МААМ-картинки

Конспект занятия по финансовой грамотности для воспитанников подготовительной к школе группы

Екатерина Евгеньевна Кузнецова
Конспект занятия по финансовой грамотности для воспитанников подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы

«Путешествие в страну Экономика или

как Буратино познакомился с финансовой грамотностью»

Цель: развитие у дошкольников экономическую и финансовую грамотность.

Задачи:

Темочки:

1. Закрепить с детьми понятия «экономика», «деньги», «наличные», «безналичные», «доход», «расход», «семейный бюджет», «экономить». Закрепить с детьми профессии, которые оказывают услуги или производят товар.

2. Развивать умение детей решать проблемные ситуации по распределению семейного бюджета, делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации. Способствовать осознанию роли денег в жизни людей.

3. Воспитывать уважение к людям разных профессий, уважение к интересам и потребностям каждого члена семьи; воспитывать сотрудничество, взаимодействие, активность, самостоятельность.

Предварительная работа:

Изготовление кошельков из бумаги (техника оригами).

Ход

Вводная часть:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся-

Утро доброе начнётся.

-ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: - Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними тоже поздороваемся и скажем: Доброе утро! (Дети говорят:" Доброе утро!")

А сейчас ребята, садитесь на свои стульчики. (Дети рассаживаются)

-Ой, слышите ребята, кто - то к нам идет и кажется, плачет. (Открывается дверь и входит Буратино)

Воспитатель: Здравствуй, Буратино!

Буратино: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Что с тобой случилось, почему ты плачешь?

Буратино: Папа Карло дал мне монеты, чтобы я купил Букварь и пошел в школу, а я все монеты потерял, потому что у меня дырявый карман. Я не смогу теперь купить Букварь и пойти в школу. Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель: Ребята, а где нужно носить деньги, чтобы их не потерять? (В кошельке)

Воспитатель: Правильно, в кошельке. Мы с вами сделали на прошлом занятии себе красивые кошельки из бумаги. Давайте подарим кошелек и Буратино. (Дарят кошелек).

Буратино: Спасибо за кошелек, но что, же мне теперь туда положить, где мне взять деньги?

Воспитатель: А мы сейчас отправимся все вместе в путешествие в страну «Экономика» и все тебе расскажем. Как заработать деньги, как их правильно хранить и тратить.

- А чтобы попасть в страну Экономика, нам надо пройти через «волшебный портал» (Под музыку дети проходят через арку, украшенную монетами, бумажными деньгами, встают полукругом)

-Какой необычный портал, ребята вы знаете, что это такое? (Деньги)

-Совершенно верно - «деньги». Это потому, что мы уже оказались в волшебной стране «Экономика».

(Выходит Фея Финансея).

Фея: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Финансея. Рада приветствовать вас в моей стране «Экономика». А кто знает, что означает слово «экономика»? (Это наука, которая учит зарабатывать, разумно тратить и экономить деньги.) Сегодня нас ждет необычное путешествие по стране, вы готовы? (Да). А поможет нам в этом? – показывает (ответы детей: Цветик-семицветик).

Давайте пройдем на стулья (полукругом)

Первый лепесток!

Фея: Игра «Вопрос-ответ». Я буду задавать вопрос, а вы поднимайте руки и отвечайте. За правильный ответ вы получите монетку. Для монеток у вас есть кошёлечки, которые вы сделали заранее!

- И первый вопрос, что же такое деньги? (Деньги – это всеобщее платежное средство, которым оплачивают товар или услугу.)

- В древности не было денег. А как же люди приобретали нужный товар? (В древности люди обменивались различными предметами, товарами: меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи или другие товары.)

- Как назывался по - другому обмен товарами? (Обмен товарами назывался бартер).

- А как называются деньги в нашей стране? (Рубли/копейки)

- Почему рубль называют рублём? (Со временем обменивать товар на товар стало неудобно, потому что товар портился. И решили расплачиваться слитком серебра, который рубили на 2 или 4 части. Рубили – вот и получился «рубль»).

- Почему копейку, называют - копейкой? (Позже появилась копейка. Копейка стала так называться из-за того, что на копейке изображен Георгий Победоносец с копьем, которым он поражал змея. Копье – отсюда и «копейка»).

- Как называются деньги, которые у нас в наличии? (Наличные деньги).

