Екатерина Евгеньевна Кузнецова
Конспект занятия по финансовой грамотности для воспитанников подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в страну Экономика или
как Буратино познакомился с финансовой грамотностью»
Цель: развитие у дошкольников экономическую и финансовую грамотность.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
1. Закрепить с детьми понятия «экономика», «деньги», «наличные», «безналичные», «доход», «расход», «семейный бюджет», «экономить». Закрепить с детьми профессии, которые оказывают услуги или производят товар.
2. Развивать умение детей решать проблемные ситуации по распределению семейного бюджета, делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации. Способствовать осознанию роли денег в жизни людей.
3. Воспитывать уважение к людям разных профессий, уважение к интересам и потребностям каждого члена семьи; воспитывать сотрудничество, взаимодействие, активность, самостоятельность.
Предварительная работа:
Изготовление кошельков из бумаги (техника оригами).
Ход
Вводная часть:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся-
Утро доброе начнётся.
-ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: - Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними тоже поздороваемся и скажем: Доброе утро! (Дети говорят:" Доброе утро!")
А сейчас ребята, садитесь на свои стульчики. (Дети рассаживаются)
-Ой, слышите ребята, кто - то к нам идет и кажется, плачет. (Открывается дверь и входит Буратино)
Воспитатель: Здравствуй, Буратино!
Буратино: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Что с тобой случилось, почему ты плачешь?
Буратино: Папа Карло дал мне монеты, чтобы я купил Букварь и пошел в школу, а я все монеты потерял, потому что у меня дырявый карман. Я не смогу теперь купить Букварь и пойти в школу. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Ребята, а где нужно носить деньги, чтобы их не потерять? (В кошельке)
Воспитатель: Правильно, в кошельке. Мы с вами сделали на прошлом занятии себе красивые кошельки из бумаги. Давайте подарим кошелек и Буратино. (Дарят кошелек).
Буратино: Спасибо за кошелек, но что, же мне теперь туда положить, где мне взять деньги?
Воспитатель: А мы сейчас отправимся все вместе в путешествие в страну «Экономика» и все тебе расскажем. Как заработать деньги, как их правильно хранить и тратить.
- А чтобы попасть в страну Экономика, нам надо пройти через «волшебный портал» (Под музыку дети проходят через арку, украшенную монетами, бумажными деньгами, встают полукругом)
-Какой необычный портал, ребята вы знаете, что это такое? (Деньги)
-Совершенно верно - «деньги». Это потому, что мы уже оказались в волшебной стране «Экономика».
(Выходит Фея Финансея).
Фея: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Финансея. Рада приветствовать вас в моей стране «Экономика». А кто знает, что означает слово «экономика»? (Это наука, которая учит зарабатывать, разумно тратить и экономить деньги.) Сегодня нас ждет необычное путешествие по стране, вы готовы? (Да). А поможет нам в этом? – показывает (ответы детей: Цветик-семицветик).
Давайте пройдем на стулья (полукругом)
Первый лепесток!
Фея: Игра «Вопрос-ответ». Я буду задавать вопрос, а вы поднимайте руки и отвечайте. За правильный ответ вы получите монетку. Для монеток у вас есть кошёлечки, которые вы сделали заранее!
- И первый вопрос, что же такое деньги? (Деньги – это всеобщее платежное средство, которым оплачивают товар или услугу.)
- В древности не было денег. А как же люди приобретали нужный товар? (В древности люди обменивались различными предметами, товарами: меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи или другие товары.)
- Как назывался по - другому обмен товарами? (Обмен товарами назывался бартер).
- А как называются деньги в нашей стране? (Рубли/копейки)
- Почему рубль называют рублём? (Со временем обменивать товар на товар стало неудобно, потому что товар портился. И решили расплачиваться слитком серебра, который рубили на 2 или 4 части. Рубили – вот и получился «рубль»).
- Почему копейку, называют - копейкой? (Позже появилась копейка. Копейка стала так называться из-за того, что на копейке изображен Георгий Победоносец с копьем, которым он поражал змея. Копье – отсюда и «копейка»).
- Как называются деньги, которые у нас в наличии? (Наличные деньги).
- Как называются деньги, которые находятся на банковской карточке? (Безналичные деньги)
- Как появляются деньги в вашей семье? (Зарабатывают родители).
- За что они получают зарплату? (За работу, за свой труд).
Молодцы, ребята!
-Посмотрите, что это у меня? (Копилка) А для чего она нужна? (Чтобы копить деньги). Но мне интересно узнать, на что люди копят и тратят деньги. И сейчас мы поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги».
Давайте встанем в круг и будем передавать копилку друг другу, называя при этом, для чего нам нужны деньги. (Ответы детей: покупка продуктов питания, оплата проезда, покупка подарков, путешествие, оплата развлечений, оплата бытовых услуг, благотворительность (в защиту животных, инвалидов, покупка одежды, оплата обучения).
