов;
- прививать чувство любви к родной русской природе, восхищение ее красотой;
- формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений великих русских художников-пейзажистов;
- совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар) и видоизменять ее для создания выразительных образов шляпки и ножки гриба : раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, вдавливать, прищипывать;
- формировать умения создавать лукошко с грибами с использованием многообразия усвоенных приемов лепки;
- воспитывать интерес к лепке, самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность;
- эстетически воздействовать на чувственную сферу через слово;
- уточнить знания и представления детей о геометрических телах;
- закреплять навыки количественного счета;
- обогащать словарный запас детей.
Оборудование/материал к занятию :
Демонстрационный материал: ноутбук, карточки с изображением грибов на доске, муляжи грибов, спокойная музыка.
Оборудование: Плотный цветной картон, размер 1\2 А4 с изображеним лукошка, доска для лепки, пластилин, стека, салфетка для рук.
Методические приёмы
На экране ноутбука рассмотреть репродукции картин Константина Сомова «Девушка с грибами», Аркадия Пластова «Летом», изображения различных грибов с названиями, картинки грибов для детей. (ЯНДЕКС. «Картины с изображением грибов». ЯНДЕКС. «Рисунки грибов с названиями»). Беседа, демонстрация, показ, поощрение, эмоциональное стимулирование.
1. Мотивация на совместную деятельность
Задача: Развивать произвольное внимание, познавательный интерес детей и побуждать выражать собственные мысли.
Воспитатель : Ребята, если вы послушайте внимательно, тогда узнаете, куда мы сегодня отправимся. (слушание звуков леса)
-Куда мы сегодня отправимся?
-Правильно, сегодня мы с вами отправимся в лес, а кто нас приглашает в лес, вы узнаете после прослушивания стихотворения
Воспитатель читает стихотворение о Старичке-лесовичке.
Жил предобрый старичок, старичок-лесовичок.
Нос курносый, как картошка, лоб в морщинках, как гармошка,
А глаза, как голубика, с солнечным веселым бликом.
Лопоточки из лозы, поясочек из травы,
Рукава льняной рубашки вышиты лесной ромашкой.
Много дел у старика, старичка-лесовичка.
Всем старался он помочь, будь то вечер, день иль ночь.
Бабочка крыло порвет – он заплатку ей пришьет.
А кто лапку занозит – он занозу удалит.
Птичек он зерном кормил, всех подравшихся мирил.
Шел по лесу старичок, Старичок-лесовичок,
Весь мохнатенький, сучковатенький,
Нес он рыжики в корзинке,
А куда свернул с тропинки мы и не заметили.
А вы, ребята, его не встретили?
(Ответы детей).
Воспитатель: Дети, а вот он оставил нам письмо, Интересно, что в нем? Вот, что он пишет: «Дорогие ребятки! Пишет вам ваш друг – Старичок-лесовичок. В моем лесу случилась беда. Невоспитанные туристы отдыхали в лесу, намусорили, все цветы и грибы с корнями выдернули. Лес обиделся, цветы закрылись, птицы петь перестали! Помогите! Помогите! Жду вас с нетерпением! Ваш Старичок-лесовичок».
2. Основная часть
Актуализация знаний необходимых для предстоящей деятельности
Задача:Развивать сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины) в процессе обследовательских действий.
Воспитатель: Вы принимаете приглашение Старичка-лесовичка (ответы детей)
Воспитатель: Дети, а вы знаете правила поведения в лесу? Для этого поиграем в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить действия, а вы отвечать. Если поступки хорошие – говорить «ДА», а если плохие – «НЕТ».
- Если я приду в лесок и сорву ромашку? – нет.
- Если разведу костер, а тушить не буду? – нет.
- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? – да.
- Если съем пирожок и выброшу бумажку? – нет.
- Если ветку подвяжу, колышек поставлю? – да.
- Если сильно насорю и убрать забуду? – нет.
- Если мусор уберу, банку закопаю? – да.
- Я люблю свою природу, я ей помогаю! – да.
Пожалуйста, запомните, как должен вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек и научите этому своих друзей!
(В это время начинает очень тихо звучать музыка леса и появляется Старичок-лесовичок на экране ноутбука).
Старичок-лесовичок:
Кто в лесу моем гуляет?
О, да это ребятишки, смешливые девчонки, забавные мальчишки!
Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Старичок-лесовичок: Узнали меня, ребята? Я – Старичок-лесовичок. Жду вас. Кто природу губит, с тем я строг. А кто лес уважает, растения не обижает, зверям помогает, тот гостем желанным у меня бывает. Наконец-то вы пришли! Помогите, пожалуйста, открыться лесу. Если вы мои задания выполните, он пустит вас к себе.
Воспитатель: Не плачь, Старичок-лесовичок, мы тебе поможем, все задания выполним.
Задание 1. Вот, ребятки, вам первая загадка: дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт! Заходи в зеленый Дом, чудеса увидишь в нем. (Лес).
Задание 2. Как называется лес, в котором растут одни березы? (Березняк).
Много стихов и песен сложено про русскую березку-красавицу. А вы, ребята, знаете песенку про березку? (Дети поют песенку).
Задание 3. Ребята, а как называется лес, в котором растут ели, сосны? (Хвойный).
Задание 4. Ребята, а как вы думаете, что такое смешанный лес? Какие деревья растут в смешанном лесу? (Береза, осина, дуб, ель, клен и т. д.).
Задание 5. Надо решить задачку об обитателях леса.
На поляне у дубка крот увидел два грибка.
А подальше у осин он нашел еще один.
Кто ответить нам готов, сколько крот нашел грибов? (Ответы детей).