- Как называются деньги, которые находятся на банковской карточке? (Безналичные деньги)

- Как появляются деньги в вашей семье? (Зарабатывают родители).

- За что они получают зарплату? (За работу, за свой труд).

Молодцы, ребята!

-Посмотрите, что это у меня? (Копилка) А для чего она нужна? (Чтобы копить деньги). Но мне интересно узнать, на что люди копят и тратят деньги. И сейчас мы поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги».

Давайте встанем в круг и будем передавать копилку друг другу, называя при этом, для чего нам нужны деньги. (Ответы детей: покупка продуктов питания, оплата проезда, покупка подарков, путешествие, оплата развлечений, оплата бытовых услуг, благотворительность (в защиту животных, инвалидов, покупка одежды, оплата обучения).

Фея: Молодцы! Вы отлично справились!

Воспитатель: Второй лепесток. А вот вам и следующее задание! Скажите, пожалуйста, важно ли учиться и получать знания? (Да) И для чего это необходимо? (Получить профессию)

Для чего людям нужна профессия? (Чтобы работать и получать зарплату)

Люди разных профессий работают и производят определённый продукт или оказывают, какую - то услугу. И сейчас предлагаем вам распределить людей разных профессий на два вида: 1. Оказание услуг (врач, учитель, воспитатель, почтальон, банковский работник, продавец, слесарь, механик, шофер, военный, парикмахер).

2. Изготовление продукта труда или товара (повар, пекарь, кондитер, швея, фармацевт, художник, животновод, гончар, ювелир)

- У каждого из вас родители тоже имеют профессию. А знаете ли вы, они оказывают услугу или производят товар на своей работе?

Молодцы! С заданием вы справились (раздача монеток).

Фея: Теперь третий лепесток: «Семейный бюджет».

Послушайте стихотворение.

У взрослых людей есть такая забота:

Ходить каждый день, каждый год на работу.

За эту работу им платят зарплату,

А эту зарплату рассчитывать надо!

И вот собирают семейный СОВЕТ,

Где создается семейный БЮДЖЕТ!

Что такое бюджет? (ответ: Бюджет – это план доходов и расходов)

Что такое доход? (Доход — это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы)

Из чего складывается семейный бюджет? (родители получают – зарплату, пенсионеры – пенсию, студенты – стипендию).

Воспитатель: А, сейчас, ребята, попробуем составить схему семейного бюджета двух разных семей и узнаем, в какой семье доход больше и почему.

Возьмите листочки, сейчас работаем с верхним рядом кружков.

Папина зарплата 3 рубля, зарплата мамы 2 рубля и пенсия бабушки 1 рубль. Каков бюджет семьи? Напишите соответствующую цифру в квадрате. (6р.)

Теперь поработаем со вторым рядом. Папина зарплата 3 рубля (закрашивают 3 кружка, зарплата мамы 2 рубля (закрашивают 2 кружка другим цветом) Каков семейный бюджет? Напишите соответствующую цифру в квадрате. (5р.)

Воспитатель: В какой семье семейный бюджет больше? Почему?

Дети: Потому что первый бюджет состоит из зарплаты мама, папы и пенсии бабушки. (три дохода). А во втором из зарплаты мама и папы и имеет только два дохода.

Фея: Четвертый лепесток.

- Мы сейчас посчитали доход каждой семьи. А что же такое расход? (Расход — это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей).

Предлагаю поиграть в игру: «Доход - расход».

Если ситуация, которую я вам назову, означает доход, то вы будете говорить ура, если — расход, то будем говорить ух.

• Покупка хлеба в магазине….(расход)

• Оплата коммунальных услуг…. ….(расход)

• Папа получил премию (доход)

• Дедушка получил пенсию (доход)

• Мама с папой получили зарплату (доход)

• Мама заплатила за детский сад (расход)

• Вы нашли клад (доход)

• Бабушка купила молоко….(расход)

• Папа заплатил за стрижку (расход)

• Брат получил стипендию (доход)

• Идем за покупками….(расход).

Воспитатель: Предлагаю отправиться за покупками (Идут на палас)

ФИЗМИНУТКА

«Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие

пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой

ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь,

выставляя на пяточку то правую, то левую ножку).

