Мария Комарова-Кравцова
Конспект педагогического занятия с детьми «Чародейственный цветок»
Цель: стимулирование познавательной активности, интереса к творчеству через экспериментирования с художественными материалами.
Задачи:
• развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, чувство цвета и композиции;
• развивать декоративное творчество детей (коллективное) в изобразительной деятельности;
• знакомить со спецификой создания декоративного цветка путем раскрашивания одного элемента (лепестка) и создания общей композиции;
• закреплять знания об уже известных цветах и оттенках (голубой, розовый, фиолетовый и т. д.);
Публикация «Конспект педагогического занятия с детьми „Чародейственный цветок“» размещена в разделах
• учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью);
• активизировать в речи детей качественные прилагательные.
Возрастной адресат: воспитанники старшей возрастной группы, 10 человек.
Оборудование и материалы для воспитателя: интерактивная панель, наглядный материал «Предметные картинки по цветам», магнитная доска, панно с клейкой основой, волшебный короб, раздаточные карточки «Смешиваем цвета», магнитные картинки для рефлексии «Пчелки, бабочки, улитки».
Оборудование и материалы для воспитанников (по количеству воспитанников): цветовые фишки, заготовки лепестков с подложкой, палитры с гуашью, кисточки, баночки с водой, салфетки бумажные, салфетки влажные.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
Воспитатель: Добрый чудесный день дорогие друзья и наши гости! Сколько прекрасного и неповторимого находится вокруг нас! Сегодня день, когда возникает красота и случаются чудеса. Почему я так говорю, спросите вы?
Сегодня вновь получила привет от «Чародейки» (показ) и сразу поняла, чем мы будем заниматься.
Воспитатель: «Чародейка» - девочка творец, которая увлечена художественным творчеством. И предлагает Всем делать этот мир ярче… (дети подходят к интерактивной доске)
ОБРАЩЕНИЕ «ЧАРОДЕЙКИ» (видеопредставление «Чародейка»)
Воспитатель: «Чародейка» передала нам жетон (показ), это означает, что художница бросает нам вызов и необходимо выполнить задание… Чародейка предлагает нам поэкспериментировать с цветами красок и собрать чародейственный цветок из ажурных лепестков, который имеет волшебную силу, воспользовавшись которой мы сможем заглянуть в таинственный короб нашей Чародейки и узнать её маленький секрет…
Воспитатель: Перед тем как приступить к выполнению задания, хочется задать вам вопрос: Как выглядел бы наш окружающий мир, если бы цвета исчезли?
Дети: Всё стало бы скучным, некрасивым, неинтересным, прозрачным… люди перестали бы радоваться …
Воспитатель: С вами, ребята, я соглашусь. Наверное, нам было бы очень не комфортно жить в неразличимом, прозрачном мире…
А вот в мире многообразия цветов, пожалуй, интересней…
(воспитатель читает стихотворение Лиды Костиной «Многоцветье»,
с показом цветных иллюстраций)
Красок ярких многоцветье,
Чем не повод для стиха?
Подарить хочу вам, дети,
Штрих весёлый про цвета!
БЕЛЫМ цветом снег сияет,
Белый в море пароход,
Чайка белая летает,
Белый аист гнёзда вьёт.
СИНИЙ, синий — цвет красивый,
Цвет небес и цвет дождя,
Синей птицы синекрылой,
И чернильного пятна.
КРАСНЫЙ, красный — цвет опасный,
Если светит светофор,
Но он выглядит прекрасным,
Когда зреет помидор.
Вот ЗЕЛЁНЫЙ — цвет лягушки,
Цвет лужайки и куста,
Ёлки с шишкой на макушке,
И капустного листа.
ЖЁЛТЫЙ — солнце, одуванчик,
И далёкий огонёк,
А ещё в веснушках мальчик,
И с лимоном пирожок.
Цвет КОРИЧНЕВЫЙ — суровый,
Гор высоких и ветвей,
Цвет ботинок и забора,
В цвете этом воробей.
ЧЁРНЫЙ — ночь и фон созвездий,
Чёрный уголь и земля,
Чёрным цветом, вы заметьте,
В книгах пишутся слова!