Задание 6. Ребята, расскажите лесу, какие грибы вы знаете. Я буду вам стихи читать, а вы будете отгадывать названия грибов.
А вот кто-то важный на беленькой ножке
Он с красной шляпкой, на шляпке – горошки!
(Мухомор).
Мы ходили в темный бор, повстречали… мухомор,
Красной шляпкою манит, но не трогай! Ядовит!
На поляне лесной, под могучей сосной
Старый старичок, на нем бурый колпачок.
Колпачок на бочок. Кто в лесу бывает, тот его и знает.
Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора –… боровик.
Вдоль лесных дорожек много белых ножек,
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Собирай, не мешкай, это – …сыроежки.
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту, зовусь я… подосиновик.
Сапоги мои – скрип да скрип под березою,
Сапоги мои – скрип да скрип под осиною,
И под каждой березой гриб – …подберезовик,
И под каждой осиной гриб –… подосиновик!
Под листами на поляне в прятки девочки играли.
Притаились три сестрички, светло-желтые …лисички.
(Дети рассматривают муляжи грибов, описывают их внешний вид)
Воспитатель:Вот вы нашли гриб, как правильно вы его возьмете? (аккуратно пользуясь маленьким ножичком, подрезая у самого низа ножки гриба)
Старичок-лесовичок: Молодцы, ребята! Садитесь на полянку, давайте послушаем звуки леса со всеми ее обитателями. (Слушают музыку и смотрят картинки леса). Спасибо вам, дети, вы спасли лес! Пойду я, дел в лесу много! До свидания, дети!
Воспитатель: До свидания, Старичок-лесовичок! И нам, ребята, пора в детский сад возвращаться! А чтобы проулка в лес запомнилась, я предлагаю вам смастерить подарок Старичку-лесовичку. Мы можем слепить лукошки с грибочками, а потом отправить их в лес. Пусть полакомятся и Старичок-лесовичок, и белочка, и ежик, и птички. Согласны (Ответы детей).
2.1. Словесное воспроизведение способов действий
(вопросы на уточнение)
Задача: развивать мышление, внимание, воображение; совершенствовать приемы лепки.
Педагог включает музыку, проводится физкультминутка.
Физминутка:
Дети утром рано встали, За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали, Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята, Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три, И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех. Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться, Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили, Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
И весёлые пришли домой. (Дети присаживаются за столы)
Воспитатель: Ребята, вы знаете что такое лукошко (Ответы детей)
-Лукошко – небольшая корзинка, плетённая из прутьев. (Воспитатель показывает образец готовой работы)
-Сегодня мы с вами сами сделаем лукошки из пластилина. Как нам удобнее это сделать? (дети приходят к выводу, что лучше всего это сделать из отдельных валиков (колбасок) – круглых или сплющенных в ленту).
- Для начала нам нужно взять кусок пластилина и поделить его стекой на части и скатать из них колбаски, а затем выложить их слегка придавливая по контуру лукошка, затем вы их заполните «грибами». Ножку гриба сделаем из толстой колбаски и разделим её вдоль стекой, у вас получится две полу объёмные ножки. Также сделаем шляпки из небольшого шарика и немного его вытянем и получится две шляпки.
- Перед работой вспомним правила работы с пластилином и стекой : пластилин разогреть в ладошках, стекой пользоваться аккуратно.
2.3 Смена видов деятельности
Задача: расслабить детей, дать возможность им отдохнуть;подготовить к дальнейшей деятельности.
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Топ-топ- пять шагов, (дети «шагают» пальчиками по столу)
В туесочке пять грибов,
Мухомор красный- гриб опасный, (сгибают и разгибают пальчики)
А второй- лисичка, рыжая косичка,
Третий гриб-волнушка, розовое ушко,
А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок.
Пятый гриб-белый, ешь его смело!
2.4. Практическое применение способов действий.
Задача: совершенствовать изобразительные, технические, цветовые, композиционные умения в процессе изобразительной деятельности.
Звучит спокойная музыка. Воспитатель наблюдает за деятельностью детей и корректирует в случае необходимости:
Воспитатель: Ребята, сидите за столами аккуратно.
Руки на месте,
Ноги на месте,
Локти у края,
Спина прямая. Можете приступайть к созданию грибной композиции.
Дети лепят сначала грибные лукошки, а затем грибы. Составляют композицию, дополняя их выразительными деталями – листочками, улитками.
.- Если необходима помощь, можете позвать меня или попросить друг друга.
Педагог наблюдает за детьми во время выполнения задания и корректирует в случае необходимости.
3. Анализ работ продуктов действия детских работ.
Воспитатель благодарит, поощряет детей, которые вносят в рисунки интересные дополнения, выражает искреннее восхищение
Вот так диво-загляденье!
Всем готово угощенье!
- Молодцы ребята. Вы все постарались и у вас получились замечательно предать форму, цвет лукошка, грибов
-Ребята, мне кажется, у нас получилась целая выставка грибных лукошек.
- Как вы думаете, Старичок- лесовичок и лесные зверушки обрадуются такому подарку?
- Ребята, при выполнении такой сложной кропотливой работы, что было сложнее всего? А что получалось легко?
- Арсений, чьё лукошко тебе больше всего нравится? А почему именно оно тебе нравится? Расскажи.
(Дети слушают, вступают в диалог, совместно с воспитателем подводят итог. Анализируют работы, объясняют выбор).
- Пока вы ребята выполняли работу, к нам пришла посылка из леса. Сейчас мы посмотрим, что в ней. Ребята, вы очень понравились Старичку- лесовичку и он тоже прислал вам угощение- грибочки, но они не простые а песочные, и сегодня мы будем пить чай