Наталья Маслова
Конспект НОД по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы «Решение задач»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы
Тема: «Решение задач»
Цель: продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядном материале.
Программное содержание:
Обучающие задачи :
• Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и
записывать их решение с помощью цифр.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы „Решение задач“» размещена в разделах
- Задачи. Составление и решение задач, ФЭМП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
• Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.
• Упражнять в счёте в пределах 20, учить называть «соседей» названного числа;
• Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
• Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года,
месяцев года.
• Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
• Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.
Развивающие задачи :
• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
• Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи :
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.
Методические приё мы:
• Игровой (использование сюрпризных моментов).
• Наглядный (использование иллюстрации).
• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
• Поощрение, анализ занятия.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура.
Оборудование: доска, цифры, знаки.
Материалы:
Для педагога: мяч, семь яблок на тарелке, восемь книг.
Для детей : «Математический набор», лист тетради в клетку, карандаш.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
- Сегодня мы отправимся в космос на планету Математики. Там нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь.
А на чем мы с вами отправимся? Перед вами листок бумаги, а на ней цифры. Соединив цифры по порядку, вы узнаете, на чём мы с вами полетим.
- Так на чем мы с вами полетим? Что у вас получилось? (Ракета)
- Правильно, сели поудобнее, заняли свои места. Но чтобы поднялась наша ракета, нам надо правильно назвать нужные кнопки от 1 до 10.
Игра с мячом «Назови соседей числа»
- Какое число называется предыдущим (то, которое стоит перед названным)
Какое число называется последующим (то, которое стоит после названного?
Дети образуют круг. С помощью считалки выбирают ведущего. Он бросает мяч и говорит «Назови соседей числа…» Ребёнок, поймавший мяч, отвечает, следующий вопрос будет задавать он.
- Мы полетели. А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно, я загадаю вам загадки. Слушайте внимательно:
1. У бабушки Даши внучка Маша
Кот Пушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков? (1)
2. На дереве сидят 4 птицы:
2 воробья, остальные вороны.
Сколько ворон? (2)
3. 9 грибов нашел Вадим,
А потом еще один.
Вы ответьте на вопрос:
Сколько он грибов принес? (10)
Физкультминутка
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал, (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл, (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал, (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают)
- Ребята, мы и не заметили, как быстро долетели.
- Кто из вас помнит, что мы делали на математике во вторник? (Учились решать задачи).
- Посмотрите, люди с другой планеты приготовили для нас задачки.
- Сегодня мы будем продолжать учиться составлять и решать задачи.
Посчитайте, сколько яблок лежит в тарелке.
Я положу ещё одно (кладёт).
Придумайте задачу о том, что я сделала. (На тарелке лежало шесть яблок, вы положили ещё одно яблоко. Сколько всего яблок оказалось на тарелке)
- На тарелке лежало шесть яблок, я положила ещё одно яблоко – это условие задачи. Кто из вас повторит условие задачи?
- Ребё нок: На тарелке лежало шесть яблок, вы положили ещё одно яблоко.
- Правильно. Условие задачи – это маленький рассказ. В условии есть числа. Назовите числа в этой задаче. (Шесть и один).
- В условии задачи всегда должно быть не менее двух чисел. Ещё в задаче есть вопрос. Какой вопрос в этой задаче? (Сколько всего яблок оказалось в тарелке)
- Вопрос должен соответствовать смыслу задачи. Кто из вас повторит всю задачу?
Дети. На тарелке лежало шесть яблок, вы положили ещё одно яблоко. Сколько всего яблок оказалось на тарелке?
- Скажите условие задачи. (На тарелке лежало шесть яблок, вы положили ещё одно яблоко.)
- Что такое условие задачи? (Маленький рассказ)
- Что должно быть в условии (Два числа)
- Что ещё должно быть в задаче? (Вопрос)
- Какой вопрос в этой задаче? (Сколько всего яблок оказалось на тарелке)
Педагог предлагает детям «записать» задачу и решить её.
Перед детьми «запись» :
6 + 1 =
- Кто решил задачу? (К шести яблокам прибавить одно яблоко, получится семь яблок) Какой ответ у этой задачи? (Семь яблок)
Далее педагог говорит:
- На клумбе расцвело восемь роз, за ночь распустились ещё три бутона. Стало очень красиво. Это задача? (Нет.)
- Почему? (Здесь нет вопроса.)
- Скажите можно ли решить такую задачу : мама испекла десять пирожков, а потом ещё несколько. Сколько всего пирожков испекла мама? (Эту задачу решить нельзя, потому что в ней нет второго числа.)
На полке возле стола воспитателя стоят восемь книг.
- Сколько на полке книг? (Восемь.)
- Маша, убери одну книгу.
Девочка выполняет задание педагога.
- Придумайте задачу о том, что сделала Маша. (На полке стояло восемь книг, одну книгу убрала Маша. Сколько книг осталось на полке)
- Скажите условие задачи. (На полке стояло восемь книг. Маша убрала одну книгу с полки.)
- Какой вопрос в задаче? (Сколько книг осталось стоять на полке)
- «Запишите» задачу и решите её.
Дети выполняют задание. Перед ними «запись:
8 – 1 =
- Скажите, как вы решали задачу? (От восьми книг отнять одну книгу – ровняется семь книг.)
- Какой ответ задачи? (Семь книг)
Пальчиковая гимнастика
Мы считали, мы считали
Наши пальчики устали,
А теперь мы отдохнём,
И опять считать начнём.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко – легко подышим!
- А теперь пора нам возвращаться домой. Но чтобы лететь назад, нам нужно найти другие кнопки. А теперь возьмите листочек бумаги и карандаш в руки.
Математический диктант.
В левом верхнем углу нарисуем квадрат.
В правом нижнем углу овал.
В левом нижнем углу прямоугольник.
В правом верхнем углу круг.
А посередине треугольник.
- Опять берем старт. Отсчитываем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.
Пуск! Полетели!
- А пока мы с вами летим - небольшая «Умственная разминка»
- Какое сейчас время года?
- Сегодня четверг, а завтра?
- Какие арифметические знаки вы знаете?
- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
- Если стол выше стула, то стул?
- Если дорога шире тропинки, то тропинка?
- Сколько месяцев в году?
- Назовите весенние месяцы.
- Сколько ушей у трех мышей?
- Сколько концов у двух палок?
- Если сестра старше брата, то брат?
- Мы приземлились!
Подведение итогов.
Педагог награждает детей медалями за успехи в изучении математики.