Вера Якимычева
Конспект изобразительной деятельности в старшей группе «Сюрприз от Карлсона для Фрекен Бок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Создать условия для развития интереса к творчеству гжельских мастеров; познакомить с характерными особенностями гжельского фарфора – колорит, композиция
Задачи:
Образовательные
-Приобщать детей к народно декоративному искусству в условия практической и творческой деятельности
-Формировать представление о богатстве и разнообразии гжельского промысла
-Формировать способности выделять традиционные особенности росписи: белый фон и сине голубые цвета, кайма.
-Обогащать знания детей и умение рисовать простейшие узоры (роза, лепестки, капельки, волнистые линии
Публикация «Конспект изобразительной деятельности в старшей группе „Сюрприз от Карлсона для Фрекен Бок“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
-Активизировать словарный запас (гжель, мастер, сервиз, кайма)
Развивающие
-Развивать интерес к изучению народно декоративно прикладному искусству.
-Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.
-Развивать способность к самостоятельности, поиску методов и приемов
-Развивать чувства формы, симметрии
-Развивать мелкую моторику
-Развивать навыки рисования гуашевыми красками, кончиком кисточки
Воспитательные
-Воспитывать умение ценить, уважать, достояние русского народа через декоративно прикладное искусство
-Воспитывать интерес к творчеству мастеров Гжели, желание активно проявлять себя в нем
-Воспитывать аккуратность, ответственность при выполнении работы
Образовательные области:
• Художественно эстетическое развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
Методы:
• Наглядный метод (показ, образцы поделок, иллюстраций)
• Словестный (беседа, пояснение, вопросы и художественное слово)
• Практический (создание игровой ситуации, смена деятельности, заинтересованности)
Виды детской деятельности:
• Художественно эстетическая деятельность
• Продуктивная деятельность
• Познавательная деятельность
• Речевое развитие
Индивидуальная работа:
• Индивидуальные занятия с детьми по обучению элементам декоративного рисования
• Индивидуальное занятие с детьми по обучению навыками составления узоров
Материалы и оборудование:
• Гжельская посуда: чайник, самовар, вазы, сахарница, масленка, чашки, тарелки
• Мешочек с иллюстрациями гжельских предметов
• Предметы посуды из соленого теста
• Гуашевые краски, кисточки, салфетки, банки с водой
• Скульптура малой формы: кошка, лошадка, петух
• Книга Н. Сурьяновой «Синие цветы гжели»
Предварительная работа:
• Знакомство с гжельским промыслом
• Рассматривание иллюстрации с изображением гжельских предметов
• Рассматривание альбомов «Небесная Гжель» И. А. Лыкова, «Гжель» С. Вохринцева
• Слушание рассказов воспитателя об истории происхождения промысла
• Раскрашивание в альбомах «Гжельская посуда»
• Чтение русских народных сказов и рассказов: «Небесная лазурь Гжели» М. Боброва, «Небесная Гжель» И. А. Лыкова (рассказ о промысле)
• Чтение стихов: «Сине белая посуда» С. Вахрушева, «Гжель» П. Синявский
• Слушание музыки
Русские лирические мелодии:
«Лебедушка», «Сударушка», «Прялица»
Песни современных авторов
П. Синявский, «Незабудковая гжель»
• Усвоение песенных навыков
«Гжель» З. Я. Роот
«Лазури хоровод» М. Кузьмичева
«Россия, Россия» М. Кузьмичева
«На Руси умельцев много», муз. Иванова
• Музыкально-игровое творчество
«Матушка Гжель» «Найди гжельский узор» «Сложи узор»
• Изготовление из соленого теста предметов посуды
Предполагаемый результат:
• Коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях
• Окрепшая моторика рук
• Самостоятельное выполнение предполагаемых художественных решений
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, получила я письмо сегодня, но необычное оно. Письмо пришло по почте, по очень быстрой почте. И зовется она – электронная почта! Предлагаю посмотреть от кого пришло письмо.
1 слайд: на экране проектора появляется картинка письма.
2 слайд: фрагмент мультфильма «Карлсон и Малыш» (сюжет где Карлсон знакомиться с Фрекен Бок).
3 слайд: появляется следующая картинка – фото Карлсона, слышен голос Карлсона.
Карлсон: Скоро праздник 8 Марта и меня пригласила в гости Фрекен Бок на чай с плюшками. Но как же я могу пойти в гости без подарка? Мне Малыш по секрету рассказал, что она хочет в подарок гжельский сервиз. А я не знаю, что это такое и где мне его взять. Ребята, расскажите мне что такое гжельский сервиз и где можно взять. Помогите мне.
Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это?
А из какого мультфильма Карлсон?
Вы готовы помочь Карлсону? (ответы детей)
2. Основная часть занятия
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что такое гжельский сервиз?
Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть, как мастера делают гжельские сервизы.
4 слайд: фрагмент видео о том как мастера из глины лепят посуду, а потом ее расписывают красками под гжель.
Воспитатель: Интересно, а как же мы можем помочь Карлсону? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята предлагаю и вам стать мастерами и расписать посуду для Карлсона.
Покрутись, покрутись, и в мастера превратись.
5 слайд: на экране картинка мастерской.
Воспитатель: Посмотрите, мы попали в мастерскую по расписыванию посуды.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь,
Известно всем в народе ее названье – Гжель!
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашу легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние
И мастерство волшебное, достойно восхищения!»
Воспитатель: Ребята, посмотрите стоят столы, а на столах стоит много посуды пойдемте посмотрим.
Дети и воспитатель подходят к столам и рассматривают предметы посуды.
Воспитатель: Да это же посуда, которую мы лепили сами из соленого теста, здесь есть тарелки, вазы, кувшины, кружки. А все вместе это называется одним словом – сервиз.
Дети рассматривают посуду. Воспитатель обращает внимание детей.
Воспитатель: На столе стоят еще краски, кисточки, банки с водой и салфетки. Наверное, гжельские мастера предлагают нам самим раскрасить свой сервиз.
Хотите расписать сервиз? (ответы детей)
Воспитатель: Узор гжельских мастеров расположен в центре каждого изделия. Обязательным элементом в узоре является роза, по краям изделия - кайма. Обратите внимание, что предметы одного сервиза имеют одинаковый рисунок.
3. Физминутка «Сеточки Гжели»:
Раз, два, три, четыре, пять, (сгибают и разгибают кулачки)
Будем с вами рисовать, (поворачиваются друг к другу
Черточки, полоски, (изображают короткие черточки, а
затем длинные полоски двумя руками)
Капельки и точки. (изображают «дождик», а затем
«ставят» точки двумя руками)
Лишь бы запомнить нам теперь (руки к голове, качают головой)
Как мы рисуем сетки гжель. (руки вниз и в стороны)
(Автор: Хирная Юлия Алексеевна)
Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек»
Воспитатель: Сейчас вы выберете посуду, которую будете украшать. В «чудесном мешочке» спрятаны карточки, на которых нарисована посуда. Каждый из вас достанет карточку и выберет предмет из сервиза, который будет соответствовать рисунку.
Дети выбирают посуду и садятся за столы
Воспитатель: Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике. Какими узорами украшен чайник? (ответы детей)
Воспитатель: Где расположен цветок? (ответы детей)
Воспитатель: Из каких элементов состоит цветок? (ответы детей)
Воспитатель: На что похожи лепестки цветка? (ответы детей)
Воспитатель: Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели. А сейчас ты тоже попробуем стать мастерами и будем расписывать нашу посуду в гжельском стиле. Вы можете нарисовать узор, который изображен на этом сервизе, или на картинке из «Чудесного мешочка»
Воспитатель напоминает детям правила пользования кистью и гуашью, а так же последовательность нанесения узора.
Воспитатель: Надо рисовать сначала цветок по середине предмета, а лепестки, капельки – вокруг. И обязательно не забывайте, что в каждом узоре есть кайма, по краям изделия.
6 слайд: на экране картинка расписного гжельского сервиза, звучит тихая спокойная музыка, дети расписывают посуду.
По окончанию работы, дети наводят порядок на столах
Воспитатель: Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям. Узоры, которые вы нарисовали сделали посуду яркой, красивой и неповторимой. Послушайте стихотворение о гжели.
Сине-голубые
Розы, листья, птицы,
Увидев нас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре
Синяя капель.
Это называется
Просто роспись Гжель»
П. Синявский
4. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой красивый и неповторимый у вас получился сервиз.
А вы запомнили из чего гжельские мастера делают свои изделия? (ответы детей)
А кто из вас запомнил каким цветом расписывают свои узоры гжельские мастера? (ответы детей)
Вам понравилось расписывать посуду? (ответы детей)
Как вы считаете Карлсону и Фрекен Бок понравится? (ответы детей)
А что вам понравилось больше всего? (ответы детей)
Воспитатель: Наше путешествие в мастерскую закончилось, предлагаю вернуться в детский сад и отправить посылку с гжельским сервизом для Карлсона.
Покрутись, покрутись
И назад в детский сад вернись.
5. Итог занятия
А кому мы можем рассказать о гжельской посуде? Конечно, вы можете повторить их дома, вместе с родителями. А для этого, я для вас подготовила карточки с наглядным описанием поэтапной росписи гжельских мастеров. Мы с вами еще будем рисовать много интересного и увлекательного, но это будет на следующем занятии. А сейчас пора отправить посылку…