111111111111
Занятие по обучению грамоте «Волшебное дерево»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Волшебное дерево» занятие по грамоте в старшей группе
Программное содержание :
Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа. Работа с деформированным предложением. Развивать четкое произнесение звуков, мелкую моторику. Упражнять в изменении существительных по числам; в подборе слов с противоположным значением; в составлении предложений.
Воспитывать любовь к родному языку.
Обогащение словаря: юркий, бредет, фыркать, шипеть.
Публикация «Занятие по обучению грамоте „Волшебное дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Чудо-дерево. Волшебные и сказочные деревья
- Темочки
Активизация словаря: слова – антонимы, гласный, согласный, обобщающие слова, слова в родительном падеже множественном числе: муравьев, столов, тюльпанов, домов, котов; сластена, косолапый.
Предварительная работа: знакомство со звуками, буквами, их характеристикой, заучивание пословиц, чистоговорок, пальчиковых игр; физминутки; дидактические игры.
Материал: «Дерево», на котором висят карточки с изображением букв А, Т, Л, О, И, П, Р, М, С, Н; картинки для составления предложений; фишки; схемы предложений, раздаточный материал для звукового анализа; листы картона, карандаши цветные.
Методические приемы: создание игровой мотивации; вопросы, ответы, использование здоровьесберегающих технологий (физминутка с элементами гимнастики для глаз и звукоподражанием).
Ход занятия:
Звучит колокольчик. Дети становятся в круг.
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо
Вспомним обязательно,
Все, что узнали на занятиях.
- Сегодня мы будем играть с необычным деревом :
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем.
На нем буквочки
Буквы гласные и согласные.
Нам бы буквы собрать
И слова из них узнать.
Многие из вас уже знакомы с буквами. Каждая буква на этом дереве предлагает нам свое задание. Справитесь ли вы со всеми их заданиями? Тогда начинаем. Воспитатель снимает с дерева по одной букве, спрашивает детей, знакома ли она им. Какой звук обозначает эта буква. Дети дают характеристику звукам, а затем предлагает выполнить задание.
БУКВА «А»
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»
Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.
Большой–
Мягкий-
Жара–
Тяжелый-
Светлый–
Грязный–
Говорить–
Добро –
БУКВА «Т»
Дидактическая игра «Назови, одним словом»
Воспитатель выставляет картинки на наборное полотно.
БУКВА «О»
Дидактическая игра «Один – много»
Воспитатель предлагает слово, а дети ставят его в именительный падеж, множественное число; родительный падеж множественного числа.
Муравей – муравьи – муравьев
Тюльпан –тюльпаны - тюльпанов
Стол –столы - столов
Кот –коты - котов
Дом –дома – домов
БУКВА «Л»
Дидактическое упражнение «Чистоговорка»
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Ли-ли-ли – прилетели журавли.
Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
Ул-ул-ул – у нас сломался стул.
Оль-оль-оль – мы купили соль.
Лю-лю-лю – маму милую люблю.
БУКВА «Р»
Дидактическое упражнение «Найди звук»
Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других, а вы должны этот звук назвать.
* В шалаше шуршат мыши.
* Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.
* На горе Арарат растет красный виноград.
БУКВА «М»
Дидактическое упражнение «Найди место звука в слове»
На схеме находят положение звука (м).
Машина, дом, муха, компот, шум, маска, мышка, лампа, молоко.
Давайте разберемся, чем отличаются звуки от букв? Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим. Вспомните, какие бывают звуки? Гласные и согласные.
Гласные тянутся в песенке плавной,
Могут заплакать и закричать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Покажите, какими значками мы обозначаем гласные звуки.
А согласные – согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не могут они петь.
Покажите, как мы обозначаем согласные звуки.
Давайте разберемся со звуками, которые обозначены буквами с нашего дерева.
Дидактическое упражнение «Гласный или согласный»
Воспитатель называет звуки, а дети определяют гласные они или согласные.
Дидактическое упражнение «Замени согласный звук»
Воспитатель предлагает детям твердый согласный звук, а дети называют его мягкую пару.
БУКВА «С»
Дидактическое упражнение «Сколько слогов»
Кукла, мяч, кубики, машина, юла, медведь.
Динамическая пауза «Медведь по лесу бродит» (с элементами гимнастики для глаз и звукоподражания)
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит. (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет. (Изображать, как медведь достает и ест мед.)
Облизывает лапу
Сластена косолапый. (Имитировать как медведь облизывает лапу, стараясь далеко высунуть язык и двигая им снизу вверх.)
А пчелы налетают, сердятся,
Жужжат, медведя прогоняют. ( Звукоподражание: «Жжжж». Отвести руку вперед и поочередно касаться указательным пальцем носа, щек и т. п.)
А пчелы жалят мишку:
Не ешь наш мед, воришка! (Водить указательным пальцем перед лицом и прослеживать за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку».)
Ложится, засыпает
И пчелок вспоминает. (Сесть на место, положить руки под щеку.)
(И. Лопухина)
БУКВА «И»
Дидактическая игра «Исправь ошибку»
Воспитатель произносит предложения, а дети находят в нем ошибку.
Цветы стоят на вазе.
Юркий воробей собирать крошки.
В лесу растут сосна.
На черной небе блестят звезды.
БУКВА «П»
Дидактические упражнения «Сколько слов» и «Составь предложение»
Вспомните, из чего состоят предложения? (из слов). Воспитатель называет предложения, а дети выкладывают схему предложения.
Наступила весна.
Саша рисует красную машину.
Посадил дед репку.
- А теперь составьте предложение по схеме. (Выставляет на наборное полотно схему предложения. Дети составляют предложения).
БУКВА «Н»
Звуко - буквенный разбор слова «Носик».
Рисование: «Укрась, какую хочешь букву»
Детям предлагается украсить любую букву из собранных на дереве.
Вы справились со всеми заданиями и показали хорошие знания русского языка. А впереди еще много интересных занятий, которые помогут вам стать знатоками русского языка.