Фея: Молодцы! Вы отлично справились!
Воспитатель: Второй лепесток. А вот вам и следующее задание! Скажите, пожалуйста, важно ли учиться и получать знания? (Да) И для чего это необходимо? (Получить профессию)
Для чего людям нужна профессия? (Чтобы работать и получать зарплату)
Люди разных профессий работают и производят определённый продукт или оказывают, какую - то услугу. И сейчас предлагаем вам распределить людей разных профессий на два вида: 1. Оказание услуг (врач, учитель, воспитатель, почтальон, банковский работник, продавец, слесарь, механик, шофер, военный, парикмахер).
2. Изготовление продукта труда или товара (повар, пекарь, кондитер, швея, фармацевт, художник, животновод, гончар, ювелир)
- У каждого из вас родители тоже имеют профессию. А знаете ли вы, они оказывают услугу или производят товар на своей работе?
Молодцы! С заданием вы справились (раздача монеток).
Фея: Теперь третий лепесток: «Семейный бюджет».
Послушайте стихотворение.
У взрослых людей есть такая забота:
Ходить каждый день, каждый год на работу.
За эту работу им платят зарплату,
А эту зарплату рассчитывать надо!
И вот собирают семейный СОВЕТ,
Где создается семейный БЮДЖЕТ!
Что такое бюджет? (ответ: Бюджет – это план доходов и расходов)
Что такое доход? (Доход — это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы)
Из чего складывается семейный бюджет? (родители получают – зарплату, пенсионеры – пенсию, студенты – стипендию).
Воспитатель: А, сейчас, ребята, попробуем составить схему семейного бюджета двух разных семей и узнаем, в какой семье доход больше и почему.
Возьмите листочки, сейчас работаем с верхним рядом кружков.
Папина зарплата 3 рубля, зарплата мамы 2 рубля и пенсия бабушки 1 рубль. Каков бюджет семьи? Напишите соответствующую цифру в квадрате. (6р.)
Теперь поработаем со вторым рядом. Папина зарплата 3 рубля (закрашивают 3 кружка, зарплата мамы 2 рубля (закрашивают 2 кружка другим цветом) Каков семейный бюджет? Напишите соответствующую цифру в квадрате. (5р.)
Воспитатель: В какой семье семейный бюджет больше? Почему?
Дети: Потому что первый бюджет состоит из зарплаты мама, папы и пенсии бабушки. (три дохода). А во втором из зарплаты мама и папы и имеет только два дохода.
Фея: Четвертый лепесток.
- Мы сейчас посчитали доход каждой семьи. А что же такое расход? (Расход — это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей).
Предлагаю поиграть в игру: «Доход - расход».
Если ситуация, которую я вам назову, означает доход, то вы будете говорить ура, если — расход, то будем говорить ух.
• Покупка хлеба в магазине….(расход)
• Оплата коммунальных услуг…. ….(расход)
• Папа получил премию (доход)
• Дедушка получил пенсию (доход)
• Мама с папой получили зарплату (доход)
• Мама заплатила за детский сад (расход)
• Вы нашли клад (доход)
• Бабушка купила молоко….(расход)
• Папа заплатил за стрижку (расход)
• Брат получил стипендию (доход)
• Идем за покупками….(расход).
Воспитатель: Предлагаю отправиться за покупками (Идут на палас)
ФИЗМИНУТКА
«Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие
пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой
ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь,
выставляя на пяточку то правую, то левую ножку).
Воспитатель: Следующий лепесток: Пятый лепесток: «Финансы нужно планировать»
- А как вы считаете, ребята, покупка новых туфель, это необходимая покупка или можно было не тратить деньги на обновку? (Необходимая покупка, потому что туфли порвались). Молодцы, я с вами согласна!
- А сейчас я предлагаю вам немного поразмышлять.
В одной семье произошла такая история: собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить. Мама хотела купить новую шубу, папа хотел купить новую машину, бабушке нужен был новый набор чашек, а дедушке – лейку для огорода. А сестре красивые туфли. Решили они купить всё сразу и потратить все деньги. Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, еды нет, бензина в машине тоже нет. И даже квитанции об оплате дома оплатить нечем.
- Дети, правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги? (Нет).
- Что семья сделала не так? (Семья потратила все деньги необдуманно, надо было решить, на что в первую очередь потратить деньги, а какие покупки можно пока не совершать).
- Что им нужно было купить и оплатить в первую очередь? (Сначала надо было оплатить квитанции за дом, коммунальные платежи (свет, газ, воду, отложить на еду и только потом всем вместе решать, что необходимо купить в этом месяце в первую очередь).
Фея: Тянем шестой лепесток и следующее задание: «Распредели семейный бюджет».
