Ольга Александровна Мясникова
«История и достопримечательности нашего села Вадинска». Конспект занятия по краеведению для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание у детей чувства любви к родному селу; развитие интереса к истории малой Родины.
Задачи:
образовательные: познакомить детей с историей родного села, его достопримечательностями;
формировать представление детей об истории возникновения родного села.
развивающие: развивать у детей интерес к историческим фактам, связанным с историей возникновения села Вадинск (города Керенск);
развивать познавательную активность детей;
развивать речь детей, мышление, внимание.
воспитательные: воспитывать чувство любви и бережного отношения к малой Родине, уважение к труду людей разных профессий.
Области интеграции: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: экскурсии по улицам села, рассматривание флага и герба Вадинска, разучивание стихов о Вадинске, рисование на тему «Моя улица».
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, фотографии достопримечательностей Вадинска.
Ход занятия
Дети входят в зал под музыку.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Сегодняшнее занятие мы посвятим нашей малой Родине. Я предлагаю вам совершить необычное путешествие.
В этот момент раздается стук и в группу входит девочка в спортивной форме и с рюкзаком за спиной.
-Здравствуй, девочка!
Девочка: Здравствуйте! Меня зовут Марина. Я услышала, что вы собираетесь в путешествие. Я очень люблю путешествовать по разным городам и сёлам, изучать их историю, знакомиться с интересными людьми.
- Пожалуйста, возьмите меня с собой! Мне тоже хочется узнать историю вашего села, увидеть старинные здания, памятники.
Воспитатель: Предлагаю совершить необычную экскурсию по нашему родному селу. Не покидая стен родного детского сада, мы побываем в разных уголках нашей малой Родины.
Ответы детей.
Марина: Ребята, а как называется ваше село?
Дети: Наше село называется Вадинск. Оно большое и очень красивое.
Воспитатель: Я буду главным экскурсоводом, а вы, ребята, будете мне в этом помогать.
- Наше село Вадинск находится на возвышенности. Когда –то на горе недалеко от устья реки Керенки была построена Керенская крепость, которая защищала от набегов врагов. По указу Екатерины II Керенск стал уездным городом. Он был вторым по величине в Пензенской губернии. Город со всех сторон был окружен глубоким рвом и земляным валом. Сюда съезжались купцы с соседних городов на ярмарку.
А в 1926 году Керенск лишили городского статуса, сделав его селом. Затем Керенск переименовали в Вадинск. На месте Керенской крепости установлен памятный знак.
Воспитатель: Предлагаю послушать стихотворение о Вадинске.
Ступникова Анна: Стихотворение «Вадинск, милый Вадинск», автор
Л. Богатова.
Вадинск, милый Вадинск, славный старый Керенск,
Сказочно красивый, благодатный край!
Влюблены навеки мы в твои просторы,-
Ты душе и сердцу настоящий рай!
Здесь когда-то предки наши поселились,
Потому что места лучше не найти.
Лес они рубили, церкви возводили,
Край родной любили преданно они.
Воспитатель: Спасибо, Аня!
- А мы продолжаем свою экскурсию.
- В былые времена в Керенске, а ныне - Вадинске, было много церквей. Но до настоящего времени сохранилось всего несколько. И главным памятником архитектуры нашего села является комплекс Свято- Тихвинского Керенского мужского монастыря, который расположен на окраине села, рядом с лесом. Самые древние постройки – главная соборная церковь и церковь святого Дмитрия. Так же на территории монастыря сохранились ещё два храма, трапезная, настоятельный корпус, кельи и здание училища. В настоящее время при монастыре работает музей. Также на территории монастыря посадили сад из плодовых деревьев и кустарников, имеется виноград.
Ещё одним объектом Вадинска, уцелевшим за пределами монастыря, является церковь Архистратига Михаила. А здание Успенского собора в советские времена было перестроено под дом культуры и кинотеатр.
Но в Вадинске, помимо церквей, имеются и другие исторические постройки: здание присутственных мест (в настоящее время историко – краеведческий музей, здание бывшей музыкальной школы, здание бывшего Керенского городского училища (районная библиотека).
- Ещё в центре Вадинска, в парковой зоне находится Мемориальный комплекс памяти павших в Великой Отечественной войне.
Воспитатель: Ребята, наша гостья, да и вы устали, нам пора немного отдохнуть.
Физкультминутка.
По дорожке ты шагай,
Ноги выше поднимай.
(Шаг с высоким подниманием колена).
И немножко поскачи,
Только, друг мой, не спеши.
(Подскоки).
На носочках ты шагай,
Свою спинку выпрямляй.
(Ходьба на носках, руки в стороны).
И попрыгай по дорожке,
Хороши пружинки – ножки.
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед).
Дальше веселей шагай,
Маршируй, не отставай.
Воспитатель: Наша экскурсия продолжается.
Еще одна достопримечательность Вадинска – это Вадинское водохранилище. Местные жители его еще называют Вадинским морем.
- Ребята, расскажите, кто живёт в водоёме? (ответы детей)
- Какие птицы прилетают сюда летом? (ответы детей)
- Богат Вадинский край грибами, ягодами, животными.
Воспитатель: Ребята, а теперь вы расскажите нашей гостье про улицы, на которых вы живёте. (рассказы детей.)
Воспитатель: Самое большое богатство нашего Вадинского края – это народ, люди, которые здесь живут, учатся, работают на благо района. На видном месте, в центре села, расположена Галерея Славы, где размещены портреты известных людей: врачей, учителей, хлеборобов, военных, строителей, учёных. Они в разные годы прославили наш Вадинский край. Мы ими гордимся!
- На этом наша экскурсия заканчивается. Нам пора возвращаться в детский сад.
Марина: Большое спасибо за экскурсию! Я много интересного узнала о вашем селе.
- Ребята, а вы прочитаете для меня стихи о природе родного края.
Каширин Саша: Стихотворение «Село моё просторное»… В. Ф. Балдина
Село моё просторное,
Чудесные места,
На все четыре стороны
Раскинулись леса.
Дудочкина Софья: Река течёт спокойная
Синеет гладь прудов,
Там утреннею зорькою
Увидишь рыбаков.
Бирюков Иван: Хлебами наливаются
Бескрайние поля.
Всё это называется
Родимая земля.
Козлова Вероника: Село моё всё строится,
Добротные дома.
И эту жизнь достойную
Мне Родина дала!
Марина: Вот порадовали вы меня! Сколько я сегодня узнала нового! Я обязательно расскажу про Вадинск своим друзьям и родителям. И мы обязательно приедем к вам в гости, посетим музеи, Галерею Славы.
- Ребята, назовите мне еще раз достопримечательности Вадинска, а я запишу в свой дневник, чтобы не забыть. (ответы детей)
- Любите и берегите свою Родину!
Воспитатель: Ребята, предлагаю подарить Марине нашу поделку, где мы изобразили улицу, на которой находится наш детский сад.
Марина: Спасибо! До свидания, ребята!
Список литературы:
1. «История Пензенского края, как средство развития личности ребёнка дошкольного возраста». Парциальная образовательная программа. Авторы-составители: В. Ф. Купецкова, Е. П. Куренкова и др. ГАОУ ДПО ИРР ПО, 2016
2. «Керенск. Жизнь и нравы провинции» Исторические хроники. Н. Г. Прокофьев. М. : «Издание книг ком»., 2020.