Наталья Козлова
Конспект педагогического мероприятия в средней группе «Жемчужина Сибири — озеро Байкал»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование экологической культуры дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить детей с одним из уникальных озёр мирового значения.
2. Познакомить с лекарственными свойствами растений Прибайкалья (ромашка, одуванчик, подорожник)
3. Познакомить с животными Прибайкалья (куница, соболь)
4. Познакомить детей с Красной книгой Иркутской Области, с некоторыми видами растений и животных занесенных в Красную книгу.
5. Учить детей заботиться об окружающей среде.
6. Воспитывать потребность общения с природой, интерес к познанию её законов и явлений.
Публикация «Конспект педагогического мероприятия в средней группе „Жемчужина Сибири — озеро Байкал“» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2013
Материал: Иллюстрации и фотографии о Байкале (растительный и животный мир озера Байкал);
Ход занятия:
Сюрпризный момент в группу входит «Сибирячок» (в роли Сибирячка-воспитатель)
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Сибирячок. Сегодня я пришел к вам в гости чтобы рассказать о славном озере. А как вы думаете о каком озере мы будем с вами говорить (О Байкале)
Я очень люблю путешествовать и узнавать что-либо новое. А вы любите путешествовать? Тогда я предлагаю вам совершить путешествие к озеру Байкал на моем корабле. Наш маршрут пройдет по станциям:
1. Станция «Цветочная»
2. Станция «Животный мир»
3. Станция «Байкал»
4. Станция «Заповедная»
На каждой станции вас ждут различные вопросы, задания, игры.
Первая остановка: станция «Цветочная»
Смотрите-ка, друзья, как хороша земля.
Поёт о чем-то лес, ветвями шевеля,
И слышен шорох трав, на них горит роса. (показ картинки с растениями)
Ребята, а как вы о чем мы с вами поговорим на этой станции (о растениях).
Но эти растения не простые, а лекарственные? А как вы думаете, почему их называют лекарственными?
Первое лекарственное растение
Белая корзинка, Золотое донце.
В ней лежит росинка И сверкает солнце.
Мы домой ее возьмем И на стол поставим.
Если вдруг мы прихворнем - Мы ее заварим. (Ромашка) (показ слайда)
Ромашка используется как болеутоляющее, успокаивающее средство
Второе лекарственное растение
В летний солнечный денек. Золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке все дремал он у дорожки,
А проснулся - улыбнулся: - вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь, Тише, ветер луговой! (Одуванчик) (показ слайда)
Одуванчик используется как средство, улучшающее пищеварение и повышающее аппетит. Листья содержат много витаминов, можно использовать для приготовления салатов, а из корзинок можно приготовить мед и варенье.
Третье лекарственное растение
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его – сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)
Листья подорожника используют в виде сока при лечении кашля, листья применяются наружно как ранозаживляющее средство.
Игра «Цветочная поляна» (Дети делятся на 3 команды. Собрать цветок и назвать его)
Вопросы:
1. Какой цветок вы собрали?
2. А какими свойствами обладает этот цветок?
3. А какую помощь может оказать нам этот цветок?
Вторая станция: «Животный мир»
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул как огонек? (Белка, показ слайда)
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(Медведь)
Посмотрите-ка, какая:
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
(Лиса)
Шубка серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
(Заяц)
Хищный маленький зверёк,
Но не норка, не хорёк.
Белочка в дупле боится,
Что ее найдет… (куница)
Куница - ловкий, красивый и хищный зверек.. Шубка пушистая, теплая, густая. На горле и груди есть украшение - желтое или с оранжевым оттенком пятно. А на лапах крепкие острые когти. Весь день куница спит, лишь с наступлением ночи выходит на поиски добычи. Куница славится своим замечательным мехом.
Хищный небольшой зверек от людей живет поодаль.
На куницу он похож, называется он (соболь)
Соболь - ловкий, красивый и быстрый зверек. Он любит жить там, где много поваленных деревьев, коряг, зарослей.
У соболя гибкое сильное тело, небольшой пушистый хвост, широкие лапы с острыми коготками. На голове с узкой мордочкой небольшие, почти круглые ушки. Славится соболь своей меховой шубкой
Игра «Угадай животное»
Задание «Чьи следы»(Ответ посмотреть на слайде с изображением того животного, кому принадлежит след)
Третья станция «Станция «Байкал»
Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем-
Как его мы назовем (озеро Байкал, показ слайда)
. Это озеро – священный дар природы. Ещё его называют “жемчужиной Сибири”. «Святое море”, “Святая вода”, так называли Байкал с незапамятных времён.
А сейчас я хочу рассказать вам легенду Байкала (дети садятся на ковер)
В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна. Почему так происходит, я вам сейчас расскажу? В старые времена Байкал был весел и добр. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Днём светила светлее неба, ночью темна темнее тучи. Шаловлива и капризна была красавица Ангара.
Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но. Случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери.
Так и течёт ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаман камнем (показ слайда)
Задание: продолжи предложение
1. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает (Ангара)
2. Решила Ангара бежать от отца Байкала, а почему?
3. А как звали жениха Ангары?
4. А как называется камень брошенный отцом Байкалом в след убегающей Ангаре? (Шаман камень)
А сейчас ребята я буду загадывать вам загадки, и вы узнаете, кто обитает в этом священном озере?
У нее во рту пила.
Под водой она жила,
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (Щука, показ слайда)
Начинается на «о»,
ох, и любят же его!
Говорят – живет в Байкале.
Вы, случайно, не слыхали? (Омуль, показ слайда)
Также, ребята кроме щуки и омуля в Байкале живут следующие рыбы: окунь, ленок, таймень, голомянка.
В снежном логове родятся.
Простудиться не боятся.
Подрастут – начнут нырять,
шубки белые менять.
Если очень повезёт –
лет полсотни проживёт.
Что за зверь такой с усами?
Ну, подумайте-ка, сами! (Нерпа, показ слайда)
Релаксация:
Дети садятся на ковер:
•поурчим, как нерпа
•полежим как нерпа на солнышке
•поплаваем ловко в воде.
Четвертая станция «Заповедная»
Многие красивые растения и животные стали сегодня редкостью и поэтому занесены в Красную книгу. А вы знаете, что такое красная книга? Красная книга – это список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов.
Вот и у нас существует в Иркутске и в Иркутской области Красная книга. В нее занесены следующие цветы и животные: колокольчики, жарки, ландыш, саранка, нерпа.
И сейчас, ребята я предлагаю вам сделать свою красную книгу. Что бы приходящие к нам в детский сад ваши родители, бабушки, дедушки выдели какие растения и животные нужно беречь и охранять. (Изготовление книги)
1 ребенок:
Нужен Байкал тебе и мне,
Нужен чистый воздух на заре,
Птичий гомон, и синева рек,
Солнце, дождик и белый снег.
2 ребенок:
Давайте будем его беречь,
Не будем силы свои жалеть.
Пусть будет вечно он голубой,
Наш добрый батюшка, Байкал дорогой.
Сибирячок: Молодцы, ребята хорошо справились со всеми заданиями!
Но нам пора возвращаться домой.
Сибирячок: Ну вот и закончилось наше с вами путешествие. Вам понравилось путешествовать вместе со мной? Да и мне с вами понравилось проводить время, но к сожалению мне нужно возвращаться к себе домой в. Я живу в лесу охраняю наш Сибирский лес от вредителей. И в память о себе я хотел бы подарить вам эмблемы с надписью «От друга Сибирячка»(Вручение эмблем)
До свидания, до новых встреч.
Озеро Байкал
Отправляемся в путешествие
Игра "цветочная поляна"
Изготовление "Красной книги"