Воспитатель: Ребята, среди многообразия красок есть основные, главные (первичные) цвета – это красный, синий и желтый. Они называются хроматическими, то есть цветными, смешивая которые можно получить все остальные цвета и оттенки. Посмотрите на экран…
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СМЕШИВАЕМ ЦВЕТА»
[/h3]
(на интерактивной доске)
Воспитатель: О многообразии цветов мы поговорили, пора приступить к продуктивной деятельности. У меня есть цветовые фишки… (воспитатель показывает и раздает), будете работать с тем цветом гуаши согласно двум цветам вашей фишки. Вот ты, Влада, с какими цветами будешь работать? (ответ ребёнка)
Воспитатель: Замечательно! Занимайте места и начнем творить…
У каждого на столе палитра, на которой вы будете смешивать чистые краски для получения необходимого цвета. У каждого получится свой особенный оттенок. Полученным цветом раскрашиваем ажурные лепестки нашего цветка. Задание усложнено тем, что закрашивать мы будем не бумажный лепесток, а какой?
Дети: мягкий пластик
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
[/h3]
(дети садятся за столы)
Воспитатель: Приступаем к превращению простых на первый взгляд вещей в удивительное и невероятное.
(Дети приступают к смешиванию цветов на палитре, воспитатель напоминает детям ряд правил, которые необходимо соблюдать при работе с гуашью)
Правила
Краски класть в углубление палитры небольшими порциями, тщательно промешивать краски между собой, чтобы цвет получился однородным и лишь, потом наносить на лепесток.
Белую краску всегда наносить на кисть первой.
При закрашивании лепестка стараться равномерно наносить краску, закрашивать без пробелов, тщательно закрашивать края лепестка
Лепесток придерживать пальчиком на неокрашенном месте.
По окончанию работы тщательно прополоскать кисточку, вытереть бумажной салфеткой.
Руки вытереть влажной салфеткой, если это необходимо.
(По окончании смешивания цветов краски, дети приступают с закрашиванию лепестка под музыку Ю. Чичкова, М. Пляцковского «Песня о волшебном цветке»)
Воспитатель: (по окончанию работы) Немного дадим подсохнуть нашим лепесткам и поговорим о получившихся оттенках.
(Воспитатель обращается к каждому ребенку с просьбой описать получившийся цвет)
С какими цветами работала, ты, Катя? Какой оттенок получился? Какого цвета при смешивании у тебя оказалось больше (меньше)? Осталась ли, вы, довольны получившимся оттенком? Что изменили бы в процессе смешивания? Интересно ли было работать не с бумагой? Догадался ли кто-нибудь из вас, что теперь мы будем делать с этими лепестками?
Дети: Будем собирать цветок
Воспитатель: Верно. Давайте разместим лепестки на панно так, чтобы получился цветок. Начнём с серединки цветка.
(дети с воспитателем располагают на магнитной доске лепестки, создавая цветок)
Воспитатель: Прекрасно! (восхищается цветком) Ребята, а как другими словами можно описать чародейственный цветок?
Дети: Волшебный, чудесный, сказочный и т. д.
Воспитатель: Цветок у нас действительно получился необычный! А сейчас настало время заглянуть в таинственный короб нашей Чародейки и узнать её маленький секрет…
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ
(Воспитатель открывает таинственный короб, достает послание от «Чародейки» и зачитывает)
«Дорогие ребята, вы превосходно выполнили мое задание, узнали мой маленький секрет получения новых цветов и оттенков. В благодарность дарю памятки-подсказки и набор гуаши. Желаю творческих успехов!»
РЕФЛЕКСИЯ
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами провели творческие эксперименты по смешиванию красок. Вам понравилось занятие?
Дети: Да.
Воспитатель: Что именно заинтересовало?
Дети: ответы детей
Воспитатель: (обращает внимание детей на стол, на котором находятся магнитные картинки)
Воспитатель: А опыт, который вы сегодня получили, пригодится вам в дальнейшем?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Ребята, если наше занятие вам понравилось, вы узнали для себя что то новое и полезное, то выберите пчёлку. Ну, а если было не интересно, то оценивайте улиткой.
Воспитатель: Всем спасибо, пора возвращаться в группу.
Список использованной литературы
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.
Интернет-источник
https://stihi.ru/2018/01/12/5441 Лида Костина «Многоцветье»