Ляйля Курпешева
Конспект занятия «Коляда»
Сказительница: Здравствуйте ребята!
Пришла я к вам издалека.
Я бабушка – Сказительница, да ключей хранительница.
Ключей не простых, от волшебного сундучка.
- Ребята, мы с вами родились и живем в России. Наша страна – Россия - очень богата многими традициями и обычаями. Наши предки, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды.
- Ребята, вы любите праздники? Какие вы знаете праздники? Какой праздник мы с вами праздновали, дед мороз приходил, подарки приносил?
Публикация «Конспект занятия „Коляда“» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Коляда, колядки, святки. Конспекты занятий для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Правильно, новый год! А сразу после новогоднего праздника с 7 по 18 января люди гуляют, ходят в гости, поздравляют и угощают друг друга, веселятся, потешают народ колядками. Это время называется Святками. Коляда – это имя зимнего солнца. 25 декабря – самый короткий день в году.
У русского народа – молодежь и дети наряжались в вывороченные наизнанку тулупы. Прикрыв лица смешными и страшными масками козы, медведя, быка, барана, Бабы Яги или черта, ходили из дома в дом, останавливались под окнами и славили хозяев, желали им в песнях и прибаутках добра и благоденствия, многодетности и хорошего урожая.
(открывает сундук, достает иллюстрации и картинки)
Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на лужайках, на улицах, в поле. Под музыку балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.
Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды (показывает иллюстрации, по особенному готовили праздничное угощение. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили, повсюду был слышен праздничный звон колоколов
Воспитатель: Вот и пришла зимушка-зима.
Зимушка, зимушка снежная.
Красны девицы да добры молодцы!
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь!
Будем кругом ходить, Коляду заводить!
Сказительница. – Не один праздник на Руси не обходился без хоровода.
Как у наших у ворот
Собирается народ.
Собирается народ
На веселый хоровод.
- Ребята, а давайте поиграем в русские народные игры:
1. Музыкальная игра «Шапочка»
Дети стоят в кругу близко друг к другу, передают по кругу шапочку и поют слова:
Вы, ребята, не зевайте, шапочку передавайте,
Только перестану петь, надо шапочку надеть!
Когда заканчиваются слова, ребенок, у которого оказалась шапочка, надевает ее на голову и выходит в круг плясать, любое движение. Все ему хлопают в ладоши.
2. Игра "Снежок"
Дети стоят в кругу и передают снежки, на ком музыка остановится, те выходят в центр и под проигрыш исполняют движения.
Спели песню "Самовар"
Жил-поживал Самовар.
Самовар!
Был он не молод, не стар.
Самовар!
Он на работе кипел.
Самовар!
Песню такую он пел.
Пых-пых, тумба-тумба, Самовар!
Тумба-тумба-тумба-тумба,
Русский самовар!
Пых-пых, тумба-тумба, Самовар!
Тумба-тумба-тумба-тумба,
Русский самовар!
Пусть неуклюж он на вид.
Самовар!
Но на Руси знаменит.
Самовар!
Игра «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
Ход игры: двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом, берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
«Ворота» произносят:
Золотые ворота пропускают не всегда!
Первый раз прощается, второй запрещается,
А на третий раз не пропустим мы вас!
После этих слов «ворота» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротами». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
Сказительница. – Ребята, вам понравилось. Мне пора отправляться к другим ребятам. До свидания.