Воспитатель: Следующий лепесток: Пятый лепесток: «Финансы нужно планировать»

- А как вы считаете, ребята, покупка новых туфель, это необходимая покупка или можно было не тратить деньги на обновку? (Необходимая покупка, потому что туфли порвались). Молодцы, я с вами согласна!

- А сейчас я предлагаю вам немного поразмышлять.

В одной семье произошла такая история: собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить. Мама хотела купить новую шубу, папа хотел купить новую машину, бабушке нужен был новый набор чашек, а дедушке – лейку для огорода. А сестре красивые туфли. Решили они купить всё сразу и потратить все деньги. Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, еды нет, бензина в машине тоже нет. И даже квитанции об оплате дома оплатить нечем.

- Дети, правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги? (Нет).

- Что семья сделала не так? (Семья потратила все деньги необдуманно, надо было решить, на что в первую очередь потратить деньги, а какие покупки можно пока не совершать).

- Что им нужно было купить и оплатить в первую очередь? (Сначала надо было оплатить квитанции за дом, коммунальные платежи (свет, газ, воду, отложить на еду и только потом всем вместе решать, что необходимо купить в этом месяце в первую очередь).

Фея: Тянем шестой лепесток и следующее задание: «Распредели семейный бюджет».

Предлагаю вам разделиться по 4 человека. У нас получилось 3 команды, т. е. 3 семьи. Пройдите сейчас за столы, каждой семье предлагается подумать и распределить свой семейный бюджет, исходя из условий, которые вам сейчас сообщит воспитатель. (1 семья - скоро у мамы день рождения, 2 семья – дочка подросла и курточка стала мала, 3 семья – никаких срочных трат не предвидеться). Подумайте хорошенько, какие траты являются необходимыми, а что можно оставить на вторую очередь или вообще обойтись без этого. (Каждой семье выдается по 10 монет и большой круг, разделенный на 6 секторов: «Квартплата» (В секторе изображено лампочка, кран с водой и батарея, «Питание» (В секторе - продукты питания). «Одежда» (В секторе - одежда и обувь). «Развлечения» (В секторе – кинотеатр, зоопарк). «Игрушки» (В секторе – игрушки). Сектор «Непредвиденные расходы». (В секторе знак вопроса) (Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности: жильё, еда).

- Объясните, почем именно так вы распределили свой бюджет. (отвечает один ребенок от каждой семьи). (Дети защищают свой семейный бюджет и отстаивают свою точку зрения). Как думаете, вы экономично распорядились деньгами? Всё ли необходимое вы оплатили? А что значит экономить? (Не тратить средства на бесполезные покупки).

Воспитатель: Седьмой лепесток. «Экономия».

- А как вы думаете, можете ли вы помочь своим родителям экономить семейный бюджет? Ведь на сэкономленные деньги они могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники. Сейчас я буду начинать фразу со слов, как вы можете сэкономить на, а вы будете заканчивать ее).

- Как вы можете сэкономить семейный бюджет, чтобы затраты на коммунальные платежи были меньше? (Не лить зря воду, уходя выключать свет).

- Как вы можете сэкономить семейный бюджет, чтобы не покупать лекарства? (Нужно беречь своё здоровье).

- Как вы можете сэкономить семейный бюджет на игрушках? (Не просить у родителей ненужные и бесполезные вещи и обдуманно подходить к выбору игрушек).

- Как вы можете сэкономить семейный бюджет на одежде? (Бережно относиться к своему внешнему виду, одежде).

Молодцы!

Фея (воспитатель): Вот и закончились все лепестки у нашего цветика-семицветика!

Воспитатель: Спасибо Финансея! И наше путешествие тоже подошло к концу.

Буратино: Подождите, подождите! Финансы – это конечно, интересно и увлекательно! Но, где, же мне теперь купить букварь? Да и ребята, много денег заработали сегодня.

Финансея: Есть в моей стране волшебное дерево, где ты, Буратино, сможешь купить себе букварь, а ребята могут купить один товар на свои заработанные деньги. Давайте пройдем и посмотрим. (Проходят к дереву).

- Что за товар на моем чудо-дереве? (Ручки, и букварь для Буратино).