Предлагаю вам разделиться по 4 человека. У нас получилось 3 команды, т. е. 3 семьи. Пройдите сейчас за столы, каждой семье предлагается подумать и распределить свой семейный бюджет, исходя из условий, которые вам сейчас сообщит воспитатель. (1 семья - скоро у мамы день рождения, 2 семья – дочка подросла и курточка стала мала, 3 семья – никаких срочных трат не предвидеться). Подумайте хорошенько, какие траты являются необходимыми, а что можно оставить на вторую очередь или вообще обойтись без этого. (Каждой семье выдается по 10 монет и большой круг, разделенный на 6 секторов: «Квартплата» (В секторе изображено лампочка, кран с водой и батарея, «Питание» (В секторе - продукты питания). «Одежда» (В секторе - одежда и обувь). «Развлечения» (В секторе – кинотеатр, зоопарк). «Игрушки» (В секторе – игрушки). Сектор «Непредвиденные расходы». (В секторе знак вопроса) (Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности: жильё, еда).
- Объясните, почем именно так вы распределили свой бюджет. (отвечает один ребенок от каждой семьи). (Дети защищают свой семейный бюджет и отстаивают свою точку зрения). Как думаете, вы экономично распорядились деньгами? Всё ли необходимое вы оплатили? А что значит экономить? (Не тратить средства на бесполезные покупки).
Воспитатель: Седьмой лепесток. «Экономия».
- А как вы думаете, можете ли вы помочь своим родителям экономить семейный бюджет? Ведь на сэкономленные деньги они могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники. Сейчас я буду начинать фразу со слов, как вы можете сэкономить на, а вы будете заканчивать ее).
- Как вы можете сэкономить семейный бюджет, чтобы затраты на коммунальные платежи были меньше? (Не лить зря воду, уходя выключать свет).
- Как вы можете сэкономить семейный бюджет, чтобы не покупать лекарства? (Нужно беречь своё здоровье).
- Как вы можете сэкономить семейный бюджет на игрушках? (Не просить у родителей ненужные и бесполезные вещи и обдуманно подходить к выбору игрушек).
- Как вы можете сэкономить семейный бюджет на одежде? (Бережно относиться к своему внешнему виду, одежде).
Молодцы!
Фея (воспитатель): Вот и закончились все лепестки у нашего цветика-семицветика!
Воспитатель: Спасибо Финансея! И наше путешествие тоже подошло к концу.
Буратино: Подождите, подождите! Финансы – это конечно, интересно и увлекательно! Но, где, же мне теперь купить букварь? Да и ребята, много денег заработали сегодня.
Финансея: Есть в моей стране волшебное дерево, где ты, Буратино, сможешь купить себе букварь, а ребята могут купить один товар на свои заработанные деньги. Давайте пройдем и посмотрим. (Проходят к дереву).
- Что за товар на моем чудо-дереве? (Ручки, и букварь для Буратино).
- Правильно, ведь вы тоже скоро пойдете в школу, и ручки вам понадобятся. А какие ручки? (Красные и синие). Сколько стоит синяя ручка? (2р.) Сколько стоит красная ручка? (3р.). Подумайте, какая ручка вам необходима и можете ее приобрести. (Покупают ручки, а Буратино Букварь).
Буратино: Ура! Теперь у меня есть букварь, и я пойду в школу. Но у меня остались еще монеты, да и у ребят тоже. Что же с ними делать?
Воспитатель: Сейчас Буратино, ты узнаешь, где можно хранить деньги (Мини-спектакль «Денежкин домик).
Мини-спектакль «Денежкин домик»
Ведущий
Ой, беда, беда, беда!
Денежки остались без жилья
Что нам делать и как быть?
Как нам деньги сохранить?
Куда деньги поселить!
Кошелёк
Я солидный кошелёк,
Я монетам бы помог!
Приходите ко мне жить,
Будем вместе мы дружить!
Сейф
Приходите ко мне жить,
Могу я деньги защитить!
Заходи скорей, не дрейф!
Я самый прочный в мире сейф!
Копилка
Я копилка, хрюшка «Милка»,
Приходите сюда жить
Помогу вам накопить!
Банк
Я банк, я денежки люблю!
Приютить я всех смогу
Банковские карты (хором)
Мы карточки-подружки,
Симпатичные девчушки
Приходите, деньги, к нам,
Здесь удобно будет вам!
Воспитатель: Ну что, Буратино, ты теперь знаешь, где можно сохранить деньги? Ты решил, где же будешь их хранить? (Да). И где же? (Буратино говорит, где будет хранить деньги).
Ну, а теперь, нам пора прощаться с Финансеей и возвращаться в группу. (Проходят через портал)
Воспитатель: Вам понравилось путешествие в страну Экономика? (Да)
Буратино: Мне тоже пора возвращаться к Папе Карло. Теперь я много узнал про деньги, как их зарабатывать, хранить и тратить. И буду бережливее относиться к ним. Спасибо вам ребята. До свидания!