Ольга Носова
Конспект занятия по ФЭМП у детей 6–7 лет в форме викторины «Знатоки математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по ОО «Познавательное развитие» по формированию элементарных математических представлений у детей 6–7 лет.
Тема: «Знатоки математики».
Интеграция образовательных областей: ОО
«Познавательное развитие», ОО»Речевое развитие», ОО»Физическое развитие», ОО»Социально-коммуникативное развитие».
Форма проведения : подгрупповая.
Разработчик: воспитатель первой квалификационной категории Носова Ольга Васильевна.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП у детей 6–7 лет в форме викторины „Знатоки математики“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Викторины по математике (ФЭМП)
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2018
Цель: развитие математических способностей, логического мышления, посредством развивающих игр.
Задачи: закреплять у детей навык сложения и вычитания чисел, представления о взаимосвязи целого и частей, о свойствах предметов, геометрических фигурах.
Формировать пространственные представления:»слева», «справа», «вверху», «внизу», умение классифицировать и обобщать предметы по двум, трём, четырём признакам. Упражнять в решении математических задач, используя схемы и модели. Способствовать формированию мыслительных операций: группировать, классифицировать, сравнивать, анализировать.
Совершенствовать речь как средство общения, формировать умение составлять простые и сложные предложения, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Развивать познавательную активность, смекалку, сообразительность, фонематическое восприятие. Формировать навык самооценки и самоконтроля. Воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательности, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Оборудование: магнитная доска, компьютер (звуковое письмо от мудрой совы, сотовый телефон (сообщение от совы, шкатулка с пуговицами, цифры, схемы здания школы по количеству детей и одна- большого формата, конверты с заданиями, картинки предметные (5)- шар, кошка, осы, лыжи, автобус, мяч, карточки-схемы по количеству детей для решения задачи, таблицы с головоломками, полоски цветного картона, мешочек, членские билеты «Знатоки математики», сувениры.
Предварительная работа: решение логических и конструктивных задач, кроссвордов, головоломок, отгадывание загадок, игры «Конструктор», «Чем похожи, чем отличаются?», «Четвёртый лишний», «Что изменилось?», заучивание стихотворений, скороговорок о цифрах, деятельность с мозаикой, конструкторами.
План-конспект ОД
- Какое чудесное сегодня утро! К нам пришли гости. Давайте пожелаем им здоровья. Обратите внимание на погоду за окном. Какая она? (пасмурная, хмурая). А в нашей группе сегодня появилось солнышко. Появилось оно для того, чтобы пожелать вам хорошего настроения. Улыбнитесь!
- Ребята, скажите мне пожалуйста, кто-нибудь из вас смотрел передачу «Что, где, когда?». Вспомните, какая птица является символом этой игры? Ответы детей.
- Внимание на волшебный экран. Нам пришло от совы звуковое письмо. Прослушивание звукового письма. Сова предлагает открыть «Клуб юных знатоков математики» и сегодня будет проходить отборочный тур в несколько этапов. Для этого она приготовила интересные задания.
Задание № 1.
На столе разложены конверты с цифрами. Ребёнок берёт конверт с цифрой 1 и читает задание. На магнитной доске схема здания школы с примерами и предметные картинки. Остальные дети работают за столами с аналогичными схемами.
Ребё нок читает:»Отгадайте, что это за здание?»
Педагог:»Надо поочерёдно назвать первые звуки в названиях предметов, изображённых на картинках, и выставить карточки с соответствующими буквами на вывеске здания»
-Что же это за здание? Ответы детей. Посмотрите внимательно на схему здания школы и подумайте, что можно определить с помощью этой схемы? Размышления детей.
-Верно, можно определить номер каждого класса и распределить учеников по классам. Но сначала нам необходимо узнать номер каждого класса. Дети поочерёдно отвечают у доски, остальные работают сидя за столами. Например: 8-5=3, 8-это целое, 5и3- части. От целого отнимаю одну часть-5, получается вторая часть-3. Вывод: в левом верхнем углу находится класс№3. Аналогично решаются другие примеры.