- Правильно, ведь вы тоже скоро пойдете в школу, и ручки вам понадобятся. А какие ручки? (Красные и синие). Сколько стоит синяя ручка? (2р.) Сколько стоит красная ручка? (3р.). Подумайте, какая ручка вам необходима и можете ее приобрести. (Покупают ручки, а Буратино Букварь).

Буратино: Ура! Теперь у меня есть букварь, и я пойду в школу. Но у меня остались еще монеты, да и у ребят тоже. Что же с ними делать?

Воспитатель: Сейчас Буратино, ты узнаешь, где можно хранить деньги (Мини-спектакль «Денежкин домик).

Мини-спектакль «Денежкин домик»

Ведущий

Ой, беда, беда, беда!

Денежки остались без жилья

Что нам делать и как быть?

Как нам деньги сохранить?

Куда деньги поселить!

Кошелёк

Я солидный кошелёк,

Я монетам бы помог!

Приходите ко мне жить,

Будем вместе мы дружить!

Сейф

Приходите ко мне жить,

Могу я деньги защитить!

Заходи скорей, не дрейф!

Я самый прочный в мире сейф!

Копилка

Я копилка, хрюшка «Милка»,

Приходите сюда жить

Помогу вам накопить!

Банк

Я банк, я денежки люблю!

Приютить я всех смогу

Банковские карты (хором)

Мы карточки-подружки,

Симпатичные девчушки

Приходите, деньги, к нам,

Здесь удобно будет вам!

Воспитатель: Ну что, Буратино, ты теперь знаешь, где можно сохранить деньги? Ты решил, где же будешь их хранить? (Да). И где же? (Буратино говорит, где будет хранить деньги).

Ну, а теперь, нам пора прощаться с Финансеей и возвращаться в группу. (Проходят через портал)

Воспитатель: Вам понравилось путешествие в страну Экономика? (Да)

Буратино: Мне тоже пора возвращаться к Папе Карло. Теперь я много узнал про деньги, как их зарабатывать, хранить и тратить. И буду бережливее относиться к ним. Спасибо вам ребята. До свидания!

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы»Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы» Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Хочу представить Вамфотоотчет по ознакомлению старших дошкольников с основами финансовой.

Конспект НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Муха Цокотуха в гостях у ребят»Конспект НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Муха Цокотуха в гостях у ребят» Федорова А. П., воспитатель Суханова А. И., воспитатель МБДОУ дс № 85 «Золотой ключик» Конспект НОД по финансовой грамотности в подготовительной.

Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности для детей подготовительной группы «История возникновения денег»Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности для детей подготовительной группы «История возникновения денег» Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности "История возникновения денег" для детей подготовительной группы. Цель. Знакомство.

Конспект занятия по финансовой грамотности «Реклама — двигатель торговли!» «Реклама – двигатель торговли!» Подготовила и провела: воспитатель Хонина Э. И. Цель: создание условий для активного исследования темы,.

Конспект занятия по финансовой грамотности «Юные экономисты»Конспект занятия по финансовой грамотности «Юные экономисты» Конспект ООД по финансовой грамотности в средней группе «Белочка» «Юные экономисты» Подготовила: Воспитатель Курбанова Я. В. Цель: раскрыть.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Методическая разработка игры-викторины по финансовой грамотности с детьми подготовительной к школе группы Пояснительная записка Данная игра-викторина направлена на формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников. В ходе игры.

План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей старшей группы Тема: «Юные финансисты» (для детей старшей группы) Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические.

План проведения недели финансовой грамотности для детей и родителей подготовительной группыПлан проведения недели финансовой грамотности для детей и родителей подготовительной группы План проведения недели финансовой грамотности для детей и родителей подготовительной группы Цель: Формирование основ финансовой грамотности.

Сюжетно-ролевые игры «Кафе» и «Супермаркет» при обучении финансовой грамотности детей подготовительной группыСюжетно-ролевые игры «Кафе» и «Супермаркет» при обучении финансовой грамотности детей подготовительной группы Сюжетно-ролевые игры "Кафе" и "Супермаркет" при обучении детей подготовительной группы по финансовой грамотности. Детский сад — второй.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по финансовой грамотности для воспитанников подготовительной к школе группы
Опубликовано: 28 апреля 2022 в 20:10
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по финансовой грамотности для воспитанников подготовительной к школе группы» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Евгеньевна Кузнецова (УИ 248084) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД