Дигурова Яна
Конспект занятия по ознакомлению детей дошкольного возраста с народными промыслами Осетии
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о виде народных промыслов –гончарное дело. Расширять представления о гончарном деле в Осетии
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством. Закрепить и обобщить представления детей о характерных признаках глины, расширить знания детей о гончарном деле.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей дошкольного возраста с народными промыслами Осетии» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Республика Северная Осетия - Алания
- Темочки
Развивающие: Развивать мыслительные процессы: мышление, память; развивать речь. Обогатить и активизировать словарь по теме.
Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, родного края, воспитывать интерес к гончарному делу, воспитывать аккуратность, активность, инициативность.
Интеграция образовательных областей:
-Познавательное развитие
- «Социально-коммуникативное развитие»,
- «Речевое развитие»,
- «Физическое развитие»,
- «Художественно эстетическое развитие».
Методы и приё мы:
Игровые
- создание игровой ситуации
Словесные
- разговор, беседа
- вопросы,
- напоминание, пояснение
Материал и оборудование: проектор, экран, компьютер, иллюстративные материалы, оформление стенда с изделиями народных умельцев, аудиозапись осетинских народных мелодий.
1. Организационный момент.
(играет не громкая осетинская мелодия. В зал входит воспитатель с девочкой и ведут беседу)
Воспитатель: Яночка как ты провела выходные дни? (рассказ Яны)
Я тоже люблю ездить в гости к моей бабушки. Она живет высоко в горах в селении Фиагдон. В горах все необыкновенно- свежий воздух, бегущая по камням прозрачная горная река, и всюду растут цветы. Всегда к нашему приезду готовы вкусные осетинские пироги. В доме у нее есть много старинных вещей, доставшихся ей от предков. Все эти вещи имели интересную историю. Среди них был кувшин, который мне нравился, и бабушка мне его подарила. Но я не помню куда положила дорогую для меня вещь. Яна поможешь его найти?
Яна: а давай позовем детей, и мы его точно найдем. (зовут детей).
Дети входят
Воспитатель: Ребята, мне нужна ваша помощь. Я не могу найти вещь, которая мне очень дорога. Спасибо ребята что помогли найти кувшин. (рассказ воспитателя о кувшине).
Ребята как вы думаете
-из чего он сделан?
-а где вы видели еще такой кувшин?
-что вам больше всего запомнилось в музеи,
-кто делал такие кувшины,
Много лет назад в каждом осетинском ауле жил мастер- гончар, который создавал предметы кухонной утвари вручную. Лепил ее разными способами. Посуда получалась, не ровная не совсем красивая и быстро ломалась. И вот чтобы посуда получалась ровная, красивая и не ломалась, люди изобрели гончарный круг. В каждом доме была такая посуда.
И приглашаю вас друзья
в чудесный мир зову вас я!
в мир новых и интересных впечатлений
Хотите?
Сегодня я хочу пригласить вас в наш мини- музей, чтобы познакомить с интересными экспонатами.
Но прежде давайте вспомним правила поведения в музее.
правила: громко не разговаривать, внимательно слушать и не трогать экспонаты руками, не бегать.
Сегодня в музее выставка работ народных умельцев, осетинских мастеров
Наш народ издавна славился изготовлением глиняной посуды – это и называлась гончарное дело.
В глиняной посуде хранили, варили, из нее ели. Посуда изготовленная осетинскими мастерами, славилась красотой и долговечностью.
Чтобы посетители выставки больше узнали об экспонатах им предлагают – экскурсовода. Кто хочет быть сегодня экскурсоводом. (выбор экскурсовода)
Воспитатель: Понравилась вам экскурсия? Как называются мастера, которые изготавливали глиняную посуду? А на чем они ее делали? (ответы детей)
А теперь предлагаю немного отдохнуть- (физминутка)
«Привезли мы глину с дальнего бугра.»
(едут на лошадках, руки вперед, руки сжаты в кулачки, энергично сгибаем в локтях)
Быстро, за работу чудо мастера!
(руки на поясе, наклоны влево, вправо)
Вылеплю горшочек, хорошенько сглажу,
(показывает пальцами рук, ладошками «сглаживает»)
Высушу, узором я его украшу
(дуем, воображаемая кисточка, рисуем)
Кринки и кувшины, плошки и чашки
(показывает ладошкой правой вправо, затем левой влево, с наклоном туловища)
В жаркой печке обретут яркие рубашки
(показать руками» рубашки», руки на пояс)
А сегодня мы еще с вами поэкспериментируем «Как реагирует глина и земля на воду»
Опыты с глиной. (шарики из глины и земли бросаются в воду). Дети подводят итог.
Воспитатель: Недавно мы с вами посетили студию художницы Боцоевой Карины, где мы не только могли рассмотреть ее работы, но и поучаствовать в их создании. Давайте вспомним как это было. (видеоролик с мастерской).
И сегодня она прислала нам вот эти глиняные тарелочки. Сейчас они выглядят немного скучно, но их можно оживить с помощью орнамента.
С древних времен люди разрисовывали посуду, предметы мебели, одежду, национальным узором – осетинским орнаментом.
Человек посмотрел узоры для орнамента у природы. Давайте вспомним эти элемента орнамента: (показ на стенде)
Зигзаг- это вершины снежных гор
Завитки- это рога горного тура
Волнистая линия – это горные реки.
В группе мы украсим свои тарелочки орнаментом и пополним выставку этими работами. Согласны?
Как было приятно вспомнить экскурсию в музей и художественную студию.
Я рада что вам понравилось. Пожалуйста пройдите к столу. Здесь я для вас приготовила картинки. Найдите среди этих картинок изображение глиняной посуды. (сюрприз среди изображений- конверт с диском)
Воспитатель: Я предлагаю открыть и посмотреть, что же лежит в конверте – Диск!
Давай те включим его и посмотрим, что на нем записано. (вопросы детей старшей группы с экрана)
1. Мы очень любим лепить из пластилина разные фигурки, а из чего еще можно лепить?
2. Что такое глина?
3. Где добывают глину?
4. Какого цвета бывает глина?
5. Кто создает глиняную посуду?
Воспитатель: Ребята меня радует, что вы правильно ответили на вопросы, справились с этим заданием.
Рефлексия: Мне как всегда понравилось с вами работать, мы еще раз вспомнили что такое гончарное дело, кто такой гончар, как работают с глиной.
А с кем бы вы хотели поделиться своими знаниями?