- Педагог: «Постарайтесь описать учеников, которые посещают класс № 3? Ученики этой школы- забавные геометрические человечки. Дети описывают: «В этот класс ходят красные, маленькие толстые ученики круглой формы».
- Молодцы! С первым заданием вы справились и получаете фишку (1 балл).
Задание № 2.
Предлагаю детям выбрать конверт с цифрой, следующей за цифрой 1. Ребё нок читает: «Блицтурнир, Ответьте правильно и быстро на вопросы». Игра с мячом.
Вопросы:
1. Если стол выше стула, то стул? (ниже стола)
2. Если река шире ручья, то ручей? (уже реки)
3. Если сестра младше брата, то брат? (младше сестры)
4. Если штанга тяжелее подушки, то подушка? (легче штанги)
5. Если в банке воды больше, чем в кружке, то в кружке? (меньше)
6. Если линейка длиннее карандаша, то карандаш? (короче линейки)
7. Что бывает раньше, обед или ужин?
–Наступила минутка для шутки. В феврале сначала зацвела одна яблоня, потом ещё три сливы. Сколько деревьев зацвело?
- За вашу смекалку получаете вторую фишку.
Задание № 3.
- Предлагаю воспитанникам выбрать конверт с цифрой, следующей за цифрой 2 и прочитать задание. Ребё нок читает: «Решите задачу и ответьте на вопрос: Какую пуговицу потерял Рассеянный?». Дети работают стоя за столами. У каждого 16 кодовых карточек. Перед решением задачи предлагаю детям заглянуть в «бабушкину шкатулку» с пуговицами- зелёными, жёлтыми, синими; с одной, двумя, четырьмя дырками; большими и маленькими. Делаем вывод: «Пуговица может-быть зелёной, синей, жёлтой, с одной, двумя, четырьмя дырками, маленькой или большой.
- Вспомните, из чего состоит задача? Для её решения разложите перед собой карточки, группируя по признакам. Читаю условие задачи: «Рассеянный потерял пуговицу: она не зелёная, и не жёлтая, не с одной и не с двумя дырками, не большая. Предлагаю проверить решение задачи друг у друга. Ответы детей : «Рассеянный потерял синюю, с четырьмя дырками маленькую пуговицу». Дети находят в шкатулке указанную пуговицу среди других. Получают 3-ю фишку.
Физкультминутка
Мы немножечко устали
В круг широкий тихо встали.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево.
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
И опять играть начнём.
4 задание:
Предлагаю выбрать конверт с цифрой, у которой соседи- числа 3 и 5. Внимание! Вопрос: «Рассмотрите картинку, придумайте название. Кажется, что на ней кто-то лишний. Как вы думаете, кто? Рассуждения детей.
- Вы смогли аргументировать своё мнение, поэтому получаете 4-ю фишку.
5 задание.
-Внимание! Чудесный мешочек. (в мешочке картинки с изображением предметов, имеющих форму шара, куба, цилиндра, конуса). Задание: «Показать картинку и назвать форму предмета. Например, солнце имеет форму шара.»
-Ответы все точные, поэтому вы получаете 5-ю фишку.
6 задание:
Ребёнок открывает последний конверт. Задание читает воспитатель: «Мудрая сова предлагает вам решить две головоломки, записанные на таблицах». Работать будем подгруппами по 4 человека. Задание первой подгруппе: «В фигуре, похожей на стрелу, переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника». Задание для второй подгруппы:»В фигуре, похожей на ключ, переложить 4 палочки, чтобы получилось 3 квадрата.». (дети составляют фигуры из полосок на ковре).
- Молодцы, ребята! Конвертов с заданиями больше нет. На сколько вопросов совы мы ответили? Какой вывод мы можем сделать? Какие задания вызвали у вас затруднения? Какие показались лёгкими? Звонит телефон. Говорю: «На телефон мне пришло сообщение. Сейчас мы его прочитаем. Читаю. В это время взрослый стучится в дверь и передаёт сувениры от Мудрой совы (медали "Самому смышлёному Знатоку математики"